Малахов курган — одна из ключевых высот Севастополя, находится на Корабельной стороне. Панорама «Оборона Севастопля 1854–1855» отражает именно боевые действия на Малаховом кургане, который в отличие от неприступного и непобежденного 4 бастиона, был взят французами.
Дважды эта высота становилась ареной ожесточенных боев: в годы Крымской войны и в Великую Отечественную. Здесь рядом памятные доски артиллеристам «Батареи № 18 Панфирова, 1854–1855» и их достойным памяти предков потомкам, несшим службу на батарее Матюхина в 1941–1942 годах.
Малахов курган — место трагической гибели сразу 3 адмиралов. Именно тут был смертельно ранен Корнилов, своим личным мужеством и примером вдохновлявший матросов и солдат на борьбу, его последним наказом служивым стали слова:
— Отстаивайте же Севастополь…
На этом месте выложен крест из ядер и возвышается монумент. В 1867 году здесь побывал Марк Твен и записал в своем дневнике: «Побывал на Редане (III бастион) и на Малаховом. Принес несколько пушечных ядер…». Эти ядра с Малахова кургана писатель хранил всю жизнь.
Великий русский адмирал жил достойно и умирал с честью.
«- Скажите всем: приятно умирать, когда совесть спокойна… Надо спасти Севастополь и флот, — прибавил Корнилов в полузабытьи………………………………………………….
Лейтенант Львов пришел с известием, что английская батарея сбита и что теперь у англичан стреляют только два орудия.
Попов велел не пускать никого, чтобы не беспокоить умирающего, но Корнилов очнулся и спросил:
— Что там такое?
Узнав, в чем дело, умирающий собрал последние силы, довольно громко сказал: «Ура! Ура!» — и забылся.
Через несколько минут его не стало." («Осажденный Севастополь»)
Когда его хоронили, плакали все: офицеры и матросы, солдаты и гражданские, друзья и недруги.
Малахов курган
В этом видео звучит песня времен Крымской войны «Жизни тот один достоин», посвящена конкретному событию — переходу русских войск через Дунай в 1854 году.
Возвращаясь к Малахову кургану. Здесь же в марте 1855 г. был убит адмирал Истомин: ему ядром оторвало голову.
Бесстрашный Нахимов, любимец матросов тоже был смертельно ранен на Малаховом кургане. Когда его хоронили, просоленные суровыми ветрами, закаленные в тяжелых боях матросы рыдали. Неприятель не стрелял. Ходили слухи, что англичане, узнав о смерти Нахимова, скрестили реи и спустили флаги на своих кораблях.
К слову сказать, адмирал Корнилов, оставшись с матросами, после бесславного отступления войск под командованием не решительного князя Меньшикова, был вынужден взять на себя командование войсками на суше. А адмирал Нахимов, будучи старшим, уступил ему это право, осознавая, что не является достаточно сведущим в вопросе обороны и ведения боя на суше. Они были настоящими командирами и сынами своего Отечества, одним своим личным присутствием воодушевляющие народ на подвиги, рождающие в сердцах людей отвагу. Оба геройски пали за свою Отчизну.
С высоты Малахова кургана отлично виден Владимирский собор — усыпальница 4 адмиралов: Лазарева, Корнилова, Истомина, Нахимова.
Больше фото с Малахова кургана и Севастополя смотрите здесь