Свя́то-Тро́ицкий собо́р в Саратове (полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы).
Свя́то-Тро́ицкий собо́р в Саратове (полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы).
Троицкий собор — уникальный для Саратовского края памятник московского барокко.
Саратов был основан как сторожевая крепость в 1590 году московскими стрельцами. От своего основания до учреждения в 1799 году Саратовско-Пензенской епархии город в церковном отношении подчинялся астраханским архиереям.
Первая деревянная Троицкая церковь, стоявшая на месте собора, была возведена по благословению епископа Астраханского Парфения в 1674–1675 годах.
Храм был возведен в течение очень короткого времени на центральной и единственной площади Саратова.
Десять лет спустя, в 1684 году Троицкая церковь сгорела дотла в огне очередного саратовского пожара. Оставшийся без прихода протопоп Игнатий Данилов с братией бил челом митрополиту Астраханскому и Терскому Савватию, прося благословить его и «разных чинов» обитателей Саратова приготовлять все, что было необходимо для построения собора, а потом начать и само построение храма «на прежнем месте» и «в тоже наименование».
Переписка с астраханским архиерейским домом продолжалась в течение пяти лет. Только в июне 1689 года митрополит Савватий выслал в Саратов требуемый документ. При этом грамота архиерея не только разрешала начать строительство, но и указывала некоторые конструктивные особенности будущего храма. После этого строительство храма пошло достаточно быстро.
Построение собора было делом чести для немногочисленных жителей города. Храм возводился всем миром, и за исключением работ, которые выполнялись специалистами, все остальное делалось городскими обывателями. Уже в 1694 году он был готов к освящению и в октябре 1695 году был освидетельствован присланным из Астрахани архимандритом Иосифом. В акте освидетельствования называлось имя первого настоятеля новопостроенного храма — протопопа Григория Спиридонова. Здесь же указывалось, что храм был крыт «лубьем да драньем», то есть имел деревянную кровлю, и что «у тои же церкви колокольня на столбах, большой колокол 30 три пуда, два колокола по осми пуд, да колокол три пуда, да два колокола пять пуд».
Видимо, тогда же, в октябре 1695 года, сразу же после освидетельствования тем же архимандритом Иосифом с братией были освящены оба храма новопостроенного собора — верхний во имя Святой Троицы, а нижний в честь Успения Божией Матери. В «акте приемки» собора, составленном архимандритом Иосифом, отмечена находящаяся в трапезной нижнего храма «печь обращатая» — вероятно, голландская печь, покрытая изразцами.
Для провинциального храма конца XVII столетия это было новшество, поскольку средневековые русские храмы из-за боязни пожаров никогда не оснащались печами. В верхней церкви собора печи появились только в конце XIX века.
Возможно, теплая нижняя трапезная была местом, где богослужения совершались в зимнее время, в то время как летом служба шла в неотапливаемой части храма. Духовенство Троицкого собора сразу же после его постройки оказалось в трудном положении. Приход был малочисленным, как и весь новопостроенный город.
Поэтому на следующий год после освящения храма его настоятель протопоп Игнатий Данилов обратился к государю Петру Великому с челобитною, в которой ходатайствовал о пожертвовании духовенству земельного участка по речкам Чардыму и Сокору в количестве 115 десятин.
Государь челобитную принял благосклонно и повелел саратовскому воеводе Андрею Григорьевичу Ляпунову просимый участок «к церкви дать», о чём Ляпунову и была послана Государева грамота от 5 апреля того же 1696 года.
20 мая 1712 года произошёл один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка, серьёзно пострадал храм.
В ходе ремонта собора были значительно удлинены трапезные на нижнем и верхнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединенных друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня.
Как отмечает В. П. Соколов, «кроме прямого своего назначения — служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение — служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья».
Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах.
К средине XVIII столетия на колокольне появились куранты. Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722–1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Петр I всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.
Известно, что Пётр прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной I 10 июня 1722 г. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен.
Во второй половине XVIII века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года.
К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».
Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачева. Как писал саратовский краевед А. Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачев подошел к Саратову и остановился верстах в трех от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать… Страх и трепет объял жителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалея домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию…».
