Если идти по улице Вольской по направлению к Волге, то можно не заметить и проскочить прогал между домами, ведущий к музею-усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова. Но если внимательно смотреть, то небольшую железную ограду с вывеской Вы не проглядите.
Если идти по улице Вольской по направлению к Волге, то можно не заметить и проскочить прогал между домами, ведущий к музею-усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова. Но если внимательно смотреть, то небольшую железную ограду с вывеской Вы не проглядите.
Кстати, деревянный дом в некоторых местах обложенный кирпичом, который виден на снимке слева, когда-то тоже принадлежал семье художника, но сейчас является жилым и вид у него не очень приглядный.
Во дворе же находится деревянный флигель, который когда был частью усадебного комплекса и был построен в 1891–1892 годах.
В это время Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905) учился в Академии художеств в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Художник часто уезжал из Саратова и снова возвращался в него. Хотя в 1890 году он уехал на учёбу, но лето проводил в Саратове. В 1898 году он вернулся из Парижа, куда уехал в 1895 году и снова поселился в родном городе. Весной 1903 года Борисов-Мусатов женится и снова покидает Саратов и как потом стало ясно навсегда.
Но именно в Саратове художником были созданы многие его известные произведения: «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен», (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903–1904).
Музей В. Э. Борисова-Мусатова открылся здесь 14 апреля 2000 года.
В музее хранится около 60 произведений художника.
Пришли мы в музей в тёплый майский день. Калитка во двор музея закрывается на обычную крутящуюся щеколду, отбрасываем её и поднимаемся вверх по деревянному крылечку.
Справа от крыльца на стене дома мы видим копию автопортрета художника, написанного им в 1904–1905 годах.
Мы открываем дверь и входим с крыльца в небольшую комнату-прихожую, из которой ведут дальше три входа-двери.
Направо — бывшая столовая,
откуда можно также пройти в кухню.
Прямо спальная, где жили мама художника и его сёстры.
Налево -мастерская художника, где собственно и размещается экспозиция, посвященная художнику.
Комната невелика по размерам, так она выглядит от входа,
а так выглядит пространство возле входа.
Мне стало интересно, аутентичная мебель или нет. Выяснилось у хранительницы музея, что мебель старались подобрать в стиле той эпохи, ведь музей организовывался почти через сто лет после смерти художника и подлинная мебель не сохранилась.
Зато все личные вещи и картины — подлинные.
Оказывается был художник нашим собратом, у него была фотокамера «Кодак».
Борисов-Мусатов специально обучался фотоделу и не редко использовал фотографии при подготовки эскизов к свои картинам. Сохранилось более 70 фотопластинок и отпечатков. Ряд из них представлены в музее.
Увлечение фотографией началось в Париже и было пронесено через всю жизнь, часто он фотографировал своих сестёр.
Фотографировать в музее мне было трудно, солнышко бликовало по стеклянным поверхностям, за которыми скрывались картины и фотографии, но на той фотографии, где запечатлён я, самая высоко расположенная фотография изображает его маму и двух сестёр.
На фотографии за спинами родственников — картина художника «Череп и книга»,
которая висит рядом с фотографией. Таким образом, мы сможем видеть этот натюрморт в двух видах: оригинал и черно-белую копию на фотографии.
В витрине под стеклом
и в горке
представлены личные вещи семейства художника.
Интерес представляют два автографа: письмо самого художника
и книжечка «Конёк-Горбунок» Ершова, сделанная для маленького Виктора его отцом Эльпидифором Борисовичем.
Издательством «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) была выпущена книга Константина Шилова «Борисов-Мусатов», её экземпляр с автографом автора также имеется в музее.
И естественно, как музею художника обойтись без его картин.
Интересная деталь оформления музея — рядом с некоторыми картинами вывешены различные высказывания художника.
Пробежимся взглядом по его картинам.
Много различных изображений природы.
Хотя на пейзажах не только природа.
С 1901 года Борисов-Мусатов уехал из Саратова в имение Зубриловка Саратовской губернии и некоторое время жил там, работая над своими картинами.
Но постоянно в ней никто не обитал, хозяева наезжали наскоками и усадьба пребывала в запустении.
В 1902 году художник приезжал в Зубрировку с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой. Поэтому среди картин художника мы можем увидеть картину его жены.
Картина была написана уже после смерти Виктора Эльпидифоровича, нас поразили глаза женщины на картине, какие-то странно-непонятные.
Смотритель музея разрешила полистать фотоальбомы, посвященные Борисову-Мусатову.
Один из них отпечатан в Италии.
В альбомах много изображений людей, в том числе обнаженной натуры. Но многие картины художника раскиданы по белу свету.
На некоторых картинах из альбома узнавались черты дома, где ныне находится музей художника и я прошёлся вокруг дома, чтобы в этом убедиться.
Два места показались очень похожими. На картине «Майские цветы», написанной в 1894 году перед отъездом в Париж, изображена вроде бы обыденная сцена. Но картина показывает, насколько автор свежо воспринимал жизнь и как мастерски научился фиксировать момент. А вот к выглядят эти окна из картины сейчас
или так.
Смотря с какой стороны дома художник рисовал.
Беседка на картине «За вышиванием» (1901) похожа на современную беседку, только ракурс несколько не тот.
А вокруг цвела белая черёмуха.
Жаль только, что все посадки совершены после открытия музея, а до этого всё было выкорчевано.