О новом выставочном пространстве «Каретный сарай» в подмосковном Серпухове много говорят и пишут. И это неспроста. Недавно закончилась замечательная выставка работ братьев Маковских (картины поступили из двух десятков музеев страны), продолжается выставка творений скульптора Коненкова Сергея Тимофеевича, а залы, где недавно можно было увидеть работы Маковских, заняли другие экспонаты. Но обо всем по порядку.
Рядом с усадьбой купчихи Мараевой Анны Васильевны, в которой сейчас находится Серпуховский историко-художественный музей, находится одноэтажное здание, построенное в конце 19 века. Купеческая хозяйственная постройка. Ее восстановили и теперь это новое выставочное пространство радует не только серпуховичей, но и многих, кто приезжает в этот старинный город.
1
Рядом Покровская старообрядческая церковь, построенная опять же на деньги купчихи Мараевой (на приданное ее погибшей дочери).
3
Несмотря на выпавший снег и серое небо, наступившую в Подмосковье зиму, приятно прогуляться и посмотреть на старинный Серпухов в живописных работах серпуховских художников и в фотографиях. Выставку смело можно назвать не только художественно- фотографической, но и исторической, так как представлены экспонаты из запасников музея, рассказывающие об истории дневнего города.
Болотов Андрей Тимофеевич (1783–1833) — русский писатель, мемуарист, философ, ученый — так писал о Серпухове «…Весь он (Серпухов) будучи построен по изгибистому и неровному косогору, представлял некоторый род красивого амфитеатра, и белеющие в разных местах остроконечные верхи колоколен с блестящими их златыми крестами придавали ему отменную красу…». Кстати, усадьба А. Т. Болотова находится недалеко от Серпухова (36 км) — в Тульской области. Называется Дворяниново — восстановлена (во время войны была разрушена) и принимает гостей. Особенно там хорошо летом, когда сажают огород: все, что сажал хозяин дома и проводил свои сельскохозяйственные эксперименты.
Особенность возведения города на косогоре мы увидим на картинах современных художников Серпухов.
А первые залы рассказывают следующие истории города.
1
В 1381 году после победы на Куликовом поле 8 сеньября 1380 года в Великом княжестве Московском началась чеканка московских монет. Случилось это при великом князе Дмитрии Донском (1350–1389).
Чеканка серпуховскх монет началась тогда же, начал ее двоюродный брат Дмитрия Донского, внук Ивана Калиты — Серпуховский и Боровский князь Владимир Андреевич (1353–1410), звали его Храбрым.
1
В витрине мы видим денгу (именно так, без мягкого знака) Московского удельного княжества Серпуховского. Из серебра весом 0, 89 грамм. На лицевой стороне внутри кольца изображено мифическое существо — кентавр, удерживающий в правой руке меч. На оборотной стороне арабская легенда с именем хана Тохтамыша.
Большинство типов денег Владимира Андреевича имеют сюжеты, связанные с военными событиями. Выпуск собственных монет завершился в Серпухове в 1456 году.
Всего за это время было выпущено более 10 разновидностей с разными изображениями и надписями.
Старинная денга соседствует с современными юбилейными монетами.
Еще один экспонат из истории — это Список 17 века с «Сотной» — описи посадского населения г. Серпухова 1552 года. Выполнен на бумаге чернилами, скорописью с интересными завитушками.
1
В 16 веке сотные грамоты были своего рода переписными листами с указанием фамилий, названий, населенных пунктов, улиц и имущественного положения жителей.
Сотная 1552 года содержала 623 двора с указанием их владельцев и рода занятий. Среди горожан встречались такие профессии как мясники, хлебники, калачники, ситники, кисельники, масленники, серебряники, сапожники, рукавишники, мельники, кузнецы, пивовары, портные мастера, рыболовы, железные скупщики.
Из этих Сотных грамот можно узнать названия улиц Серпухова, большинства которых сейчас нет.
Сотная грамота 1552 года дошла до нас в виде списка (копии) 17 века, снятого с обветшавшего оригинала по указанию первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
1
Икона «Святой Дмитрий Царевич». Москва. Начало 17в.
Этот образ можно считать самым первым известным образом святого, а икона является вкладом царя Василия Шуйского (около 1552–1612) во Владычный монастырь в Серпухове, сделанный им в 1607 году.
Вот такой ценный экспонат извлекли из запасников.
В этот же год во Владычном монастыре был освещен престол в честь царевича Дмитрия. Придел находился во Введенском соборе Владычного монастыря, затем был перенесен в Георгиевский храм, который сейчас действует. Причем придел этот является ровесником Храму на Крови, что в Угличе, где был убит царевич.
Икона считается шедевром московского иконописного и серебряного дела начала 17 века.
2
В центре размещена серебряная позолоченная пластина с описанием историии вклада.
1
Драгоценный убор иконы состоит из серебряной позолоченной басмы. На ней закреплены венцы и цата, украшенная камнями — бирюзой и гранатами-альмандинами.