В 1781 году 1 февраля во имя Живоначальной Троицы был освящён верхний собор.
Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже XVIII–XIX столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины.
3 апреля 1786 года губернатору П. С. Потемкину была прислана архиерейская грамота, предписывавшая разборку Троицкого собора и строительство на его месте нового храма.
Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали расширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года.
1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской консистории о прекращении богослужений и о немедленном начале работ по укреплению храма.
Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нём совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а также во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.
Для того чтобы здание не казалось уродливым, над ним была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двухэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время «луб и дранье» на крыше собора были заменены кровельным железом.
Вскоре после учреждения Саратовского наместничества (1780 года) выяснилось, что на его территории находились приходские церкви, принадлежавшие, по меньшей мере, семи епархиям: Астраханской, Тамбовской, Казанской, Воронежской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской. Беспорядок в церковной администрации был устранен Высочайшим указом от 16 октября 1799 года об учреждении Саратовской и Пензенской епархии. В конце 1799 года Троицкий собор встречал первого архиерея новоучрежденной епархии — Преосвященного Гаия (Токаова), епископа Саратовского и Пензенского. В Саратове он надолго не задержался, но произвел на саратовское духовенство самое благоприятное впечатление. Расположившись в Спасо-Пpеображенском монастыре, Гаий нашёл его совершенно непригодным для жительства. Никакой другой подходящей для архиерея pезиденции в постоянно сгоравшем и потому в малоблагоустроенном Саратове не нашлось, и Преосвященный Гаий пеpебрался в другой свой кафедральный город Пензу.
В Саратов он приезжал довольно часто и оказался запертым в этом городе во время чумы с конца 1807 года до апреля 1808 года. Об этой эпидемии подробно рассказывает в своем дневнике настоятель Троицкого собора протоиерей Николай Герасимович Скопин: «По городу ходили слухи, что чума выдумана саратовской администрацией с целью показать свою распорядительность и отличиться таким путём перед высшим начальством». Слухи эти дошли до Петербурга, откуда для выяснения степени pаспpостранения болезни был командирован сенатоp Осип Козодавлев.
Впрочем, его борьба с распространением гипотетической чумы ограничилась присутствием в городе, который совсем не походил на зачумленный.
«Сенатор жил, да пировал. Если что было хорошего в нем, так это усердие к церкви. Ибо всегда хаживал к обедне преждеосвященной и златоустовой…».
Усердный к церкви О. П. Козодавлев обратил внимание на вопиющую бедность облачений соборного духовенства. Козодавлев обратился к императору с прошением об обновлении ризницы. На радостях по случаю прекращения чумы от щедрот Александра Павловича в Саратов была доставлена новая ризница.
«17 числа (января 1809 г.) было великое торжество в Саратове, ибо было освящение ризницы, всемилостивейше пожалованной от Государя Императора Александра Павловича в Саратовский Троицкий собор… Сия ризница наделала шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел…».
Впоследствии эта ризница была передана в новый Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Но и здесь, как и в Троицком соборе, ею пользовались только в торжественных случаях и всегда — в неделю Крестопоклонную и накануне и в день Воздвижения Креста Господня.
К началу XIX столетия стало ясно, что укреплённый контрфорсами Троицкий собор перестал расходиться. Для возобновления богослужений нужно было получить официальное заключение. Министр внутренних дел О. П. Козодавлев поручил Строительному комитету Департамента государственного хозяйства и публичных зданий провести экспертизу храма.
9 февраля 1813 года в Саратов прибыли архитектор Фохт с помощником Иваном Колодиным. После внимательного осмотра собора Фохт и Колодин сделали вывод, что основной причиной аварийного состояния собора являются пережитые храмом пожары. С выводами Фохта и Колодина не согласился старший член комитета Луиз Руска, который заметил, что причина образования трещин состояла в выемке стен под восьмериком. Предложения Фохта и Руска были прямо противоположными. Фохт предлагал подкрепить собор внутренними пристройками сводов и стен. Руска считал что собор и без поправки не развалится, однако, чтобы отвратить всякое сомнение в его прочности, находил нужным для этого только снять каменные купола с собора и колокольни и заменить их, для облегчения здания, деревянными.
