Подобный камень появился несколько лет на окраине Саратова в том месте, где когда-то располагался золотоордынский город Укек.
Мы привыкли к тому, что кочевники — это народы, не сидящие на одном месте и перемещающиеся по лику нашей матушки Земли.
1
Их крышей было небо голубое, разводился костёр, вокруг которого собирались люди и начинались рассказы и сказки до утра.
Горит костёр и сквозь треск дров мы слушаем древнюю историю про славный, но давно канувший в Лету город Укек.
Многие народы кочевали по Великой степи, они постоянно воевали между собой за лучшие пастбища и за место под солнцем.
1
Только самые лакомые войны были с оседлыми народами.
В их городах всегда можно было поживиться знатной добычей. Новые племена из глубин степи появлялись на смену старым, которые исчезали в небытии. Так было испокон века и казалось, что будет продолжаться бесконечно. Но пришёл великий Тэмуджин и объединил всю Великую степь. Так взошла звезда Чингисхана.
Когда одеяло великой Монгольской империи стало расползаться на небольшие лоскутки, одним из них стала Золотая Орда, которая к тому времени насытилась, отяжелела и стала беременной городами.
На карте появились новые города, большая часть которых попала в жернова времени, перемоловших их в мелкую пыль, оставив лишь древние городища
Буквально в одночасье появился город Укек на берегу Волги, на строительство которого согнали пленных со всех концов завоеванных стран.
Появился город в месте, где золотая степь встречается с ультрамарином реки, плавно перетекающего в синий сапфир неба.
Произошло появление города около 1250 года.
Долгое время степным кочевникам жильём служили юрты, легко разбираемые и сбираемые.
1 из 2
Несмотря на воинственный вид хозяев, гостей в них принимали со всем радушием.
Постепенно часть юрт не стали каждый раз демонтировать — их просто поставили на колёса.
Эту поклажу тянули мощные быки, зато знати можно было не опасаться за комфорт своих жен и детей.
Город Укек стал третьим по численности городом Золотой Орды и вытянулся на два километра вдоль Волги, являющейся его природной границей, а с другой стороны прижимаясь к горе Каланче.
В нём появились различные даже по внешнему виду и внутреннему содержанию районы.
В центральном районе обитала аристократия. Здесь находились дворцы и усадьбы, мечети, медресе и бани.
Возводились здания из обожженного кирпича, внутри вместо очагов были печи.
Здесь же жил правитель города — хан Укека.
Вдоль Волги тянулись кварталы ремесленников с мастерскими, а также базары и караван-сараи. Здесь же жили сами ремесленники и торговцы. Пройдясь по кварталу ремесленников, можно было встретить кузнеца,
стеклодува,
гончара,
На глазах восторженных прохожих рождаются произведения искусства и просто прикладные вещи из рук мастера работы с костью
или деревянных дел мастера.
Интересно наблюдать, как звено за звеном рождается кольчуга,
которая затем защищала воинов.
1
Не оставили своих занятий охотники с ловчими птицами,
] за которыми они тщательно ухаживали,
а порой нужно было иметь отличные лёгкие, чтобы протрубить в рог во время охоты.
Хотя в городе существовал глиняный водопровод, но можно было увидеть водоноса.
За порядком следили постоянно воины, а торговцам и ремесленникам на давал дремать сборщик налогов с вооруженной стражей.
Порой обходил свои владения сам хан со своей свитой.
Город чеканил свою монету.
Укек дышал полной грудью, на его улицах можно было встретить арабов,
гостей из Китая,
Франции,
а также их диковинных животных.
Это объяснялось тем, что Укек был на перепутье из Европы в Азию.
Конечно же на улицах было множество мусульманских красоток.
В северной части города находились христианские кварталы, где жили русские,
армяне и прочий народ, не являющийся мусульманами. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни.
Во время раскопок было найдено множество крестиков.
Город был многонациональным.
В XIII веке монгольская аристократия улуса Джучи (Золотой Орды) была шаманистской, довольно терпимо относившейся и к христианству, и к исламу. Первым ханом, принявшим ислам был Берке, правившей Золотой Ордой с 1257 по 1266 год, но и после него хватало приверженцев старой религии, поэтому в Укеке можно было повстречать шаманов.
В южной части города располагался некрополь.
Впервые о городе упомянул францисканский монах Гильом де Рубрук, который писал о посещении в 1250-х годах некоего местечка с переправой через Волгу: новый поселок «татары устроили вперемежку из русских и сарацин» . Об Укеке рассказывал в своей книге Марко Поло. Его отец и дядя в 1262 году из Булгара прибыли в Укек, провели в нем некоторое время, затем переправились через Волгу и далее через Бухару отправились в Самарканд.
Город процветал около 150 лет, а затем погиб. Многие считают, что погиб он также стремительно, как и появился. Одни думают, что его уничтожил Тамерлан в 1395 году, другие, что оползень. Третьи предполагают, что город угасал постепенно.
Еще во времена основания Саратова были видны отдельные сохранившиеся строения, но затем они исчезли под действием времени и людей.
Первые археологические раскопки на Увеке были проведены князем Львом Львовичем Голицыным и Степаном Семеновичем Краснодубровским в 1890 году и продолжались с перерывами до 1923 года. В 1895 году приезжал и участвовал в раскопках французский археолог и путешественник Амур-Огюст-Луи-Жозеф Бертло, барон де Бай.
Раскопки на Увекском городище Л.Л. Голицына и С.С. Краснодубровского. Частично вскрыто здание общественной бани золотоордынского времени. Фотографию сделал барон де Бай в 1895 году. (Из Интернета)
При этом о документировании никто особо не заботился. Во всех крупнейших музеях России и мира (вплоть до Эрмитажа, Лувра и Британского музея) есть предметы отсюда.
В 1970-е годы городище сняли из реестра охраны и застроили. Поэтому Укек не только неизвестный туристический объект, но еще и спрятанный под толщей земли и частными домами, возвышающимися на ней. Очень часто многие здания, таящиеся под землей, находятся под несколькими частными владениями и до них добраться невозможно.
Несмотря на все сложности, начиная с 1994 года, а наиболее активно с 2004 года раскопки городища идут. В разных местах и на разных площадях,
Примечание: Для оформления древних событий из жизни Укека использованы современные личные фотографии автора.