Когда я осмотрел памятник Д. И. Сенявину и заодно послушал экскурсовода, разливающуюся соловьём о том, кто памятник подарил, то повернул налево и оказался перед высокой лестницей, ведущей на холм. На вершине холма просматривался корабль на постаменте.
Подумалось, что может в честь древних греков памятник соорудили. Но поднимаясь выше увидел надпись: «Казарскому. Потомству в пример».
Как гласит легенда эту надпись придумал лично российский император Николай Первый и по его указанию она появилась на постаменте.
Памятник Казарскому и его бригу «Меркурий» стал первым памятником молодого на тот момент города, созданного во времена и благодаря бабушки Николая Первого — Екатерины Великой.
Появился памятник Казарскому по инициативе первооткрывателя Антарктиды контр-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788 — 1851). К моменту закладки памятника в 1834 году М. П. Лазарев уже стал вице-адмиралом и командующим Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. И хотя памятник был построен в 1839 году, на его пьедестале стоят цифры закладки памятника.
Если сравнить современный памятник с первоначальным, то они очень похожи, но немного отличаются.
Особенно изменилась окружающая среда вокруг памятника. Много времени и событий прошло с момента установки памятника и не одна реставрация прошлась по нему. Автор памятника — русский художник и архитектор Александр Павлович Брюллов (1798 — 1877). Строительные работы выполнил севастопольский мастер О. Г. Нюман.
Почему появился этот памятник?
Шла российско-турецкая война 1828–1829 года. В 1829 году капитан-лейтенант Казарский
был назначен командиром 18-пушечного брига «Меркурий».
Александр Иванович Казарский (1797- 1833) в 17-летнем возрасте поступил на Черноморский флот волонтёром и вся служба Казарского была до последнего дня связана со ставшим ему родным флотом. За храбрость, проявленную в боях за Анапу и Варну в 1828 году был награждён золотой саблей и получил звание капитан-лейтенанта. «Меркурий» — 18-пушечный военный бриг русского флота. Построен бриг в Севастополе, спущен на воду 7 мая 1820 года.
Начиная с 12 мая 1829 года три российских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт», 20-пушечный бриг «Орфей» и 18-пушечный бриг «Меркурий» крейсировали возле выхода у пролива Босфор. 14 мая появилась турецкая эскадра из 14 судов, русские суда подняли паруса и попытались оторваться от противника. «Меркурий» был самым тихоходным, самые скоростные турецкие корабли начали настигать бриг. Это были 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей». Остальные корабли турецкой эскадры легли в дрейф, ожидая когда бриг будет потоплен. Другого развития событий никто не ожидал. 184 пушки против 18 — гигантское преимущество. Сначала турки сократили дистанцию, а затем открыли огонь из пушек.
Вот как описывал события штурман «Реал-бея» в своём письме, посланном через 2 недели после описываемых событий: «Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь. Во время сражения мы поняли, что капитан этого брига никогда не сдастся и скорее взорвет себя на воздух. Если чье-либо имя достойно быть начертанным золотыми литерами на храме славы, то это имя капитана этого брига. Он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».
Турки помнили другого русского офицера — Христиана Ивановича Остен-Сакена (Johann Reinhold von der Osten-Sacken, 1755 — 1788). 20 мая 1788 дубель-шлюпка (небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья), чье вооружение состояло из 7 орудий, а экипаж из 52 человек под его командованием, пыталась уйти от 13 галер турков, но не получилось. Турки пошли на абордаж и дубель-шлюпка была атакована сразу 4 судами. Судно было практически захвачено противником. Отправив часть экипажа на шлюпке, Сакен-Остен спустился в крюйт-камеру и страшный взрыв поднял судно в воздух вместе с четырьмя турецкими галерами.
В его честь был назван минный крейсер Черноморского флота «Капитан Сакен», построенный в Николаеве в 1889 году.
Говорят учиться лучше на чужих ошибках, но турки на собственном опыте убедились что абордаж русских судов таит в себе опасность и предпочитали избегать подобных ситуаций, даже при численном превосходстве. Поэтому турки не шли на абордаж, решив все решить с помощью пушечных ядер, были правы, но просчитались. Сначала «Меркурий» перебил мачты «Селимие», затем пришёл черёд «Реал-бея».
Картины Ивана Айвазовского : Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892) и Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848) (Из Интернета)
Ведь помнили об этом подвиге и русские моряки. На многих флотах во время критических ситуациях опрашивали офицеров, начиная с самого младшего. Предание гласит, что самый младший по чину поручик Корпуса флотских штурманов Прокофьев Иван Петрович (1794 -1865) на совещании офицеров перед боем высказался за подрыв брига «Меркурия» в случае неудачного исхода боя. Должность штурмана в России впервые была введена в 1798 году, на военных кораблях штурманом называли офицера, ведающего вопросами кораблевождения и маневрирования. До 1880-х годов штурманами был образован особый корпус офицеров, затем упраздненный.
В своём донесении адмиралу А. С. Грейгу Казарский написал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».
К счастью этого делать не пришлось. Русские корабли, оторвавшиеся от погони, «Орфей» и «Штандарт» слыша канонаду, решили, что «Меркурий» погиб и спустили паруса в память о погибших. Каково же было удивление их экипажей, когда к Созополю приблизился бриг, изрядно пощипанный, но не побеждённый. Потери составили: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда. Но корабль остался на плаву и своим ходом пришёл в Созополь (Болгария)
Казарский был произведён в капитаны II ранга, награждён орденом Святого Георгия IV степени и назначен флигель-адъютантом. Эта должность и сгубила Казарского. В апреле 1831 года он был переведён в Николаев, в распоряжение штаба Черноморского адмиралтейского правления. Попытался бороться с коррупцией и его отравили.
Прокофьев был произведен в штабс-капитаны, награжден как и Казарский орденом Св. Георгия IV-й степени. Остальные офицеры были награждены орденами Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаками отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования.
В гербы офицеров «Меркурия» Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымпел. В 1857 году бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран.
Во исполнение указа Николая Первого: «Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига „Меркурий“ и его никогда во флоте не исчезала, а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству» — в составе Черноморского флота были несколько кораблей с названием «Память Меркурию».
Первым в их строю был 11-пушечный парусно-винтовой корвет «Память Меркурия» , построенный в Николаеве в 1865 году и служивший до 1883 года. После чего был переделан в плавучую тюрьму на 40 камер и только в 1910 году был отправлен на слом.
Вторым был, переименованный в 1883 году из «Ярославля» в «Память Меркурия»,парусно-винтовой крейсер,
построенный в 1880 году. В 1907 году переименован в «Меркурий».
Третьим стал бывший бронепалубный крейсер «Кагул», спущенный на воду в 1902 году, в 1907 году был переименован в «Память Меркурия».
Единственный советский корабль «Память Меркурия» был малым гидрографическим судном. После распада СССР досталось Украине и занималось перевозкой грузов из Турции в Украинй. В 2001 году затонуло из-за перегруза почти в два раза.