Предсоборная площадь надолго стала местом революционных и антирелигиозных митингов, хулиганских выходок и акций разнообразных организаций, в том числе скандально известного в Саратове в начале 1920-х годов общества «Долой стыд».
Октябрьская революция 1917 года в Саратовской губернии была встречена с неодобрением.
Начались аресты духовенства и мирян. 30 сентября 1919 года был расстрелян настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Геннадий Махровский вместе со священником Крестовоздвиженской церкви Олимпом Диаконовым.
10 октября 1919 года в Саратове были расстреляны епископ Вольский Герман (Косолапов), исполнявший во время пребывания епископа Досифея на Поместном Соборе обязанности правящего архиерея, настоятель Серафимовской церкви Саратова протоиерей Михаил Павлович Платонов, личный секретарь епископа Гермогена протоиерей Андрей Васильевич Шанский.
В начале 1930-х годов были закрыты все саратовские храмы, большинство из них было разрушено. В 1934 году был закрыт и Троицкий собор: в нём разместилось хранилище краеведческого музея. Ему тоже грозило разрушение, но на защиту храма встали не только его прихожане, но и научная и культурная общественность города. Самыми усердными защитниками Троицкого собора стали ученые Саратовского университета, сотрудники краеведческого и художественного музеев. Среди них — известный исследователь искусства Золотой Орды, замечательный саратовский ученый Кира Николаевна Папа-Афаносопуло. Собор удалось отстоять. Он был недействующим всего восемь лет.
Восстановление епархиального управления в Саратове произошло во время Великой Отечественной войны после назначения на Саратовскую кафедру епископа Андрея (Комарова) служившего когда-то в Саратове приходским священником. Епископ Андрей добился возобновления церковной жизни в Саратове.
8-го октября 1942 года в Троицком соборе были возобновлены регулярные богослужения. Храм пострадал от вандализма: была расхищена ризница, уничтожены иконы и книги, разломаны иконостасы.
В военные и первые послевоенные годы Троицкий собор был переполнен. Сюда приходили тысячи людей, среди которых заметное место занимали представители саратовской интеллигенции. Иподиаконами епископов Андрея (Комарова), Бориса (Вика) многие годы были юные Дима Ленской (впоследствии доцент механико-математического факультета СГУ) и Кир Юдин (впоследствии заведующий кафедрой анатомии Саратовского мединститута).
С 1948 года до самой своей смерти в 1989 году усердным прихожанином собора был математик с мировой известностью, заведующий кафедрой алгебры и теории чисел СГУ профессор Н. Г. Чудаков.
Восстановление внутреннего убранства храма заняло десятилетия. Население после войны оставалось крайне бедным. Власти, контролировавшие деятельность духовенства, беззастенчиво изымали средства, пополняя ими «фонд мира».
До конца 1980-х годов собор был одним из двух действующих саратовских храмов. До 2001 года он имел статус кафедрального. Его очень любили саратовские архиереи.
В 2004 году началась капитальная реставрация храма.
26 октября 2016 года в соборе совершено венчание и впервые в России за последние 99 лет — гражданская регистрация брака сотрудниками ЗАГС.
Многие святыни собора представляют не только религиозную, но и историко-культурную ценность.
Наиболее древней и почитаемой иконой Троицкого собора является Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиевого монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Достоверность этого предания подтвердилась во время последней реставрации иконы. Образ Спасителя оказался написанным на холсте, который впоследствии был наклеен на доску, то есть изначально он мог представлять собой священную хоругвь, сопровождавшую воинский отряд.
Икону обследовали специалисты Московского музея имени преподобного Андрея Рублева, и было принято решение реставрировать её в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад.
В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском областном музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. По благословению епископа Лонгина по сохранившейся фотографии была восстановлена риза на мощевик.
Даже в XX веке, во времена гонений, в Свято-Троицком соборе бережно сохранялись и развивались лучшие традиции православного церковного пения. В соборном хоре пели многие известные в Саратове музыканты, несмотря на неприятности на основной работе и фельетоны в областной прессе.
Здесь существует Воскресная школа.
При храме работает библиотека. Её фонд насчитывает около 3000 книг.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии