Я рассказывал про Культурно-выставочный центр «Радуга» Саратовской региональной общественной организации «Центр Духовной Культуры» Радуга фотографий, картин и впечатлений.
В конце ноября 2023 там открылась выставка, посвященная Ивану Яковлевичу Билибину (1876–1942) — русскому художнику, знаменитому иллюстратору русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина.
1
Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы.
Я же эту выставку увидел в Центральной городской библиотеке, когда пришёл на встречу с художницами.
Открывал выставку портрет Билибина кисти Кустодиева, созданный в 1901 году.
3
Живописец Борис Михайлович Кустодиев (1878- 1927) планировал написать групповой портрет членов объединения «Мир искусства», написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению.
Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года — самый ранний, его высоко оценило жюри Международной выставки 1901 года в Мюнхене, присудив ученику Академии Кустодиеву золотую медаль второго класса.
Непростой жизненный путь был у Билибина. Став дипломированным юристом, он открыл в себе страсть к живописи. В 1895–1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898–1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, в 1900–1904 годах, под руководством того же И. Е. Репина, — в Высшем художественном училище Академии художеств.
Замечательный, но ныне забытый художник-график, погибший в ленинградскую блокаду Владимир Николаевич Левитский (1879–1942) вспоминал о времени создания портрета: «…Я увидел молодого, жизнерадостного, черноватого, с большой бородой для его лет студентика с курьезной подпрыгивающей походкой… Когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием был Иван Яковлевич… работающий так, что как будто рисование у него между прочим; случалось, что болтал больше с Марией Чемберс-Билибиной (будущая жена), чем рисовал, а результаты же были неплохи в рисунке».
Мария Яковлевна Чемберс-Билибина (англ. Marie Elisabeth Veronika Chambers-Bilibina; 1874–1962) была первой женой Билибина с 1902 по 1911 год. В 1890-х годах Мария училась в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, в школе княгини М. К. Тенишевой у русского художника И. Е. Репина.
В 1912 году Билибин женился второй раз. Его избранницей стала Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891–1981) — художник по фарфору, график.
Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, после окончания школы преподавала в ней.
В марте 1912 года газета «Одесский листок» написала: «Близ Байдар, в живописнейшей местности Крыма, группой общественных деятелей решено устроить поселок интеллигентов».
Пайщиков в 1911 — 1912 годах числилось уже 26 человек. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно, по окончании занятий в школе ОПХ, Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью, к началу занятий.
На выставке есть картина «Франция. Вид из окна дачи. 1935 год».
3
Я было подумал, что этой пейзаж французский. Но это Крым.
«Смолистый запах сосен и можжевельника, скрипение цикад, горячие скалы, шум прибоя на этом самом глубоком по берегу Крыма месте моря и полное отсутствие людей», так Рене О’Коннель описывала это место.
21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска. Со временем Билибин захотел вернуться на родину. Видимо эта картина — дань ностальгическим воспоминаниям.
Есть на выставке портрет Л. Е. Чириковой (1919 год).
2
В 1917 году Билибин расстается со своей второй супругой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции художник уезжает в Крым, в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года.
Романтическая была история…
Известный российский юрист Никола́й Серге́евич Кари́нский (1873 — 1948), эмигрировавший после Гражданской войны, побывал в гостях у Билибина. А познакомил его с художником «Бард русской интеллигенции» писатель Евгений Николаевич Чириков (1864–1932).
В семье Чириковых было пятеро детей: Новелла (1894–1978) — в замужестве Ретивова, Людмила (1896–1995) — в замужестве Шнитникова, Валентина (1897–1988) — в замужестве Ульянищева, Евгений (1899–1970) и Георгий (1901–1993).
Дачи Чириковых и Билибина располагались рядом в Крыму. 11 сентября 1945 года Каринский пишет статью в американской «Русской жизни»:
«Шумно и весело провели день моих именин, а когда расходились, Билибин задержался и сказал мне: я хочу тебя попросить. Поговори за меня с Милой Чириковой. Я люблю её всей душой, а она не обращает на меня внимания. Девчонка! Насмешница! Ты это понимаешь?»
«Там в Батилимане он показал себя также выдающимся портретистом — превосходные портреты Новеллы и Людмилы Чириковых, в которых он был влюблён поочерёдно.»
Надпись под портретом на выставке: «Портрет Л. Е. Чириковой. 1919».
Из воспоминаний Людмилы Чириковой: «…Когда я познакомилась с Билибиным, могу сказать, что это произошло очень давно в Петербурге. Иван Яковлевич был большим другом моего отца — писателя Евгения Николаевича Чирикова. Отец водил нас показывать рисунки и книги Ивана Яковлевича. Когда я еще была девочкой с косичками (Билибин старше меня на 20 лет), но я уже тогда интересовалась искусством. Но особенно мы сдружились, конечно, в трудное время войны и революции в Батилимане, где наша семья, как и Иван Яковлевич, имели дачи. Билибин и раньше приезжал туда с красивой молодой художницей Рене О’Коннель. И мы дружно ездили на этюды, занимались графикой. Но в это трудное время он приехал в Батилиман уже один, холостяком, и был очень занят работой. Тогда же он сделал карандашные портреты моего отца, моей старшей сестры и мой в 1919 году.»
Романтическая влюбленность мужчины «за 40» в девушку моложе его на двадцать лет.
Но именно Билибин спас обеих сестёр.
Снова Каринский: «Расстались мы навсегда в Новороссийске. Он уезжал в Египет вместе с Милой и Валей Чириковыми. Оне заболели тифом, а родители их — Евг. Николаевич и Валентина Георгиевна („Валя старшая“) — должны были эвакуироваться раньше их выздоровления. Остался около них, как верный рыцарь, Ив. Яковлевич.»
В 1919 году Билибин вслед за семейством Чириковых уехал из Крыма, сначала в Ростов на Дону, затем в Новороссийск. Смог достать билеты на последний пароход не только себе, но и девушкам. Попали они в Египет.
После трудных дней Билибин смог обосноваться в Египте и снова стал трудиться на живописной ниве. Людмиле он предложил быть его помощницей, но через два года Людмила уезжает к родителям во Францию, так и не ответив взаимностью Билибину.
В 1923 году Билибин женился в третий раз. Его избранницей стала Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892–1967).
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вместе с семьей вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств от истощения. На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила профессоров Академии художеств.
Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». Ниже указаны 8 фамилий, первое из них — имя Ивана Яковлевича Билибина.
Остались его шикарные иллюстрации.
«Испытание огнём. Суд во времена «Русской правды» (1907).
3
«Ру́сская Пра́вда» — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого.
«Палаты» (Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» (1933).
3
«Подводное царство» (к опере «Садко», 1914).
2
Премьера оперы-былины на музыку Н. А. Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году. Но одними из лучших стали декорации к «Садко», созданные И. Я. Билибиным в 1913–1914 годах. Эскиз декорации к VI картине оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» «Берег Ильмень-озера» был создан для Театра при народном доме (1914 год). Кстати, есть еще одна иллюстрация «Садко» для оперы Римского Корсакова, датированная 1939 годом.
«Русалочка и мраморный мальчик» (иллюстрация к сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка», 1936).
5
«Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятичну» (Эскиз иллюстрации с сборнику русских былин Н. В. Водовозова «Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях», 1940).
4
Среди репродукций картин Билибина на этой выставке есть картина Лидии Ивановны Ионовой (1948 г.р.), которая сделала великолепные иллюстрации к сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» (1980).