От Серпуховского художественно-исторического музея особых чудес мы не ждали, и очень рады были признать ошибку. Для уездного города здешняя коллекция картин уникальна! Впрочем, музей может похвастаться не только картинами, но и многим другим, включая само здание.
История возникновения интересна ни чуть не меньше экспозиции.
1 из 3
1
В 1845 г. в Калужской губернии, в обычной крестьянской семье, родилась девочка Анна Волкова. Когда ей было 10 лет, родители по непонятным причинам перешли в старообрядчество.
1
В 1869 г. Анна вышла замуж за купеческого сына Мефодия Мараева и переехала в Серпухов. В своё время Василий Мараев (отец мужа) тоже принял старообрядчество беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия. Соответственно, венчания у молодых не было. У беспоповцев подобное не практиковалось.
1
Дела у Мараевых шли хорошо. В браке Анна родила четырёх сыновей и столько же дочерей. Однако далее в 1881 г. умирает свёкр Василий Мараев, а через полгода Мефодий. Анна Васильевна, овдовев в 37 лет, становится хозяйкой фабрик и торгового дома Мараевых.
1
Двоюродный брат мужа решает оспорить наследство и подаёт на Анну в суд, сделав ставку на незаконность брака без венчания. Процесс длится 10 лет. В итоге суд подтверждает права Мараевой.
К этому моменту Анна уже получила статус серпуховской купчихи 1-ой гильдии.
В 1897 году на её ткацкой фабрике трудилось более 800 рабочих, успешно велась оптовая торговля на Нижегородской и Урюпинской ярмарках, а мараевские ситцы пользовались успехом по всей России, особенно в Поволжье и среднеазиатском регионе.
В 1895 году Анна Мараева начала в Серпухове строительство нового дома в стиле эклектики с элементами неоклассицизма по проекту Романа Клейна, того самого здания, где ныне расположен музей.
В 1908—1910 гг. А. В. Мараева на свои средства построила Покровский храм и богадельню.
1 из 2
7
В 1915 г. Мараева открыла госпиталь для нижних чинов. Будучи женщиной умной и разносторонней, собирала антиквариат и картины, однако, увы, Революцию предвидеть не смогла. В 1918 г. её дом и имущество оказались национализированы.
Изначально произведения искусства планировалось использовать в качестве премиального фонда для передовиков ситценабивной мануфактуры. Но в сентябре 1918 года серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции.
В конце 1920 г. в бывшем особняке Мараевой начал действовать Серпуховской Музей старины и искусства. В последующем его дополнили экспонатами московских фондов. К 1956 году музей приобрёл историко-художественный профиль. Изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением его деятельности
Что касается здания, оно прославилось не только купчихой и её картинами.
1 из 3
7
В конце 1919 года, когда Деникин устремился на Москву, в доме Мараевых размещался штаб Южного фронта, Реввоенсовет и ставка командования Красной Армии. В бывшем кабинете хозяйки на втором этаже с октября по декабрь 1919 года жил Иосиф Сталин. Долгие годы в музее существовала мемориальная комната, но в 1958 году её уничтожили.
Теперь же, наоборот, там экспозиция посвящённая Анне Мараевой. В коридоре на стенде её биография. В комнате фотографии, посуда, старообрядческие книги, личные вещи.
1 из 11
2
В 1920 году, после выселения из родного дома, Мараева жила у родственников в Серпухове и в Москве. Удар судьбы приняла с христианским смирением. Скончалась в 1928 г. и была похоронена в Москве на Преображенском кладбище, возле монастыря, который всю жизнь опекала.
Зайдём же наконец в само здание. Переступив порог, сразу понимаешь былой статус хозяйки. Анна Васильевна, нарисованная во весь рост, с картины смотрит на посетителя.
Люстры, лестница и весь остальной интерьер парадной даже в наши дни вызывают восхищение! Стоит ли говорить про начало прошлого века…
1 из 5
3
По преданию, прекращению тяжбы Мараевой с деверем поспособствовал Ю. В. Мерлин — очень влиятельный чиновник, дворянин, остро нуждавшийся в большой сумме денег, — которому Анна помогла, выкупив остатки его коллекции.
2
Источником приобретений Ю. В. Мерлина служил преимущественно столичный антикварный рынок, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные коллекции.
Интересы собирателя были обширны: предметом их в течение почти 25 лет являлись старинная и современная живопись, оружие, гравюры, памятники прикладного искусства.
4
Мотивы приобретения Мараевой коллекции Ю. В. Мерлина не совсем ясны.
4
Чуждая по своему воспитанию западноевропейской культуре XVI—XVIII вв., памятники которой составляли основу собрания, она могла оценить коллекцию как выгодное средство помещения капитала.
1
Стены особняка в Заборье украшали пейзажи и натюрморты, всё остальное хранилось в кладовых загородного дома в отдалённой от Серпухова деревне Данки.
1 из 2
3
Нам особенно понравился второй зал, обставленный мебелью позапрошлого века.
1 из 2
2
Здесь собраны особо значимые полотна.
3
Это Демон К. Е. Маковского искушает Тамару.
3
Что лучше, а что слабей, в искусстве определить сложно. И тем не менее работа Маковского «Под венец» 1890 г. одна из самых ярких и запоминающихся. Мы видим, как средневековую русскую княжну служанки наряжают для свадебной церемонии.
