Шаройский башенный комплекс расположен в селе Шарой одноимённого района Чеченской Республики. Это на юге, почти у самой границы с Грузией.
Шаройский башенный комплекс расположен в селе Шарой одноимённого района Чеченской Республики. Это на юге, почти у самой границы с Грузией.
Туристы в Шарой приезжают редко. Своим ходом добраться сюда сложно, соответственно, многие про Шарой вообще не знают. Если из Грозного выехать на машине, на дорогу уйдёт более двух часов. Однако, кто посетит Шарой, о потраченном времени не пожалеет!
Если о Кавказской войне и о имаме Шамиле расскажет любой старик, то более древнее прошлое покрыто тайной. Есть версия, что Шарой и Шаро-Аргун этноним слова «сармат», ранее звучавшее как «шармат». В греческом и латинском языке нет звука «Ш», и потому в античных источниках зафиксировали «сармат».
«Шар. Шаро» на территории Кавказа встречаются во многих топонимах. К примеру, в X веке в Абхазии существовало владение феодала Шаро.
Башенный комплекс состоит из семи боевых и двадцати шести жилых башен, объединённых в единый узел. Крепость возведена на базальтовом плато, что позволило отказаться от фундаментов.
Историки утверждают — в Чечне феодалов не было, каждый род жил обособленно, при этом сами роды, как и везде, делились на богатые и бедные. Вокруг замка горные склоны, на которых родинками чернеют остатки строений из жилых и боевых башен.
В случае конфликта с кровниками каждый род отражал натиск самостоятельно. Если нападали соседние племена, жители окрестных хуторов переходили под защиту богатого рода и его мощных стен.
Занимая стратегическую возвышенность, Шаройская крепость располагалась на пересечении дорог из Грузии и Кахетии в Аргунское ущелье, а также в Чеберлой и Ичкерию. В более древние времена здесь находилась резиденция правителя и место заседания Совета старейшин.
По утреннему холодку выехав из глэмпинга Берег неба в Итум-Кале, в начале одиннадцатого мы добрались до Шаройского замка.
У входа уже разложились торговцы и мы приобрели у них, кто мёд, кто чай. Посмотрели стенд с информацией, купили билеты и отправились на экскурсию.
В годы первой и второй чеченских кампаний замок оказался разрушен. В 2010 г. его посетил Рамзан Кадыров.
Началась реставрация, которая продлилась до 2020 года.
В настоящем момент комплекс признан объектом культурного наследия регионального значения
Надеюсь, итумкалинцы на меня не обидятся, однако мне реставрация замкового комплекса Пхакоч на 100% достоверной не кажется. Маленькие башни возле ворот представляются декоративными. Плюс, на территории много пустого пространства, что не характерно для горских селения.
Шаройский замок восстанавливали позже. Сохранились старые фотографии, благодаря которым он обрёл первоначальный вид.
Толщина стен колеблется в пределах 0,5–0,85 м. Башни ориентированы по сторонам света. Самая высокая достигает 23 м. Камни, из которых построены здания комплекса, имеют разную форму и размер, но тщательно подобраны и обработаны, и скреплены известковым раствором.
Боевые башни оснащены машикулями. Периметр комплекса обнесён каменным забором. Длина периметра составляет 490 метров, а площадь — 0,8 га.
При реставрации в первую очередь использовались оригинальные материалы. Так на некоторых зданиях можно видеть камни с петроглифами доисламского прошлого.
Поднявшись по лестнице, отправляемся вслед за экскурсоводом на осмотр жилой башни. Согнувшись в проходе, открываем маленькую дверь и попадаем в зал,
где хозяин принимал гостей.
Интерьер восстановлен по воспоминаниям стариков. По словам экскурсовода, замок обогревался от единого котла паровым отоплением, секрет которого после депортации утерян.
Зато, что особенно интересно, местные жители предметы старины находят прямо на огородах.
Из артефактов удалось собрать несколько стендов.
Изучая экспонаты, понимаешь, с кузнечным делом местные жители были на ты.
На втором этаже располагались женские покои. На момент нашего визита, экспозиция ещё не была полностью оформлена.
Чёрным пятном в истории чеченцев стала депортация. Народ с родной земли оказался выселен. С собой разрешали брать только то, что можно было нести в руках. Предметов старины в Чечне крайне мало.
Экскурсовод с гордостью показала котёл, в котором по праздникам готовился обед для всего рода, проживавшего в замке. Котёт в музей передала местная жительница. Она откопала его на огороде.
Когда чеченцев депортировали, на их место насильно заселяли дагестанцев. Те приехали со своим имуществом. Многое оказалось утерянным и вновь обретённым. Для каких-то регионов подобный котёл предметом № 1 в музее наверняка бы не стал, а здесь это очень важный экспонат.
В следующем помещении рубанки, пилы, кувшины и многое то, чем ещё совсем недавно пользовались горцы.
От самотканого ковра, деревянных стульев и аналогичного стола одновременно веет простотой и надёжностью.
Всё самое интересное хозяйка показала под конец экскурсии.
Точнее, наиболее старые экспонаты в самом дальнем здании, ранее выполнявшем функцию жилой башни.
Здесь можно переодеться в одежду горцев, либо попробовать себя в качестве водоноса.
За водой ходили исключительно женщины, и по форме кувшина можно было понять, замужем девушка или нет.
На вопрос, какой экспонат является самым древним, женщина показала чудом сохранившийся кувшин позапрошлого века.
Что касается самого комплекса, одну из первых башен датируют XII веком. Так это или нет, не скажу. В любом случае, основание выложено из более тёмного камня, выше кладка более светлая.
Я попытался подняться, но выше второго этажа не полез. Рядом с лестницей на угловом камне тряслись от страха два месячных голубя. Малыши летать ещё не научились, могли меня испугаться и выпасть из гнезда. Посетители бывают редко, и потому голуби вывели потомство прямо на проходе.
Мы с удовольствием осмотрели восстановленную мечеть. Она легко определима по большим характерным окнам.
Внутри чувствуешь ауру веков,
а у входа реставраторы вмонтировали в стену оригинальный камень с арабской вязью.
Кто подарил музею пушку, я не запомнил, но смотрится она эффектно.
Ещё одна достопримечательностью Шароя — мазар исламского святого. По словам местной женщины, шесть веков назад из Дагестана пришёл пастух. Он начал проповедовать ислам, однако шаройцы должного внимания его речам не уделили. Скорее всего, местные жители на тот момент были язычниками и к исламу относились прохладно.
Вслед за пастухом появились недруги. Они считали, что его проповеди не соответствуют исламским традициям. Дагестанскому миссионеру неоднократно предлагали отречься от заблуждений, однако тот стоял на своём. В результате проповедника убили.
Местные жители в спор не вмешивались. Зато позже, когда ислам сделался доминирующей религией, шаройцы о проповеднике вспомнили. Могила хатиба стала мазаром. Из самых разных мест стали приходить паломники.
Иноверцев в мазар не пускают. В любом случае, в Шарое гостям рады.
За посещение башенного комплекса нужно заплатить 100 рублей. За 200 рублей для вас проведут экскурсию.