Бывает, что материалы пишутся по принципу: что вижу — то и описываю. Остаётся добавить несколько фотографий и материал о путешествии готов. Особенно когда объект описания не имеет за собой исторического шлейфа. Но иногда одно начинает цепляться за другое и получается целое исследование. Так у меня получилось с памятником Репину в Москве Памятник Репину. Художник: реальность, парадоксы и мистика.
Долгое время не знал откуда начать рассказ о Долгоруковском обелиске в Симферополе. И вот наконец решил начать с Анны Иоанновны...
Многие считают, что первая неудачная попытка дать России конституцию и ограничить власть самодержавия была предпринята декабристами. На самом деле история России изобилует различными сюжетами. Желание дать России конституцию в 1730 году оказалось опасным и даже смертельным для целого княжеского рода Долгоруковых, одним из далёких предков которых был сам Рюрик.
Герб рода Долгоруковых. (Из Интернета)
В 1726 году императрица Екатерина I создала Верховный Тайный Совет, который задумывался как высший совещательный государственный орган при императоре, но постепенно приобрёл значительную силу. Если на государственном указе отсутствовала одна из подписей (императрицы или Верховного Тайного Совета), то указ считался недействительным и не подлежал исполнению. В своём завещании вдова Петра I предоставила Верховному Тайному Совету власть равную власти императора, но только на период малолетства Петра II. Но мало власти не бывает, когда Петр II умер, то у Совета возникла мысль поставить во главе Российского государства человека, который был бы обязан своим возвышением членам Совета и не стал бы возражать против введения в России конституции.
Из восьми членов Верховного Тайного Совета четверо принадлежало к роду Долгоруких — Василий Лукич (1670 -1739), Василий Владимирович (1667- 1746), Алексей Григорьевич (? — 1734) и Михаил Владимирович (1667-1750).
В качестве слабого звена многомудрые члены Верховного Тайного Совета на роль императрицы выбрали Анну Иоанновну — младшую дочь брата Петра I Ивана. Она подписала акт, называемый "Кондициями", в котором ограничивалось самодержавие императора и без решения Совета многие действия императором не могли бы быть исполнены. Но новая российская императрица нашла на кого опереться в российской политической возне и в результате чего "Кондиции" были аннулированы, а Верховный Тайный Совет разогнан.
Анна Иоанновна. Портрет неизвестного художника(Из Интернета)
С Долгорукими поступили сурово. Но сделали это постепенно, сначала удалив их из столицы. Василий Лукич Долгоруков был назначен губернатором в Сибирь, Михаил Владимирович — губернатором в Астрахань, Иван Григорьевич – воеводою в Вологду. Только Василий Владимирович был назначен президентом Военной коллегии.
Но все эти назначения были недолгими и все были сняты с должностей в течение 1730-1732 годов и сосланы подальше от столицы. Алексей Григорьевич и его брат Сергей были сосланы сразу, без промежуточных этапов. Домочадцы князей Долгоруких подверглись преследованиям вместе с главами семейств. Всем членам семейства Долгоруких было запрещено давать офицерские чины, разрешая лишь служить солдатами.
Но на этом злоключения рода Долгоруких не закончились. 12 ноября 1739 года был издан указ, из которого стало известно о судьбе бывших всесильных вельмож : "князю Ивану Алексеевичу отсечена голова после колесования, князю Василию Лукичу, князьям Сергею и Ивану Григорьевичам просто отсечены головы, князей Василия и Михайлу Владимировичей велено держать в ссылке и, кроме церкви, никуда не пускать."
При этом Василия Владимировича сначала также приговорили к смертной казни, но потом заменили её ссылкой. Примечательно, что Василия Владимировича Долгорукого на посту президента Военной коллегии сменил граф Бурхард Кристоф фон Мюнних, в нашей истории более известный как Христофор Антонович Миних (1683-1767). Интересно, что после смерти Анны Иоанновны произошла обратная рокировка и Василий Владимирович стал президентом Военной коллегии повторно, занимая эту должность с 1741 по 1746 год. Когда началась русско-турецкая война 1735—1739 годов, то Миних был назначен главнокомандующим русской армии.
(Из Интернета)
В результате штурма Перекопа 19 — 21 мая 1736 года русская армия под командованием Миниха впервые вступила на землю Крыма. Это произошло первый раз в российской истории, но увы не последний. Судьба любит порой творить жестокие шутки, при этом не смотрит на чины и звания. Единственным человеком, который штурмовал Перекоп простым солдатом, затем продолжил путь в Крым офицером, а через много лет снова взял Перекоп уже в звании генерала-аншефа и являясь командующим русской армией был Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722- 1782), который был сыном опального Михаила Владимировича Долгорукого и племянником Василия Владимировича Долгорукого.
Ничто не предвещало блистательной военной карьеры Василию Михайловичу, участвовавшего помимо русско-турецких войн 1735-1739 и 1768-1774 годов, в русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войнах. Мальчонку из опального рода было запрещено учить грамоте , а в апреле 1736 года его включили в состав Троицкого полка простым драгуном. Матушка-императрица Анна Иоанновна повелела предоставить опальным Долгоруким возможность служить в армии только солдатами и ни в коем случае не предоставлять им офицерские чины. Так неграмотный мальчишка, которому было от роду 13 лет, попал на войну.
Четырнадцать лет ему исполнилось лишь в июле 1736 года. Укрепления на Перекопе выглядели грозно и неприступно: вал высотой 20 метров и длиной 8 километров, на котором находились шесть башен и 184 орудия, перед валом ров глубиной 10 метров.
(Из Интернета)
Позади 3 000 янычар турецкого гарнизона находилась татарская конница. Генерал-фельдмаршал Миних издал по армии приказ, гласящий — солдат первым взошедший на валы Перекопа будет удостоин офицерского звания. Каким же было удивление полководца, когда первым взошедшим на стены Перекопа под яростным турецким огнём оказался тринадцатилетний мальчишка. Но слово -не воробей, Василий стал после боя прапорщиком, в те времена это был первый офицерский чин. Об этом красочно поведал читателям писатель Валентин Саввич Пикуль в рассказе "Солдат Василий Михайлов".
Когда же Миних узнал, что вновь испеченный офицер из ненавистного императрице рода, то менять своего решения не стал, да и императрица смилостивилась — не стоит у сосунка офицерскую шпагу отнимать. Так Василий Михайлович стал единственным из Долгоруких, получивший офицерское звание во времена царствования Анны Иоанновны. Затем были другие императрицы и императоры при которых военная карьера бывшего солдата пошла вверх. И видимо не случайно судьба так решила, что второй раз русские войска взяли Перекоп в 1771 году под командованием генерала, чья военная карьера началась именно на этих стенах.
Портрет В.М. Долгорукова-Крымского, работы Рослина (1776). Фото из Интернета
Только в отличие от Миниха Долгорукий Крым занял и вынудил крымского хана Селима бежать в Турцию. Но стать фельдмаршалом стать Василию Михайловичу было не суждено, хотя он был осыпан почестями и наградами за подписанный 1 ноября 1772 года им Карасубазарский трактат, согласно которого Крым объявлялся независимым от Османской империи ханством под покровительством России, морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале стали русскими. Долгоруков получил к фамилии добавление Крымский. Екатерина с уважением отзывалась о нём: "К незабвенной славе России завоевал он Крымский полуостров, отворил российскому флоту путь в Черное море".
Многие помнят серию рекламных роликов "Всемирная история, Банк Империал". В одном из них Екатерина Великая воскликнула "Звезду Суворову Александру Васильевичу!". По поводу Долгорукова-Крымского существует более грустный исторический анекдот. На званном обеде, который давала Екатерина II в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774, веселящегося народа было много. Когда императрица передала бокал с вином и сказала передать "князю Долгорукову", затем, подумав, добавила "фельдмаршалу". Бокал пошёл по рукам и то ли Долгоруков не расслышал, то ли неправильно понял, но он передал этот презент монаршьей милости рядом сидящему фельдмаршалу Голицыну. Более императрица о новом звании не говорила.
8 апреля 1783 года Крым был включен в состав Российской империи. Прошло 60 лет после смерти Долгорукова-Крымского и в Симферополе на средства его внука князя Василия Васильевича Долгорукова (1786- 1858)
(Из Интернета)
был открыт 29 сентября 1842 года памятник-обелиск высотой 18,5 метров из диабаза (архитектор А. Штрейхенберг, работы по камню Федора Вахрушева).
Появился обелиск на месте, где согласно преданию находилась в 1771 году штабная палатка его знаменитого деда. Обелиск сначала называли памятником Долгорукову, при этом это был первый гражданский памятник Симферополя. Улица, на которой расположился обелиск, когда-то носила символичное название "Дорога на Перекоп", в 1883 году была переименована в Долгоруковскую. В 1924 году стала именоваться улицей Карла Маркса, а в 2009 году — снова стала Долгоруковской.
Место для обелиска было выбрано удачно — в центре города возле кафедрального собора Александра Невского.
На постаменте 4 мраморных медальона, по одному с каждой стороны. Сделаны они были из знаменитого каррарского мрамора (Италия). Описания их взяты из открытых источников.
В центре медальона — князь Долгоруков-Крымский с лавровым венком на голове. Грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного.
По кругу текст, исполненный в правилах старого правописания: "Князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому от внука князя Василия Долгорукова".
Композиция под условным названием "Война".
В центре медальона — герб Российской империи (эмблема присоединения Крыма к Российской империи), по кругу — многофигурная композиция, воскрешающая битву русских и татар. Их изображения аллегоричны.
Изображение фамильного герба князя Долгорукова.
Композиция под условным названием "Мир".
В центре медальона — изображение христианского (четырёхлапчатого) креста в сиянии.
По кругу — многофигурная композиция. В дореволюционных источниках она часто именовалась так: «Князь Долгоруков вручает законы покорённым народам». Они изображены в лице трёх избранных представителей, сопровождаемых толпой мужчин и женщин, несущих трофеи и дары князю (драгоценные сосуды, курильницы и т. д.; некоторые подводят из толпы коней).
В нижней части рельефа — христианский священник, проповедующий крымцам Слово Божие.
В правой части композиции — аллегорическое изображение окончания войны: вдали расположены проводники с верблюдами, на которых везут раненых в сражении, группа русских и татар, перевязывающих раны; пленники, освобождаемые от оков.
Удивительно, что после революции памятник не снесли, а вот медальоны посшибали.
В последующие реставрации памятника медальоны восстанавливали, но не в первоначальном виде. Только с 2011 года мы можем увидеть медальоны такими какими они были до их уничтожения 1 мая 1919 года.