5
Слово «видим» в данном случае подходит не совсем. Его можно заменить словом «чувствуем». Музей часто посещают слепые. Для них создан особый вариант, вырезанный из дерева.
2
Люди с ослабленным зрением трогают барельеф, и понимают, где и как располагаются персонажи. Плюс, рядом три баночки с парфюмом — каждая с неповторимым ароматом. Запахи помогают воссоздать картину расписных кокошников, изящных тканей и нарядных платьев.
Мы ходили по залам, постоянно дёргая друг друга за руку
— Ты видел это?
— Ты оценила вон то?…
1 из 2
1
Мне кажется совершенно непонятным, как можно было вот так запросто купить полотно Маковского ««В каирской кофейне» 1872 г.
2
или Айвазовского «Прилив» 1870 г.
3
О творчестве В. В. Верещагина написано великое множество статей. А вот что его «Самарканд» 1872 г. хранится не в Третьяковке и не в Русском музее, а в Серпухове, я лично не знал.
5
Уверен, всем памятен Васнецовский «Витязь на распутье». Самый первый вариант картины в Серпуховском историко-художественном музее.
5
Кроме Маковского ещё один художник удостоился чести быть представленным миру тьмы. «Цыганка» 1886 г. Н. И. Ярошенко тоже дополнена резной версией для слепых и слабовидящих.
1 из 2
1
Без всякого сомнения, такое большое количество картин Маковского попало к Мараевой через Мерлина. Но как и почему он выбирал именно Маковского, мы уже не узнаем.
В слайд-шоу представлены:
В избушке лесника 1886—1887 гг.
Молебен перед Пасхой 1887—1888 гг.
Перед охотой 1887 г.
Оптимист 1894 г.
1 из 4
Сразу несколькими работами представлен И. И. Шишкин:
Сестрорецкий бор 1886 г.
Хвойный лес зимой 1884 г.
Осень (Последний лист) 1884 г.
1 из 3
4
К сожалению картины отсвечивают и бликуют, сфотографировать их сложно.
1 из 4
2
Самое главное — музей интересный! И потому я, на правах автора, продолжу знакомить с экспозицией.
2
Поднявшись по лестнице, мы обнаружили ещё один зал с картинами,
но уже более современными.
1
Здесь собрано то, чем Москва дополнила Серпухов:
С. Ю. Жуковский Золотая осень 1901 г.
К. Ф. Юон Весенний вечер. Ростов великий 1906 г.
1 из 2
2
Не скажу, что нам тут что-то очень понравилось,
2
но забавные вещицы были.
1
В этих залах, как и по классической живописи, проводятся Олимпиады для школьников.
1 из 5
2
Один из натюрмортов оказался оборудован для изучения картины слепыми.
1
Историческими артефактами музей не богат. Позже я видел в рассказах других авторов макет крепости и оружие, но на момент нашего визита ничего этого не было. Зато мы с удовольствием изучили экспозицию, посвящённую Серпухову и Великой Отечественной.
1 из 2
2
В первые дни войны на фронт по мобилизации и в качестве добровольцев отправились несколько тысяч серпуховичей. Были организованы посты противовоздушной обороны.
1
Ополченцы, собранные в Серпухове, после двухнедельного обучения вошли в состав дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы.
1
На предприятиях города директора получили право вводить сверхурочные работы от одного до трёх часов в день. Были организованы донорские пункты.
1
В октябре 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к городу.
1 из 2
1
На серпуховском направлении немецко-фашистские войска вели наступление в составе: 13-го армейского корпуса, 4-й полевой армии и моторизованных частей 2-й танковой группы Гудериана.
1
Оборонительные позиции к западу от Серпухова занимала 49-я армия Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Захаркина. Немецкие войска находились к западу от города полукольцом на расстоянии 6–7 километров.
1
Штаб 49-й армии располагался в деревне Бутурлино к востоку от Серпухова. Непосредственно Серпухов защищала 60-я стрелковая дивизия, состоявшая из ополченцев Ленинского района Москвы.
1 из 6
1
Воздушное прикрытие осуществляли лётчики 178-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
Авиаполк выполнял боевую задачу в зоне ответственности Южного сектора Московской зоны ПВО. Лётчиками было совершено 1695 боевых вылетов, проведено 59 воздушных боёв, сбито 22 самолёта противника, уничтожено 19 зенитных орудий.
1 из 4
1
16 декабря советские войска перешли в наступление. После прорыва немецкой обороны были освобождены Таруса и Алексин. К январю 1942 года линия фронта была отодвинута от Серпухова более, чем на 150 километров.
1 из 2
1
Эхо прошедшей войны долгое время продолжало тревожить Подмосковную землю. Во дворе, в качестве экспоната, немецкая гаубица. Фашисты её бросили при отступлении.
Пушка вплоть до конца 60-х простояла в болоте. Далее её решили вытащить на переплавку, но пушка оказалась с сюрпризом. При транспортировке взорвался заряженный снаряд.
1
Рядом с гаубицей тяжёлая бомба, упавшая, но не взорвавшаяся.
1
Чуть дальше железобетонная верхушка ДОТа. Немцы подобными огневыми точками намеревались укрепить в Серпуховском районе линию обороны, но им не дали этого сделать.
1
Об экспозиции можно говорить долго, но я подведу итог кратко — кто не был в Серпухове, посетить город и его главный музей настоятельно советую!