14 мая 1905 года, к 50-летию окончания Героической обороны Севастополя от англо-французских захватчиков в годы Крымской войны, на Историческом бульваре города была открыта панорама «Оборона Севастополя 1854 — 1855 г.г.». Полотно панорамы было написано российским художником, основоположником отечественной панорамной живописи Францем Алексеевичем Рубо.
Русский живописец-баталист Франц Алексеевич Рубо родился 17 (5) июня 1856 года. Учился в рисовальной школе в Одессе (с 1865 года) и в Академии художеств в Мюнхене (с 1877 года). Жил, главным образом, в Петербурге, а с 1913 года — в Германии. Преподавал в петербургской Академии художеств (в 1904 — 1912 годах). Среди его учеников были М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. И. Котов.
Рубо, работая в основном в области панорамной живописи, создавал грандиозные по масштабам произведения, отмеченные документальной точностью воспроизведения исторических событий. Его кисти принадлежат панорамы: «Штурм аула Ахульго» (1896, не сохранилась), «Оборона Севастополя» (1902 — 1904, Севастополь), «Бородинская битва» (1911, открыта в 1912 году в Москве; реставрирована и размещена в Москве в специально построенном здании на Кутузовском проспекте, 1962). Писал также станковые картины.
Панорама «Оборона Севастополя» была открыта в 1905 году. В 1941 — 1942 годах была повреждена при обороне Севастополя во время Великой Отечественной войны; воссоздана группой советских художников и вновь открыта в 1954 году.
Восстановленное здание панорамы на Историческом бульваре Севастополя сейчас находится на реставрации (до 2025 года), а семь лет назад, когда мы были в Севастополе и посещали панораму, оно выглядело следующим образом:
Экспозиция панорамы посвящена событию всего одного дня из 349-дневной героической обороны Севастополя в годы Крымской войны, а именно: обороне Малахова кургана 18 (6) июня 1855 года, когда осаждённые англо-французскими войсками защитники Севастополя выдержали шесть атак захватчиков и не сдались. Штурм Малахова кургана закончился полным провалом англо-французского войска.
Англо-французские войска подступили к Севастополю ещё осенью 1854 года. Казалось бы, после девяти месяцев осады взять крепость не составит труда. Ранним утром 18 (6) июня 1855 года, после двухдневной бомбардировки, французы и англичане бросились на штурм. Русские встретили штурмующих убийственным огнём. Осаждённые выдержали шесть атак, и штурм закончился полным провалом.
Приведу несколько фрагментов восстановленной панорамы «Оборона Севастополя», первоначально принадлежавшей кисти Ф. А. Рубо.
Академик Евгений Викторович Тарле вот так описывал события этого дня на Малаховом кургане:
»Французское командование направило громадные силы, около 13500 человек, в том числе лучшие батальоны зуавов, против Малахова кургана. Прежде всего, враги попытались овладеть бастионом Корнилова, с захватом бастиона весь Малахов курган оказывался в руках неприятеля, и это стало их главной задачей. Генерал Юферов, командовавший в этот день на Корниловском бастионе, встретил французские колонны страшным картечным огнем, так что, одно за другим, два нападения были отражены с огромным уроном для неприятеля. Вторым пунктом атаки стала батарея Жерве. Взяв ее, французы могли рассчитывать обойти разом и Малахов курган и 3-й бастион с тыла. С удвоенной силой неприятель повел штурм против батареи Жерве.
Полтавский полк, очень сильно уже поредевший, защищал батарею и подступ к ней с фронта и прямо в лоб бил ружейным огнем. В то же время справа в штурмующих палили батареи Малахова кургана, а слева — бастион № 3 и выдвинутая несколько вперед от этого бастиона сильная батарея полковника Будищева. И все-таки зуавы, по бесчисленным трупам, давя своих падавших раненых, ворвались в батарею Жерве и отчасти перекололи, отчасти отбросили ее защитников. Вслед за зуавами в прорыв на батарею Жерве бросились французские линейные войска. Полковник Гарнье, заняв батарею Жерве, ворвался далее со своим отрядом на Корабельную сторону, в предместье Севастополя, отделяющее западную отлогость Малахова кургана от Южной бухты.
Прорвавшиеся французы засели в полуразрушенных домиках и поражали убийственным огнем русских, отброшенных от потерянной батареи Жерве. Гарнье сейчас же послал, одного за другим, гонцов к генералу Отмару с требованием немедленной присылки подкреплений. В противном случае, писал он в записке, «я буду раздавлен скоро». Три унтер-офицера, которых он послал в качестве гонцов, были перебиты и только четвертый добрался до генерала, но было слишком поздно: батарея Жерве была взята русскими обратно. Штурм закончился полным провалом неприятеля, что и предрешило полный проигрыш всего предприятия генерала Пелисье».
На здании панорамы, возведённом на Историческом бульваре Севастополя, в нишах помещены бюсты 13-ти героев первой обороны Севастополя. Приведу сделанные мною фотографии этих бюстов героев с кратким описанием сведений о них:
Символично, что галерея героев начинается с бюстов Корнилова и Нахимова — руководителей обороны, чьи ум, воля и энергия в самых критических обстоятельствах поставили организацию обороны на такой высокий уровень, что почти неукреплённый вначале Севастополь сумел остановить у своих стен прекрасно снаряжённые войска объединённых сил Европы.
А заканчивается эта галерея бюстами Даши Севастопольской, Игнатия Шевченко и Петра Кошки, которые своим мужеством, выносливостью, самоотверженностью и природной русской смекалкой обеспечивали выполнение приказов, принимали на себя всю тяжесть воинского труда. Без этой самоотверженности оборона Севастополя, вызывавшая удивление и восхищение всего мира, была бы невозможна.
Первоначально бюсты были выполнены в начале ХХ века скульптором Александром Андреевичем Поповым, но во время Великой Отечественной войны они были утрачены.
Новые бюсты героев первой обороны Севастополя создавал небольшой коллектив крымских скульпторов. Все они имели уже солидную профессиональную подготовку и немалый опыт в создании монументальных произведений.
Группу возглавил севастопольский скульптор лауреат премии имени Н. З. Бирюкова Станислав Александрович Чиж. В работе участвовали не только скульпторы, но и резчики по мрамору — севастополец И. И. Степанов и московские мастера Г. Р. Харизанов, В. И. Журавлёв и И. М. Чертов.