Как хочешь отпраздновать 23 февраля — спросила меня Алла, когда мы закончили дела.
А давай куда-нибудь поедем — ответил я. Поездка ведь отличный подарок для путешественника. Очень далеко ехать было не охота. Для посещения парков погода не очень. Во, мы никак не заедем в музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда». Все мимо проскакиваем. Давай в этот раз поедем прямо туда.
Сказано - сделано. И вот 43 км уже позади, переезжаем по мосту через скованную льдом Неву, круто направо, еще направо и налево по указателю.
Паркуемся и идем осматривать расположенную перед входом в Диораму выставку танков. Жаль нет табличек, так как служил я в ВВС и в танках разбираюсь плохо. А их тут такое разнообразие!
От почти игрушечных
Под номером 22 - это Т - 38 легкий плавающий танк. Между белым танком и маленьким с номером 22 стоит танк КВ - 1С.
До больших с маленькими пушками
Белый танк и танк с номером 061 - это (Климент Ворошилов) КВ-1,
На заклепках легкий танк Т-26
И перевозной ДОТ из толстенного металла
Может знатоки прокомментируют, что это за танки?
Побродив среди экспонатов, подходим к новому зданию. Увы, закрыто. Как потом сказал экскурсовод, это новое здание для Панорамы, которое откроется только в январе 2018 года. В этой Панораме можно будет походить по окопам и увидеть все так, как это видели солдаты, наши деды.
Вход стоит 100 рублей для взрослого. Сам музей очень небольшой и расположен прямо под эстакадой, ведущей на мост через Неву.
Как мы поняли, каждый час экскурсовод рассказывает пришедшим что изображено на Диораме. Мы немного опоздали, но дослушали с интересом.
На Диораме изображен не конкретный бой, а события, которые происходили в течении 5 дней.
Поэтому без рассказа экскурсовода невозможно разобраться где и что происходит. К посещению рекомендую. Хотя лучше конечно дождаться открытия Панорамы и посмотреть все сразу.
Поскольку осмотр Диорамы оказался быстротечным, мы решили заехать в Шлиссельбург и посмотреть, нет ли там чего интересного. Тем более были рядом — всего 6 км.
Поскольку в этих районах шли жесточайшие бои во время войны, ничего исторического в Шлиссельбурге не сохранилось. Из нового тоже особо посмотреть нечего. Есть остатки Петровских шлюзов, но их плохо видно под снегом. Кстати, интересная тема.
Дело в том, что Ладожское озеро очень большое. Как на море не видно противоположного берега. Ну и бывает разыгрывается сильное волнение. В такую погоду трудно плыть торговым судам. Тем более вдоль южного берега встречаются мели и валуны. Ну представьте, в начале 18 века за год гибло около 1000 кораблей на важном торговом пути. Вот и был еще в петровское время прорыт канал со шлюзами.
Из Википедии: «Ла́дожский, позднее Петро́вский или Старола́дожский кана́л — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.»
Позднее, после сильной засухи в 1826 году, Староладожский канал обмелел и стал не пригоден для судоходства. После обследования было принято решение о постройке Новоладожского канала, более глубокого и широкого. Новый канал построили между старым и Ладожским озером. Он действует до сих пор.
Вид на крепость Орешек через Новоладожский канал.
Уже возвращаясь к машине мы осмотрели военно-технический музей «Эхо великих сражений». Это снятые с послевоенных кораблей орудия и пулеметы. Кое-что на них крутится. Дети лазают с удовольствием.
Алла встала рядом, чтобы вы оценили размеры орудий.
Ну, а наша прогулка по Шлиссельбургу на этом закончилась. И погуляли, и музей посетили, и прокатились немного. Маленькое, но все же путешестви во времени и в пространстве.