Дом, в котором в 1878 году родился живописец П. В. Кузнецов.
Находится на пересечении улиц Октябрьская и Валовая города Саратова.
После смерти художника в 1968 году было предложено открыть его дом-музей.
Однако официальное разрешение на открытие удалось получить только спустя 20 лет. Реконструкция здания началась в 1988 году и длилась вплоть до 1996 года, когда в связи с отсутствием финансирования восстановительные работы приостановились и возобновились только в 1998 году по инициативе городской общественности и сотрудников Саратовского художественного музея имени Радищева.
Двухэтажный деревянный дом с мансардой 1870-х годов постройки, где жил и работал Кузнецов, является объектом культурного наследия регионального значения и включен в программу по сохранению историко-культурного наследия.
В 2001 году состоялось открытие. В доме Павла Кузнецова есть несколько экспозиционных зон: комнаты, мансарда, сад.
В доме частично воссоздан интерьер рубежа XIX–XX веков.
В музее проводятся выставки и фестивали. С 2001 года на базе музея проводятся так называемые арт-экспедиции (проект «Музейная долина») по изучению окрестностей Глебучева оврага и загадочной реки Тайбалык, протекающий под ним. Совершаются вылазки в Маханный овраг и Сечу по местам Павла Кузнецова.
Здесь периодически проходят выставки Павла Кузнецова, которые знакомят посетителей с наследием художника.
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом).
Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки.
Там же встреча с саратовским художником Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
В 1902 году Кузнецов совместно с Петровым-Водкиным и Уткиным расписали церковь Казанской Иконы Божьей Матери в Саратове.
Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).
В начале XX века в творчестве художника наступил кризис.
Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя.
Но, после поездок в заволжские степи (1911–1912) и Среднюю Азию (1912–1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период.
Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, дыхание тысячелетней истории восточных народов.
Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня.
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919–1924).
Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928).
Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых ощутим «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд».
Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова.
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924–1931).
Три последних десятилетия жизни не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта
Скончался в Москве в 1968 г.
Похоронен на Введенском кладбище (7 уч.).
В подготовке материала использованы сведения из Википедии