А вот и доказательства строительства города на высоком косогоре.
2
«Город Серпухов в 17 веке». Картина написана в 1960 году Мосоловым Алексеем Николаевичем (1922–2010). Серпухович, закончил Суриковский институт, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
2
«Серпуховскую крепость» написал Васнецов Аполлинарий Михайлович в 1920 году. Картон, акварель, итальянский карандаш использовал художник.
1
1
2
В витрине — старинный синодик М. П. Колупаева. 1961 г.
1
Михаил Петрович Колупаев был вкладчиком Серпуховского Высоцкого монастыря, в котором род Колупаевых был записан в особый Синодик — книгу для поминовения, что экспонируется.
Колупаевы — российский дворянский род, который произошел от «казанского богатыря Колупаа» (он упоминается в летописи 1468 года). Перейдя в православие, они пришли на службу русскому царю.
А вкладом Колупаевых в монастырь в 1691 году были еще «гнездо журавлей, павлин да пава». Именно благодаря Михаилу Колупаеву в Серпухове появилась одна из красивых птиц мира.
В 18 веке эта птица появилась на гербе Серпухова (изобразил ее итальянский геральдист Франциск Санти, заложивший по приказу Петра 1 основы русской геральдики).
1
Еще один исторический экспонат — нагрудный знак Серпуховского городского головы. В 1870-е годы такие носили. В это время были созданы Городские думы (законодательные органы) под председательством городского головы. Проект рисунка знака был разработан в Министерстве внутренних и утвержден Александром Вторым.
В Серпухове первым городским головой стал потомственный почетный гражданин Иван Матвеевич Костяков.
1
В Каретном сарае много небольших залов, в одном из них экспонируется мужской кафтан из сукна первой четверти 18 века.
Сукно, из которого пошит кафтан, «сериковское» — было признано Петром 1 лучшим и он приказал из него пошить кафтан для себя. Почему «сериковское» ? Делали его на суконной фабрике Федора Серикова в Серпухове (фабрика была открыта в 1698 году в родовой усадьбе).
Царский кафтан, подаренный Федору Серикову Петром 1, был семейной реликвией семьи Сериковых. Причем Петр 1 не только бывал на сериковской фабрике, но и садился за ткацкий станок.
Еще в одном зале древнее славянское украшение — венчик 12–13 века, найденный при земляных работах в 1924 году неподалеку от Владычного монастыря.
2
Подобный венчик был найден при археологических раскопках в Тверской области в 1972 году. От таких головных уборов произошли очелья — традиционные женские головные уборы.
В этом же зале экспонируется найденное надгробие 16 века и ствол 3-х фунтовой пушки 17 века. Интересна история надгробия: в знаменитой битве при Молодях в 1572 году принимали участие немцы и на надгробии указано на латинице о захоронении Ганса Вегелля первого сына Юргена. Подобные надгробия были обнаружены только в Московском Новодевичьеи монастыре и на территории Владычного монастыря в Серпухове (в 1973 году).
Следующий зал посвящен шедевру — церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово (1714–1723, освященной в 1754 году), построенной князем Григорием Федоровичем Долгоруким.
Особенность храма — это его форма в виде ротонды с открытой аркадой вокруг, которая украшена скульптурами апостолов и евангелистов.
2
Скульптура евангелиста Иоанна 1720—1723 гг. изготовлена артелью русских мастеров-каменщиков, имена которые неизвестны.
Это единственная скульптура Петровского времени. 16 фигур были вырезаны из подмосковного мячковского известняка.
2
Здесь же можно посмотреть небольшой фильм об этой уникальной церкви: в каком она была плачевном состоянии до реставрации и какой прекрасной стала после. Увидеть расположение скульптур на схеме.
2
Упавшая внуть галереи скульптура евагнелиста Марка. Фотография Кузнецова В. Я. Май 1983 г.
2
1
2
1
1
Посмотрев фильм, захотелось увидеть подмокловский шедевр воочию.
И опять Серпухов в живописи.
2
Бурдыкин Николай Евгеньевич. Реконструкция Серпуховского Кремля 17 век. Вид с северной стороны. 2015 год. Серпуховский художник Бурдыкин Н.Е. пишет на разные темы — это исторические сюжеты и мифология, пейзажи и архитектурные шедевры разных городов. Его работы пользуются спросом у галеристов и коллекционеров.
2
Бузовкин Александр Андреевич (1886–1966). Каменный город (Серпуховская крепость). 1952 г.
Именем Бузовкина А.А. названа Серпуховская художественная школа.
Еще один небольшой зал посвящен богослужебному облачению.
1
1
Крест напрестольный. Москва. 1599 г. Серебро, литье, чеканка, эмаль по скани, гравировка, золчение, камни. Столько способов работы применено, вблизи посмотреть — просто шедевр (фотография не передает все мастерство и красоту творения).
1
Евангелие напрестольное. Москва. 1637. Оклад: серебро, литье, позолота, фигуры высокого рельефа, чеканка, гравировка, чернение, золочение; жемчуг, камни, стекло, бархат.
Это напрестольное Евангелие было напечато в Москве во время царствования Михаила Федоровича Романова при патриархе Иоасафе 1.
Вклад князей Хилковых во Владычный женский монастырь (об этом свидетельствует надпись на окладе).
Князь Андрей Васильевич Хилков в 1626 году был пожалован в бояре, служил воеводой в Ельце, Веневе и Новгороде. С 1643 года до смерти был первым судьей в Судно-Московском приказе. Был любимцем царя Михаила Федоровича.
Митра — один из центральных предметов богослужения и ее называют «святой шапкой», она несет большую смысловую нагрузку (визуально представляет небесные чины, как на иконостасе).
В ризнице Серпуховского Высоцкого монастыря до революции гранилось 11 митр 17–19 веков.
Архимандрит Герасим был известным человеком в свое время, его называли ученым-книжником, он много сделал для комплектования монастырской библиотеки.
1
Еще один экспонат это фелонь «Рождество Богоматери» с избранными святыми». Конец 18 века. Шелк, бархат, золотные и серебряные нити, шелковые нити, канитель, перламутр, серебряное кружев; ткачество, шитье, низание, пленеие, роспись маслом.
Фелонь — это большая накидка без рукавов, которая надевается поверх всех остальных риз.
1
В первой половине 18 века самыми искусными вышивальщицами в Серпухове были женщины из купеческой семьи Кишкиных. Работы Акулины Васильевны Кишкиной, ее дочери Пелагеи и племянницы Анны были выполнены в технике золотого шитья и стали вкладами семьи в храмы Серпухова. Работали они и в ризницах серпуховских монастырей.
Через арку перехожу в зал фотографий. Все они посвящены Серпухову.
1
1
Ежегодно в Серпухове проходит фотовестиваль «Андреевская осень», названный в честь мастера пикториальной фотографии серпуховича Николая Платоновича Андреева (1882–1947).
В этом году Серпухову исполнилось 685 лет и главным героем конкурса стал город и его окрестности.
1
Захотелось показать несколько фотографий.
1
Ирина Ланских. «С видом на Гавайи». Такой пляж обустроили в этом году на берегу Оки.
1
Дмитрий Привезенцев. «Велонастроение». Приятное велонастроение получилось…
1
Константин Кузнецов. «Вокзал. Закат». Такой закат можно увидеть, если будете уезжать из Серпухова вечером. Напротив железнодорожный вокзал.
Следующие залы все посвящены современной живописи серпуховских художников.
1
1
По данным отдела краеведения Серпуховской городской библиотеки в городе было снято около 70 фильмов.
2
Эскиз к кинофильму «Парад планет» написал Толкачев Александр Никитович (1946–2015), а фильм был поставлен режиссером Абдрашитовым в 1983 году.
В этом здании находится Серпуховский музыкально-драматический театр, построенный в 1915 году. Не во всех провинциальных городах того времени были театры.
Эскиз к тому же фильму называется «Дом колхозника», тот же автор.
2
Сейчас в этом уютном уголке два кафе, небольшой книжный магазин и кондитерская.
2
Таким увидел Высоцкий монастырь Помелов Федор Валентинович. Работа 2019 года. Знакомая фамилия художника, часто участвующего в выставках в Серпухове и в Тарусе. Работы династии Помяловых представлены и сейчас на выставке «Творческая сага» в основном здании Серпуховского историко-художественного музея, куда я тоже выбралась и посмотрела живопись, керамику и декоративно-прикладное искусство (уже другой династии).
1
2
Курочкин Александр Иванович (1948–2013). «Весенний день». 1989 года. Александр Иванович какое-то время был директором Серпуховского историко-художественного музея и его работы представлены на выставке.
1
Захаркина Анна Владимировна. «Весна в Серпухове». 2013 г. Работа поколения, родившегося в 70-х годах (как и Ф.Помялов).
Соборная гора, на которой остался один храм от Серпуховского кремля (в реальности), на картине — два.
1
В последнем зале представлена работа Зудова Николая Ивановича (1948–2020) с изображением Владычного женского монастыря, матушки Алексии и утра на колокольне.
1
Матушка Алексия и сейчас является настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря.
2
Лазарев Павел Александрович увидел город таким образом. Яркая живопись, а картина называется «Серпухов. Улица Володарского. Октябрь». 2014 г. Павел Александрович — профессиональный художник, выставляется в России и за рубежом. В этом году отметил юбилей (70 лет) и выставкой «В объятиях лета». Его называют серпуховским европейцем. А гавный музейный хранитель музея сказала, что с такими картинами жить значительно приятнее и красивее.
В пасмурную и серую осень приятно увидеть и полюбоваться яркими красками. На этом и решила закончить обзор выставки. Не знаю как вы, но я получила огромное удовльствие.