Оказывается, что впервые акцию «Ночь музеев» провели в Берлине в 1997 году, называлась она «Длинная ночь музеев» и проходила в 12 музеях города. Потом подобное мероприятие в 1999 году организовала Франция. Россия присоединилась к этой акции в 2002 году и первую музейную ночь провел Красноярский культурный центр. А дальше пошло-поехало. Столица провела эту акцию впервые в 2007 году и назвала ее «Ночь в музее».
Стараемся каждый год в этот день выбраться в какой-нибудь музей. На этот раз выбор пал на Серпуховский историко-художественный, который называют «Подмосковной Третьяковкой».
В этот музей можно ходить раз в полгода точно, смотреть новые выставки и то, что выставляют из запасников. Был период, когда из постоянной экспозиции убрали почти все скульптуры С. Т. Коненкова. Сейчас они появились в большом количестве.
Вариантов осмотре есть два: официальный, который сейчас советуют сотрудники музея (начать с западно-европейской живописи) и второй- тот, который был раньше (сначала посмотреть русское искусство, начиная с 18 века), а потом уже западное.
Мы начали смотреть музей по прежнему маршруту.
В небольшом первом зале представлен «Портрет неизвестного» школы Рокотова Федора Степановича (так и написано — школа), 1787 год.
Федор Рокотов (1735–1808) — крупнейший портретист эпохи Екатерины Великой прожил по тем временам долгую жизнь 73 года. Как написали его современники, «он успел переписать всю Москву»: ему заказывали портреты члены императорской семьии питербургские дворяне. Портреты Петра 3, Екатерины 2, Павла 1 были написаны им и многие другие.
Портрет императрицы Екатерины Второй представлен работой неизвестного художника.
Рокотовский портрет императрицы, написанный в 1763 году находится в Третьяковской галерее.
Это портрет Екатерины 1 — работа неизвестного художника.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны представлен в скульптуре — тоже работа неизвестного художника.
В последнее время в залах установили рельефные копии картин для незрячих и слабовидящих.
В этом же зале можно увидеть красивый столик с наборной столешницей (последняя четверть 18 века). В Серпуховском музее много красивых предметов для интерьера.
Во втором зале внимание привлекает туалет-комод начала 19 века из красного дерева с резьбой и натюрморт неизвестного художника.
Следующий зал — шикарный каминный — декорирован изразцами темно синего цвета по периметру зала.
В этом зале представлены работы живописцев второй половины 19 века.
Клевер Юлий Юльевич «Осенняя дорога» — нравится эта воздушная картина, от которой веет осенним бодрящим воздухом.
«В ожидании шафера» Прянишникова И.М. напомнила картины Константина Маковского, на выставке которого недавно побывали в Каретном ряду — новом, недавно открытом, выставочном пространстве.
«Порт Гавр» мариниста и офицера флота Алексея Боголюбова — это его воспоминание о плавании в 1841–1848 годах.
«Песня рабыни» Генриха Семирадского размещена над камном. Г. И. Семирадский предпочитал в своих работах античные сюжеты, на картине художник изобразил повседневную сцену из жизни богатых римлян.
В музее широко представлено декоративно-прикладное искусство.
Шикарен резной стол на атлантах середины 19 века, но мне больше понравился этот лев под столешницей.
В этом же зале экспонируется богемский сервиз с гербом графов Орловых-Давыдовых. 1872 год.
1
Практически во всех усадьбах залы идут анфиладой, так и здесь. Впереди Белый зал, в котором проводятся камерные концерты.
Но перед Белым залом есть картина, перед которой хочется остановиться: это «Итальянские дети» Алексея Харламова. У художника есть целая серия таких чудных детские портретов.
В Белом зале с великолепным потолком и люстрой привлеквает внимает работа Василия Васильевича Верещагина «Самарканд», на которой узнаваемое (недавно приехала из Самарканда) медресе Улугбека (только немного обветшалое).
1
Сейчас медресе выглядит как новенькое и является одной из визитных карточек города.
«Черное море» Киселева А.А. написано на загляденье привлекательно. Вроде бы ничего особенного: рябь на воде и необычное небо — и все, а привлекает внимание.
«Цыганка» Ярошенко Н. А. Отдыхая в Кисловодске, побывала на даче этого художника, которая расположена прямо в Курортном парке. Очень интересное место и художник.
