Серпуховский историко-художественный музей расположился в бывшей купеческой усадьбе Мараевой Анны Васильевны и считается одним из лучших в Подмосковье: его ценят и знают не только многие музейщики, но и жители Подмосковья. Недавно, посещая мастерскую Коненкова С.Т., разговорилась с сотрудниками о выставке скульптора в Серпуховском музее и услышала много хорошего об этом провинциальном музее.
Сюда направилась смотреть авангардную выставку, надеясь увидеть работы из других музеев страны (много работ, как это обычно бывает) , но надежды не оправдались, авангард был представлен работами из Серпуховского историко-художественного музея, с которыми уже была знакома, и работами современных творцов: художников, скульпторов и керамистов.
Немного о семье Мараевых, от которых городу достался этот усадебный дом. Больше об Анне Васильевне — хозяйке дома, так как ее муж Мефодий Мараев умер в 1882 году, а красивое здание, автором которого является Клейн Роман Иванович, построено в 1896 году, уже после его смерти. Напомню, что Клейном построено здание ЦУМа, Средние торговые ряды в столице (и многое другое) , а в этом небольшом подмосковном городе он отметился трижды: построил эту усадьбу и два храма. Но продолжу об этой купеческой семье.
Родилась Анна Волкова в 1845 году в Калужской губернии и в 1869 году выходит замуж за серпуховского купца 1 гильдии Нефеда (Мефодия) Мараева.
1
В 2020 году исполнилось 175 лет со дня рождения Анны Васильевны Мараевой, которая владела не только фабриками, воспитывала восьмерых детей (у них было 4 дочери и 4 сына), дала им образование, опекала десять внуков, но и собирала древнерусское искусство. Рано оводовев, она возглавила большую семью, продолжила дело мужа и преумножила капиталы. А еще на своих фабриках она ввела новые правила: бесплатные завтраки и обеды для своих рабочих, подарки на церковные праздники.
1
1
Простая русская женщина с крестьянскими корнями.
В годы Первой Мировой войны на свои средства она устроила госпиталь для солдат и много занималась благотворительностью.
В 1917 году купеческое соловие было уничтожено и семья потеряла все свои капиталы. Самое страшное — она потеряла сыновей и внуков, дочь ее Ольга 10 лет по ложному доносу провела 10 лет на Соловках, но Анна Васильевна приняла все это с христианским смирением. Кстати, потомки Анны Васильевны (в частности, правнучка Ольга Борисовна Жегалова) не забывают свой усадебный дом и когда приезжают — привозят подарки от своей семьи (фотографии, сохранившиеся семейные реликвии- полотенце ручной работы и другие бытовые предметы).
В 1918 году в бывшем доме Мараевых начинается формирование музея.
В 1919 году в особняке останавливается член Реввоенсовета Штаба Южного фронта И. В. Сталин.
В 1920 году газета «Коммунист» сообщает об открытии в усадьбе Мараевой музея.
1920–1928 годы Анна Васильевна живет у родственников в Серпухове и в Москве.
Умерла Мараева А.В. в 1928 году в Серпухове, похоронена в семейном некрополе на Преображенском кладбище в Москве.
1
В честь юбилея хозяйки дома в 2020 году был устроен «Праздник осенних пирогов», на котором побывали с внучкой. Замечательное мероприятие получилось.
Пространство около усадебного дома продолжают обустраивать. В этом году открыли новый выставочный зал с названием «Каретный сарай», в котором побывала уже дважды: на выставках «Маковские. Владимир и Константин» и " Коненков С. Т. Гениальный скульптор» и получились замечательные фотоальбомы.
3
2
Это основное здание музея (вид со двора), где проходит выставка «Авангард: мастерская будущего» (будет возможность сделаю небольшой альбом).
1
В этот раз получила удовольствие от выставки около усадебного дома, называется «Объектив России» — это проект Серпуховского историко-художественного музея, направленный на ознакомление с творчеством одного из ведущих мастеров русской живописной фотографии Николая Платоновича Андреева. «Серпухов для него стал источником вдохновения, а он для Серпухова — настоящим Гением места» (из аннотации к выставке).
1
«Николай Андреев. Серпухов. Россия» — так подписывал свои работы русский фотограф, ставший известным в середине 20-х годов прошлого века на весь мир.
1
Вид на Владычный монастырь. 1910 год. Владычный женский монастырь и сейчас действующий.
1
Калужская улица. Она и сейчас так называется. И храм Николы Белого тоже стоит на том же месте.
1
Дом на Московской улице приобрел отец Андреева в 1900 году.
В 1908 году к дому пристроили фотоателье для сына.
Обучался искусству светописи (так тогда это называлось) Николай у В. С. Ващенко — преподавателя гимназии, имевшего фотографическую мастерскую.
Потом стал фотографировать самостоятельно.
Параллельно с коммерческими съемками Николай Платонович занимался художественной съемкой.
После революции в дом подселили жильцов и он стал коммунальным.
В середине 80-х годов после забытья интерес к творчеству Н.Андреева возродился и в их доме на Московской улице открыли Центр фотографической культуры имени Н. П. Андреева.
В 2004 году дом был передан музею (сейчас он требует реставрации).
1
Н.Андреев. За общим столом. 1924 год.
Впервые Андреев Н. принял участие в фотографической выставке в 1907 году в Москве. Потом в 1909 году его работы в Дрездене удостоились похвального отзыва. А дальше он принимает участие в многочисленных выставках в Европе, Азии, Америке — их было больше 50.
1
На выставке в Париже в 1925 году он получает высочайшую премию — золотую медаль.
1
Н. П. Андреев. Выговор. 1924 год.
На выставке представлены разные фотографии: из жизни крестьянства и просто портреты (предполагаю, что жителей Серпухова).
1
«Портрет старика».1924 год.
1
«Столяр», 1924 год.
1
«Раздувает горн».1924 год.
Фотографии рабочих и крестьян, сделанные Андреевым, войдут в специальную коллекцию снимков в разделе «Труд» для показа на выставке «Советская фотография за 10 лет».
1
1
1
1
Интересно рассматривать одежду на последнем снимке: у девочек на форме разные воротнички, мальчики в косоворотках, некоторые в костюмах.
1
«Закурил». 1924 год. Рано, однако, закурил.
1
«Разговор».1924 год.
1
Варвара Николаевна Воронина (жена фотографа), она была его помощницей по жизни и в работе.
После революции родились дети: Валентин и Николай, фотографии которых участвовали в выставках. Валентин продолжил дело отца и стал фотографом.
1
Семья сохранила фотографии отца и благодаря ей имя Николая Платоновича было возвращено в историю фотоискусства.
У Андреева Н.П. много пейзажных работ.
1
«Порыв». Не позднее 1910 года.
Пейзажных работ много в скверике, носящем имя Андреева Н. П. Надо будет туда наведаться.
1930 год был тяжелым для семьи: после болезни умирает жена, но Андреев продолжает работать. Его фотографии продолжают участвовать в выставках.
В 1935 году серпуховская газета «Набат» писала:" В Андрееве сочетаются живописец и пейзажист-фотограф».
Его фотографии называли живописью света.
1
Умер фотограф в 1947 году в возрасте 64 года. Похоронен он на Занарском кладбище Серпухова, там где знаменитый Р. И. Клейн построил еще один храм — храм Спаса Нерукотворного.
А пространство около музея продолжает развиваться и радовать.