Дом-музей Борисова-Мусатова — музей художника, находящийся на балансе Музея им. Радищева в г. Саратове на ул. Вольская, д. 33.
Дом-музей Борисова-Мусатова — музей художника, находящийся на балансе Музея им. Радищева в г. Саратове на ул. Вольская, д. 33.
Посмотрите на сохранность исторического дома.
Музей владеет частью земельного усадебного участка, на котором воссоздан маленький садик, который художник считал неотъемлемой частью своего творческого пространства — «Зелёной мастерской». Она была уничтожена в 30-е годы из-за строительства крупного промышленного предприятия — мебельной фабрики.
Второй объект, находящийся рядом с музеем, — двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, представляет собой образец типичной городской архитектуры второй половины XIX века. Находится в теснейшей близости с флигелем. Около него расположены вторая часть двора и сада, хозяйственные постройки. Музею не принадлежат, однако до сих пор остается актуальным вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома и восстановление Городской усадьбы Мусатовых, музейного комплекса в полном объеме.
Сам музей находится во дворике в этом деревянном доме (флигеле).
Мемориальный деревянный флигель В. Э. Борисова-Мусатова — часть усадебного комплекса, был построен семьёй художника примерно в 1891—1892 гг., ко времени начала учения В. Э. Борисова-Мусатова в Москве и Петербурге.
Так вышло, что почти вся творческая жизнь художника связана с этим зданием. В разные годы именно здесь, в Саратовском доме, он создал значительные свои произведения «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903–1904).
Произведения ныне хранятся в крупнейших собраниях России и являются признанными шедеврами Русского искусства рубежа XIX–XX веков.
Изначально живопись и графика В. Э. Борисова-Мусатова находятся в коллекции Радищевского музея. По количеству произведений собрание занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Отдел музеефикации «Усадьба В. Э. Борисова-Мусатова» был создан в 1984 году.
С этого момента собрание музея обогатилось мемориальными вещами, принадлежавшими семье художника, подлинными архивными документами, печатными изданиями.
Сам музей был открыт в 2000 году.
Речь о создании мемориального музея В. Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской, 33, где жил художник, зашла ещё в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова.
Флигель и двухэтажный дом — городская усадьба В. Э. Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А. Н. Радищева, инспекторами по охране памятников А. В. и В. В. Леонтьевыми. Но в 30-е годы в бывшей усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры.
В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель рядом с домом был передан на баланс музея имени А. Н. Радищева. Зашла речь о его реставрации и открытия мемориального Музея В. Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А. Н. Радищева.
Но в годы перестройки, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В. Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось.
Городскими властями не был решен вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых.
В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова был открыт мемориальный флигель.
Поскольку деревянная архитектура «старого» Саратова с течением времени неумолимо исчезает под современной застройкой, флигель со временем приобретает всё большую уникальность.
Виктор Борисов-Мусатов (1870 — 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 апреля 1870 г. в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 г., в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно» 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада.
Учился также в студии Кормона в Париже.
Был близок художникам «Мира искусства».
В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу.
Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.
С 1898 г. жил в основном в Саратове, с 1901 г. — в имении Зубриловка Саратовской губернии.
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая её владельцами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение — полотно «Водоем». Этот год был счастливым для мастера.
В том же 1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Художник очень долго добивался руки будущей жены.
В своих фото-работах он также боготворил образ женщин.
С 1903 г. он жил в Подольске, а с 1905 г. в Тарусе.
В декабре 1904 г. в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 г. в возрасте 35 лет.
Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки.
На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его одноклассника, саратовского скульптора Матвеева.
В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.
Дочь художника.
В следующей комнате выставка «Молодая старая Одесса».
И ещё очень интересная выставка о моде рубежа 19–20 веков.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии