Хотя взрослые люди утверждают, что они не верят в сказки, но они лукавят, иначе отуда бы взялись бешеные кассовые сборы, приносимые фильмами о вампирах, гномах, эльфах и хоббитах, различных исторических и фантастических приключениях. Положа руку на сердце, кто из читающих не смотрел уже кажется нескончаемые саги о Джеке Воробье или Звёздных войнах. Популярны исторические фильмы и книги. Многим иногда хочется побывать в той или иной эпохе, увидеть как жили люди в стародавние времена. Я не исключение. Поэтому во всём мире появляются всё новые и новые клубы исторической реконструкции. В Саратове уже несколько лет подряд проводятся фестивали исторической реконструкции.
Уже как родных воспринимаешь некоторых персонажей фестиваля и конечно бессменного хана Укека.
Никогда не задумывался, а чем же занимаются в жизни персонажи из Средневековья, пока перед входом на выставку «Кладовая реконструктора» не увидел скромно стоявшего человека, показавшегося мне знакомым. Был бы рад сказать: «Маска, я тебя знаю!», но память подвела. А вот Иришка его узнала — это был хан Увека, а в жизни Николай Афоньков- руководитель Клуба исторической реконструкции «Вечное небо».
И это было не удивительно, существует фотофакт её знакомства с ханом.
Поговорив с ним, выяснили, что Николай и его клуб оказывали помощь в организации выставки и даже предоставили для неё часть экспонатов.
Выставка «Кладовая реконструктора» проходила в музее Федина в рамках «Ночь музеев — 2017».
Случилось так, что я оказался среди первых посетителей выставки, а всего нас было четверо.
Приходилось одновременно слушать экскурсовода и фотографировать. Было интересно.
Гид умело и занимательно вела нас сквозь волны истории, рассказывая о реконструкции различных вещей и предметов.
1
Много нового узнал.
После Египетского похода Наполеона в 1798–1801 годах в Европе появилось множество артефактов и Европу захлестнула волна египтомании — интереса к Древнему Египту.
1
Когда я побывал в Египте, то часто видел, как туристам пытаются втюхать подделки под старину, сделанные в современном Китае.
Задача у реконструкторов — другая, им важно воссоздать предметы такими, какими они были когда-то не для продажи, а для использования в качестве музейных экспонатов
1
или во время реконструкции событий.
Как-то не задумывался раньше, что платки были изобретены в Древнем Египте. Одним из символов власти египетских фараонов был царский головной убор немес или клафт, представлявший собой сделанный из ткани платок, сплетённый в узел сзади и с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи. В качестве примера может служить Золотая маска Тутанхамона с немесом.
Клафт был распространён среди представителей всех сословий. Среди рядовых египтян клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.
Платки были во все эпохи. Выглядели и носились по разному.
Лет двести назад на Руси стали модными яркие цветастые платки.
Интересно, что дворянки не носили платков, не чтили традиции фараонов, зато купчихи могли и два одеть: один на голове, повязанный «головкой», то есть концами вперед, а другой накидывали на плечи, закутываясь в него, как в шаль.
На картине Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) купчиха сидит в платке, повязанном «головкой».
Удивил обычный вроде с виду сундук, который несколько десятилетий назад был обычным предметом мебели во многих домах.
Про музыкальные шкатулки слыхал, даже видел и слушал, но впервые увидел музыкальный сундук. Когда его открыли, то громко прозвучала музыкальная фраза. Своеобразный прообраз сигнализации на автомобилях, только звучащий недолго.
Рядом кресло.
Умели раньше красиво делать обычные предметы мебели.
На сундуке и над сундуком — вооружение средневекового воина, созданное руками современных саратовских реконструкторов.
В полевых условиях.тяжеловато приходится в подобных доспехах.
1
Несколько шлемов расположены рядом со старыми весами.
Когда гид спросила: «Настоящие это весы или реконструкция?» — я лопухнулся: «Реконструкция». Оказалось, что эти весы настоящие, а ржавчины на них нет потому, что её соскобли перед выставкой.
