Наверное, мы не скоро узнали бы об этом музее, если бы ни наш прекрасный гид по Серпухову Ольга, которая о нём и рассказала. Речь пойдёт о Музее командира крейсера «Варяг» Всеволода Фёдоровича Руднева.
Наверное, мы не скоро узнали бы об этом музее, если бы ни наш прекрасный гид по Серпухову Ольга, которая о нём и рассказала. Речь пойдёт о Музее командира крейсера «Варяг» Всеволода Фёдоровича Руднева.
Музей был открыт 9 февраля 2004 года к 100-летию подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бою у Чемульпо в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов.
Экспозиция музея разделена на два блока: «Море» и «Человек».
Зал «Человек» посвящён самому морскому офицеру Всеволоду Фёдоровичу Рудневу. Здесь рассказывается о его детстве, юности, увлечениях, службе знаменитого командира, о его личности.
Выходец из дворян Тульской губернии командир 1-го ранга Всеволод Фёдорович родился 19 августа 1855 года. С детства мечтал о море. А и как не мечтать?! Предки его героически служили Отечеству под Андреевским флагом более 200-от лет — рядовой матрос Семён Руднев в 1696 году отличился в бою под Азовом и за храбрость по указу Петра I получил чин офицера.
Отец Всеволода Фёдоровича — Фёдор Николаевич Руднев — был героем русско-турецкой войны 1828–1829 годов, участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. Умер в 1864 году, когда Всеволоду Фёдоровичу было 9 лет.
По окончании гимназии, в1872 году, Всеволод Фёдорович становится слушателем Петербургского Морского училища — единственного в то время учебного заведения, где готовили офицеров Военно-Морского Флота. Обучение для него было бесплатным, оплачивалось из государственного бюджета, памятуя о заслугах его отца.
С 1873 года параллельно поступил на военную службу. Ходил по Балтике, два года находился в учебных походах за границей.
За время службы совершил несколько кругосветных путешествий, одно из них — в 1898–1899 годах — как командир мореходной канонерской лодки «Гремящий».
С 1900 года — старший помощник командира порта в Порт-Артуре, где была база 1-ой Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. С 1901 года — капитан 1-го ранга. В декабре 1902 года возглавил экипаж крейсера «Варяг», который по тем времена считался одним из лучших кораблей Русского Флота.
Второй зал «Море» рассказывает об исторических событиях русско-японской войны 1904–0905 годов и о легендарном сражении у Чемульпо, где экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вступили в бой с превосходящими силами противника.
Позволю себе коротко напомнить об этих событиях.
Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в январе 1904 года находились в порту Чемульпо. В их задачу входила защита русского посольства. В Корее было неспокойно: в декабре 1903 года началось восстание тонхаков, в Сеуле вспыхнули крестьянские волнения. Кроме русских кораблей на рейде находились иностранные военные корабли — английский крейсер «Тэлбот», итальянский крейсер «Эльба», французский крейсер «Паскаль» и американская канонерская лодка «Виксбург».
27 января 1904 года, командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу официально уведомил командира «Варяга» о начале войны между Россией и Японией и предложил русским кораблям покинуть порт, в противном случае угрожая атаковать их на рейде порта. Это было грубым нарушением международного права.
Далее события этого дня:
Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка «Кореец». Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: «Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага». У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, кораблям преградила путь японская эскадра. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу».
Бой был жестоким. Моряки Русского флота проявили беспримерные отвагу и мужество. Их героизм признали даже японцы.
Накануне боя на «Варяге» и на «Корейце» все больные из лазарета добровольно встали в строй. Все вольнонаёмные отказались покинуть корабли, хотя им предложили съехать на берег и укрыться в русском посольстве.
Тяжелораненый мичман П. Н. Губонин отказался идти на перевязку и продолжал командовать своими подчинёнными, пока не потерял сознание. Мичман Черниловский-Сокол, начальник палубного дивизиона, грамотно и решительно руководил тушением пожаров на крейсере.
Матрос 1 статьи Варфоломей Макаровский, осуществлявший подачу снарядов, раненный в лицо, не покинул своего поста. Старший комендор Прокопий Клименко с обожжёнными глазами продолжал в одиночку вести огонь из своего орудия. Многие варяжцы, сделав перевязку, торопились на боевые посты.
Руднев, получивший ранение в голову и контузию, продолжал руководить боем.
Серьёзно повреждённый «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий разбито. Было принято решение — крейсер затопить, а канонерку взорвать.
Командир Всеволод Фёдорович Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу.
Экипажи «Варяга» и «Корейца» были размещены на иностранных судах и после долгих переговоров с японцами отправлены морем на Родину. 16 апреля команды, прибыв в Санкт-Петербург, маршем прошли от Московского вокзала до Зимнего дворца,
где в их честь император Николай II дал торжественный обед.
Все матросы и унтер-офицеры получили Георгиевские кресты, офицеры — ордена св. Георгия IV степени. Это был первый случай в истории Российского Флота, когда чести быть кавалерами ордена св. Георгия вместе со строевыми офицерами удостоились и инженеры-механики, и корабельные врачи.
10 июля 1904 года была учреждена медаль «За бои „Варяга“ и „Корейца“ при Чемульпо». Её получили все участники боя.
В 1907 году по личному приказу императора Муцухито Всеволод Фёдорович Руднев был награждён орденом Восходящего солнца II степени — в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев, получившим этот орден. Всеволод Фёдорович награду принял, но никогда не носил этот орден.
Погрузится в историю сражения можно с помощью интерактивных комплексов — «полистать» судовой журнал «Варяга»
или «попутешествовать» по устройству кораблей изнутри,
узнать историю крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец», регулируя даты на специальном терминале,
постоять под «звездным небом» с плывущими в даль именами экипажей легендарных кораблей.
10 июня 1904 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексииского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года Всеволод Фёдорович скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области, ровно напротив открывшегося впоследствии музея, у южной стены церкви Казанской иконы Божией Матери.
PS: И всё же я не могу не упомянуть ещё одного человека, сделавшего всё возможное для увековечения памяти героев — секретаря Генерального Консула Российской Империи в Сеуле Сергея Виссарионовича Чиркина.
Во время боя на борту «Варяга» погибли мичман Алексей Нирод и 30 нижних чинов. Еще двое скончались позднее в госпитале. Один из них — легендарный матрос Сила Васильевич Псалом, уже отслуживший срок на флоте и отказавшийся покинуть корабль перед боем.
Через семь лет русское правительство официально обратилось с просьбой к японским властям разрешить перевезти прах погибших на Родину. И именно под руководством Сергея Виссарионовича была проведена эксгумация и перенос во Владивосток праха погибших в бою русских моряков.
9 декабря 1911 года в сопровождении почетного караула из моряков Сибирского флотского экипажа траурный кортеж направился из Чемульпо в Сеул, а затем по железной дороге к русской границе. На всем пути следования корейцы осыпали платформу с останками русских моряков живыми цветами. 17 декабря траурный кортеж прибыл во Владивосток, а через три дня состоялось торжественное перезахоронение в братской могиле на Морском кладбище.
Адрес: Тульская обл., Заокский р-н, д. Савино
Время работы:
Понедельник — выходной
Вторник — воскресенье: 09:00 — 17:00