В следующем небольшом зале выставка дизайн-проекта «Каллиграмма. Рисуем буквами».
В музее много разных столиков и секретеров, почти в каждом зале, самые разные: из красного дерева, из бронзы и малахита, с красивой инкрустацией.
1
В одном из залов можно посмотреть шишкинский «Дремучий лес». Любил И. И. Шишкин писать леса: он их писал в Сестрорецке, в Елабуге, где жил и сохранился его родовой дом, во многих других местах. Будучи в Елабуге, хотелось побывать в его Доме-музее, но он был закрыт.
Один небольшой зал посвящен художникам и умельцам Абрамцевкого кружка: настенные резные шкафчики, блюда резные и, конечно же, работы В.Поленова и В.Васнецова.
1
Картину Виктора Васнецова узнали? Постоянное место «Витязя на распутье» здесь, но она тоже периодически путешествует по другим выставкам.
Дальше начался 20 век.
«Золотая осень» Станислава Жуковского написана в 1901 году. 20 век начался с новых стилей — импрессионизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм (и это еще не все направления).
1
«Еруслан Лазаревич» — скульптор С. Т. Коненков. 1913 год.
«Кариатида» С. Т. Коненкова — работа 1918 года (давно ее не показывали, находилась в запасниках). Работ Коненкова С.Т. сейчас много экспонируют.
«Киммерийская область» Константина Богаевского (1872–1943). М.Волошин — поэт киммерийской земли так писал о художнике: «Искусство Богаевского вышло из земли, где он родился». Под влиянием поэта художник пишет свой киммерийский цикл. На набережной в Феодосии когда-то была выставка, посвященная уроженцам этой земли, в их числе был Богаевский К.
Понравилась непритязательная «Беседка» Михаила Яковлева (1880–1942). Ученик Савицкого и Репина, учился в Строгановке и в Тенишевском училище. С 1911 года оформлял спектакли в Большом театре. В 1923 году эмигрировал во Францию. Его работы есть в коллекции Русского музея.
1
Зал картин Наталии Гончаровой (1881–1962), картины которой наконец-то возвратились с выставок. Авангардная художница считается самой дорогой русской художницей. Ее натюрморт «Цветы» на лондонском аукционе в 2008 году был продан за 10.9 миллионов долларов.
В следующем зале авангард соседствует с импрессионизмом.
«Полдень на Днепре» — Бурлюк Давид Давидович (1882–1967)
«Аллея» — его же работа. Того самого Бурлюка, который учился в Училище живописи. ваяния и зодчества вместе с В.Маяковским, который в своей автобиографии написал, что именно Бурлюк сделал его поэтом, выдавая 50 копеек в день, чтобы он писал и не голодал.
Котов Петр Иванович (1899–1953) «Бухарские медники». Перед картиной остановилась, так как недавно приехала из Самарканда.
Небольшой зал посвящен серпуховскому художнику Зудову Николаю Николаевичу (1948–2020). В центре работа «Разговор об искусстве» написана в 80-е годы 20 века. Знакомые имена… Одним из серпуховским художников в давние времена был написан портрет мужа (совсем не юбилейный портрет на 45 лет).
Необычен «Натюрморт с веером» Любови Костенко — петербургской художницы, чье творчество известно не только в России, но и за рубежом. Художница ныне живет и здравстувует, много путешествиет и пишет много интересного
Триптих «Древняя земля» написан Зудовым Н.Н. «Игуменья Алексия. Древняя земля. Утро на колокольне». Матушку Алексию можно встретить в Серпуховском Владычном монастыре, она там настоятельница.
В музее есть еще одна необычная выставка Макса Хаазе, называется «В поисках своего времени» — живопись, графика и горельефы. Настоящее имя этого загадочного художника Михаил Михайлович Занегин (1938–2013). Он не получил художественного образования, но хотел стать художником. Его работы переданы в дар Серпуховскому музею Ниной Ивановной Тихоновой — другом, Музой и единомышленником художника. Поскольку лимит фото исчерпан, о нем напишу в блоге. Очень необычный художник-самоучка, который выбрал свой путь в искусство.
В залах западно-европейской живописи сделала всего два десятка снимков, не знаю в каком формате их показать.
Вот такой получился день, который называют «Ночь в музее».