Поэтому, когда прозвучал аналогичный вопрос про фотографии Чернышевского, то женщины начали дружно гадать, а я скромно промолчал.
«Молчание -золото». Все фотографии оказались реконструкциями, а оригинал фотографии хранится в Музее-усадьбе Николая Гавриловича Чернышевского. Сделана была фотография в 1888 году в фотографическом заведении Станиславы Ивановны Климашевской Астрахани, доставшейся ей от своего мужа Лаврентия Викентьевича Климашевского. Фотография С. И. Климашевской была единственной придворной фотографией «Двора Его Величества Шаха Персидского» в Астрахани. Мы эту фотографии видели раньше во время посещения музея Н. Г. Чернышевского Осенним днём в усадьбе Чернышевских и Пыпиных.
Лишний раз убедились, что прогресс — это хорошо. Рядом с портретами Николая Гавриловича Чернышевского находится рукописный дневник его сына Михаила Николаевича Чернышевского (1858–1924) с 1917 по 1924 год. Дочь Михаила Николаевича — Нина Михайловна Чернышевская (1896–1975), ставшая вторым после своего отца директором Музея-усадьбы, переписала его вручную в 1959 году. Вот такая своеобразная реконструкция дневника. Насколько было бы проще, если тогда были бы копировальные машины или компьютеры со сканерами.
На стене расположены документы с литографиями и цитатами из произведений Федина.
Порой старинные монеты или памятные медали восстановить невозможно из-за того, что не сохранилось ни одного экземпляра, тогда на помощь приходят реконструкторы. Делаются гипсовые слепки, по которым отливаются монеты.
А во время проведения исторических реконструкций, да иногда просто во время посещений каких-либо достопримечательных мест, каждый посетитель может стать реконструктором, изготовив для себя монетку.
Набор инструментов средневекового ювелира XIII–XIV веков, а
также артефакты того времени предоставлены нашим знакомым — ханом Укека, в миру Николаем Афонькиным.
Сабля с ножнами (XIV века) представлена также одним из реконструкторов.
Большой раздел выставки посвящен одежде. Ведь старинная одежда легче всего гибла под влиянием времени и различных событий. Практически всю её приходится реконструировать с нуля.
На выставке представлен мужской шерстяной дублет 1530–1550 годов.
1
Если посмотреть картинки из Интернета, изображающие быт той эпохи, там дублеты выглядят красивее, но вряд ли правдивее.
Постепенно мода менялась. В XIX веке мужское и женское платье выглядели так. Из легких свободных тканей.
А за несколько столетий до этого женское платье было строгим, под него одевалась сорочка. Для того, чтобы показать достоинство хозяйки, в верхней части одежды делались прорези для того, чтобы часть нижней рубашки в эти прорези вытащить наружу.
Чем богаче был муж, тем больше золотой вышивки было на платье.
XX век
дал больше раскованности женщинам,
что сразу же отразилось в их одежде,
том числе в белье.
А вот так выглядели, правда в другом масштабе, ванны начала прошлого века,
о котором повествовал Федин в своих произведениях.
Вышивка напоминает нам о том, что когда-то это было модно.
А вот веер напоминает про лукавых жеманниц, создавших специальный язык для общения без слов.
Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города.
На просмотре экспозиции выставки наше погружение в мир истории не закончилось. Возле входа проводился мастер-класс.
С помощью старинных приспособлений
можно было попытаться написать по трафарету
монгольское послание.
Мне вспомнились уроки правописания в школе, когда мы писали ручками с перьями и носили с собой в мешочках чернильницы-непроливайки. жаль такого сейчас в школах нет, почерк и усидчивость у многих получше были. С другой стороны, участники мастер-класса писали деревянной палочкой и тушью. Тут наверно более верны аналогии с уроками черчения, когда мы рейсфедером делали тушью чертежи на ватмане. Но мастер-класс был для участников интересен.
Вот так завершилось наше путешествие в мир реконструкторов.