Почему хохлома золотая? А действительно, почему? В этом рассказе поговорим о хохломской росписи, посетим мастерские, познакомимся с особенностями и технологией нанесения рисунков. Осенью получилось ещё раз приехать в Нижегородскую область. Нечаянно увидела удивительно гармонично составленную туристическую программу на два выходных дня, которая включала интересные для меня и давно желанные места — озеро Светлояр в Нижегородской области и посёлок Юрино в Республике Марий Эл с его удивительной усадьбой Шереметевых.
Путь в эти далёкие места лежит через известный центр народных промыслов в городе Семёнове. При моём трепетном отношении к народному искусству остановка в Семёнове была приятным бонусом, тем более что специально в Семёнов даже из Нижнего ехать далековато. Центр «Золотая Хохлома» в городе Семёнове Нижегородской области занимает современное здание, построенное в 2008 году.
4
В вестибюле туристов встречает матрёшка, расписанная под хохлому, и это не случайно, потому что производство семёновской матрёшки, как оказалось, тесно связано с хохломским народным промыслом.
3
Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в 17 веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в 18 веке. Деревня Хохлома, по документам известная с 17 века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в другие страны.
2
Идея расписывать деревянные ложки и плошки пришла в голову женщинам: хотелось украсить деревянную посуду, которую долгими зимними вечерами, пока был перерыв в полевых работах, вытачивали мужчины. Ведь не случайно в этот уголок музея женскую фигуру поместили, а не мужскую. Значит, в хохломе роспись — главное.
4
В Центре есть картина Петра Кончаловского «Хохломские рисовальщицы» (1936). Интересен здесь не только сюжет, но поза рисовальщиц: они сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке предмет, над которым трудится художница, кладут на колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на поверхность. Такой способ позволяет легко поворачивать изделие в какую угодно сторону с любым наклоном.
2
Однако попробуйте покрасить дерево без предварительной подготовки! Результат разочарует. С технологией хохломской росписи познакомимся на фабрике. В Семёнове есть два центра производства хохломских изделий — фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и находятся они рядом, на одной территории.
По дороге на фабрику знакомимся с людьми, посвятившими свою жизнь любимому занятию, к сожалению, уже покинувшими этот мир.
Акиндин Васильевич Красильников, из династии хохломичей, в которой пять поколений занималось народным промыслом, написал книгу «Золотая хохлома», настоящую энциклопедию ремесла, уникальный с точки зрения истории искусства труд
Георгий Петрович Матвеев основал школу хохломской росписи в Семёнове. Он в течение долгих лет собирал произведения народных умельцев, которые впоследствии приобрели статус музея кустарно-художественных промыслов
Вот мы и в мастерской. С любопытством рассматриваем выточенные на токарном станке и хорошо высушенные неокрашенные заготовки — их называют бельём. После сушки «бельё» шпаклюют вапой — мелкозернистой отмученной глиной, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него 25- 50% мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. И снова хорошо высушивают и шлифуют. Следующий важный этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Это туристам не показывают, но знать нужно, когда вы приходите в сувенирный магазин — трудоёмкость и качество работы влияют на цену, настоящая хохлома не может быть дешёвой. В этом смысле тоже хохлома «золотая»!
Мне раньше представлялось, что золотистый оттенок хохломской росписи придают какие-то особые краски. Однако это не так. В самом начале развития помысла использовали дорогие золотые и серебряные краски, однако совсем немного, лишь на краешек изделия. Вот так неярко и совсем не «золотно» выглядят старинные изделия.
3
Своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования серебра распространился в Заволжье благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон. Этот же способ, возможно, с некоторыми изменениями, используют на фабрике и сейчас. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры в обработанную олифой и хорошо высушенную поверхность посуды втирают алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением, благодаря которому изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи.
1
2
Для росписи требуются термостойкие минеральные краски — охра, сурик, а также киноварь и кармин, сажа, хромовая зелень, которые разбавляют очищенным скипидаром. С выбором цветов всё строго. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Главные цвета в хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый. Имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и колорит которых безукоризненны.
5
Рисунок основан на растительном орнаменте: гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами оплетают стенки посуды, украшают ее внутреннюю поверхность. Все работы художники расписывают строго вручную, поэтому каждое изделие уникально.
2
Заключительный этап работы — покрытие готовой работы лаком, чтобы она приобрела золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания при температуре 150 градусов на 3–4 часа. В процессе образуется масляно-лаковая плёнка, которая создает ощущение позолоты. Вот и получается золотая хохлома!
3
1
В залах Центра «Золотая Хохлома» расположена одна из самых больших в стране коллекций предметов второй половины 19 — первой половины 20 веков. Излюбленным мотивом росписи того периода была «травка», вьющаяся ветвь на золочёном фоне. В экспозиции представлены столовые наборы для ухи, окрошки, пельменей.
2
Самая красивая — экспозиция «Царской комнаты», Центральное место в ней занимает уникальный набор из 240 предметов, каждое изделие которого увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы.
4
Здесь же другие экспонаты, не менее впечатляющие, например шахматы,
4
ковши, ложки, изящно изогнутые фигурки птиц.
3
В центре показывают уникальные изделия, которые делают по особым заказам, приуроченным к каким-либо событиям, например этот футбольный мяч, сделанный к Чемпионату мира по футболу, несколько матчей которого были проведены на новом стадионе в Нижнем Новгороде.
5
Среди таких изделий декоративные панно, расписные самовары, гигантский детский стульчик — памятник тем, на которых сидели мы с вами и наши дети, и многое другое.
6
3
1
В творческой лаборатории на фабрике открыт для туристов ассортиментный кабинет. Отличие его от музеев в том, что это действующее подразделение, в котором собраны и бережно хранятся образцы-эталоны производимой предприятием продукции. Есть совершенно удивительные вещи, среди которых особенно приглянулся сервиз с зелёным фоном.
6
Семёновская матрёшка — более молодой промысел, появившийся в деревне Мериново Семёновского уезда в начале 20 века. Первым мериновским мастером, изготовившим матрёшку, был Аверьян Майоров. Он создал тот вариант изделия, который дошёл до наших дней. Его дочери Елизавета и Зинаида расписали матрёшку, подарив ей яркий платок и цветастый фартук. Матрёша не была изобретением Майоровых, она пришла на нижегородчину из села Богородское Сергиево-Посадского уезда. А вот форма и роспись семёновской матрёшки была оригинальной. Семёновская матрёшка более стройная, чем богородская. В рисунке много воздуха — незакрашенного дерева, богато декорированы в основном платки и фартуки. Цветовые доминанты в росписи семёновской матрёшки выполнены красным, синим и жёлтым цветом. Главная особенность — крупный асимметричный, с небольшим наклоном вправо, рисунок.
2
Классическая роспись семёновской матрёшки
Мы посетили два «матрёшечных» цеха — токарный
1
и мастерскую, где заготовки расписывают.
2
Сейчас уже не всегда придерживаются «канонов» росписи семёновской матрёшки, применяя, кроме классического набора красок, другие, более яркие.
2
2
Матрёшек одевают в различные народные и современные костюмы и даже лица рисуют им такие, какие попросит заказчик.
3
Хоть и с иронией мы иногда относимся и к матрёшкам, и к хохломе — чего только стоит выражение «расписать под хохлому»: либо небылиц наплести, либо лицо раскрасить (набить) — всё-таки красиво, хотя в наше рациональное время, может быть, непрактично и немодно. Жалко будет, если промысел исчезнет, очень мало осталось мастеров, хорошо знающих это дело, а в ученики к ним мало кто торопится — слишком маленький заработок.