Щелыково находится посреди костромских лесов недалеко от тех мест, куда Сусанин привёл на гибель польских мародёров. Места эти и сейчас труднодоступны: хотя Щелыково и находится в Костромской области, возят туда преимущественно из Кинешмы. Дорога из Кинешмы в усадьбу плохая, но говорят, что из Костромы ещё хуже.
Щелыково — это усадьба, принадлежавшая драматургу Островскому, и хотя она менее раскручена и знаменита по сравнению с Михайловским, Тарханами, Ясной Поляной и Мелихово, но однозначно заслуживает посещения.
Имение приобрёл отец драматурга. Начинающий писатель впервые приехал в Щелыково вечером 1 мая 1848 года. После долгой дороги он был в угрюмом настроении, и имение ему не понравилось. Но уже на следующий день он записывает в своём дневнике: «Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе в воображении своё Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты. Дом стоит на высокой горе, которая слева и справа изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и ёлками, что никак не выдумаешь ничего подобного».
Территория, изрезана многочисленными оврагами и делится на две части — Верхний и Нижний парки
С годами привязанность Островского к Щелыково только крепла. Начиная с 1868 года Островский проводил в Щелыково четыре-пять месяцев в году. Любимым увлечением Островского была рыбная ловля. Сохранились воспоминания о ритуале открытия рыболовного сезона, о походах «по грибы», их хочется цитировать «целыми простынями», но удержимся, побив себя по рукам).
По воспоминаниям дочери драматурга М. А. Шателен всякую живность Островский любил до обожания. Он запрещал убивать старых лошадей, и они на полном довольствии доживали до естественного конца.
Щелыковские впечатления отразились в одном из самых поэтически совершенных произведений русской литературы: в «Снегурочке». Берендеев лес, поляна народных гуляний, родники, бьющие на опушке леса — всё это реальные места, окружавшие усадьбу.
В своём любимом имении Островский и скончался и был похоронен на соседнем погосте Никола-Бережки.
На усадебной территории создан большой музей-заповедник.
Через парковые овраги проложены живописные мостики, и в самых разных местах разбиты красивые цветочные клумбы. Планировкой и поддержанием зеленых насаждений занимались три поколения семьи Островских.
Нижняя беседка, от нее ведет лестница к главному дому.
Вид на южный фасад дома с крытой террасой
Дом кажется огромным. Но внутри очень скромный.
Обстановка, интерьеры, мебель и личные вещи писателя — сотрудники музея постарались сохранить в точности, как это было при самом Островском. Большая часть экспонатов принадлежала семье Островского, остальные же созданы в тот же период.
Столовая. У большого стола есть свое прозвище — «сороконожка», все из-за десяти ножек с колесиками.
Кабинет. Островский и умер за работой, находясь в своем писательском кабинете.
Вид с террасы южного фасада
Небольшая спальня. Супруга пережила Островского на два десятка лет, и после его смерти переоборудовала ее под одного человека. Всё очень скромно.
Голубой дом», более известный как резиденция Снегурочки. Построен в 1903 году по собственному проекту дочерью драматурга М. А. Островской-Шателен.
P. S. Пьесы Островского, хотя нынче и не популярны, но на удивление злободневны. Как говорится в бессмертном произведении «Люди всё те же, только квартирный вопрос их испортил».
Желающих почитать воспоминания, которые мы не имели возможности процитировать отсылаем к книге Владимир Новиков «Русская литературная усадьба» издательство «Ломоносов». Есть ещё и вторая часть). Очень духоподъёмное чтение).