Сад им. Радищева.
Согласно Википедии саратовский музей был открыт в 1885 году и был первым общедоступным художественным музеем в Российской империи.
Я долго спорил со смотрительницей музея.
Я усомнился что саратовский музей стал первым общедоступным.
А как же знаменитые московская Третьяковка и питерский Русский музей.
А Эрмитаж?
Когда готовил этот материал выяснил что:
Госуда́рственная Третьяковская галерея — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве.
В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу — музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров
Получается что муниципальной (городской) Третьяковка стала на 7 лет позже саратовского музея. А вот если считать по понятие «общедоступность», то Третьяковка стала общедоступной (публичной) все-таки раньше саратовского радищевского художественного музея.
Петербургский художественный Русский музей был собственностью царской семьи и публичным стал значительно позже саратовского.
А знаменитый Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в. 1852 году специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.
К 1880 году посещаемость Эрмитажа достигла 50 000 человек в год.
Но правильно ли считать Эрмитаж сугубо художественным музеем как Русский музей, Третьяковскую галерею и, наконец, саратовский художественный им. Радищева?
Короче, задумывайтесь о том что пишут в Википедии и о чем Вам рассказывают музейные экскурсоводы.
Но экскурсовода нам не досталось и мы осматривали музей самостоятельно.
Основой экспозиции саратовского музея стали дары художника А. П. Боголюбова, внука А. Н. Радищева
На всякий случай жертвам современного ЕГЭ напомню что Радищев стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешестввию из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 г.
В этом произведении писатель клеймил крепостное право. За что и был сослан в Сибирь. Екатерина называла Радищева бунтовщиком похуже Пугачева.
Достоверно известно, что «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева тесно связаны с историей Саратовской губернии.
Детские годы он провел в селе Верхнем Аблязове, которое раньше входило в Саратовскую губернию. Здесь он прожил 8 лет, а в 1757 г. его увезли учиться в Москву, а затем в Петербург. Впоследствии Радищев приезжал на родину в 1775 г. уже юношей, чтобы повидаться с родителями и получить их согласие на женитьбу
Создание саратовского музея для Алексея Петровича Боголюбова (внука Радищева) стало делом всей жизни, потребовавшим немало сил и средств.
В музее работает библиотека, которая располагает богатой коллекцией старинных и современных изданий, рукописей, начало которой было положено Боголюбовым.
В Большом зале музея проводятся музыкальные концерты, литературно-художественные вечера. В музейном лектории читаются лекции, посвященные истории мирового изобразительного искусства, различным стилям и направлениям в живописи, скульптуре и архитектуре, культуре восприятия художественных произведений
В 1877 г. жителям Саратова стало известно, что профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896), проживающий в Париже, желает передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда А. Н. Радищева. Музей предполагалось открыть с правом свободного входа в него для всех желающих.
Однако от города требовалось предоставить «постоянное, неизменное, прочное и приличное» помещение под музей.
Городские власти не были готовы раскошелиться на постройку здания и поэтому даже ответ А. П. Боголюбов получил лишь через год.
Но и после этого дело основания музея долгие годы не двигалось с мёртвой точки.
Лишь в мае 1883 г. в Саратове было заложено новое здание.
Помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев.
Будущий император Александр Третий собственноручно утверждал проект здания и подарил много полотен из своей коллекции
Сравнительно быстро в центре города было возведено двухэтажное каменное здание, ещё около года продолжилась его отделка и обустройство внутренних помещений.
В начале 1885 г. начали прибывать первые экспонаты будущего музея.
29 июня 1885 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея.
За первый год после открытия музей посетили 62 тысячи посетителей
Коллекция музея пополнилась рядом экспонатов переданных из Петербурской академии художеств и Эрмитажа.
К числу ценнейших работ, переданных из Государственного Эрмитажа можно отнести большое полотно «Триумф Вакха» работы Джорджо Вазари, и картину «Иоанн Креститель» кисти фламандца Теодора Ромбоутса, поступившие в музей, в 1885 году, по ходатайству А. П. Боголюбова.
В первые годы Советской власти коллекция музея была пополнена из Государственного музейного фонда
Открывая историко-филологический факультет в местном университете, Временное правительство рассчитывало на помощь музея в обеспечении факультета научно-вспомогательными средствами. Однако, несмотря на богатство фонда, «музей, — писали в 1918 г. „Художественные известия“, — не имел определённой физиономии, а являлся хранилищем всех тех ценных и неценных вещей, которые к нему поступали. Примером такой разнородности и полной бессистемности могут служить коллекции фотографий бывших саратовских губернаторов, вице-губернаторов, городских деятелей, коллекции хрустальных изделий, скульптуры фабричной работы и т. д.
Музей имел характер сундука старой бабушки, где наряду с брюссельскими кружевами и опалами лежат валенки — память горячо любимой няни».
В первые годы Советской власти фонды музея пополнились предметами искусства из Комитета по охране художественных сокровищ при Совете Всероссийских кооперативных съездов, Отдела ИЗО НКП РСФСР, Саратовского губернского Пролеткульта, Саратовского историко-археологического общества
Картина создателя музея Боголюбова А. П. «Первое сражение русского флота под командованием Синявина»
Работой по учёту экспонатов музея, ведением инвентарных книг ведала Клавдия Ивановна Рудольфи (выпускница училища Штиглица, курсов Петербургского археологического института), интересовавшаяся русской живописью.
В 1924 г. в Радищевский музей пришла ученица знаменитого египтолога Ф. В. Баллода Кира Николаевна Папа-Афанасопуло, известная своей работой «Золотоордынская керамика. Опыт систематизации и описания золотоордынской посуды» и научно-исследовательской деятельностью в университете.
К. Н. Папа-Афанасопуло занималась сбором материала о произведениях старых западноевропейских мастеров, историей фарфора, памятниками дворянско-крепостной культуры (К. И. Рудольфи и К. Н. Папа-Афонасопуло были уволены весной 1931 г. «за несоответствие идеологическим задачам музея»).
В 1926 г. научные сотрудники музея приняли участие в работе областной музейной конференции.
С докладом «Рост и развитие Радищевского музея» выступила К. И. Рудольфи. В. А. Бутенко ближе был вопрос организации музейного дела.
Свои мысли по этому поводу он выразил в специальной статье «Задачи строительства провинциальных художественных музеев», представив её в качестве доклада на конференции.
Эта работа историка не была опубликована. И рукопись её сегодня считается утраченной.
В 1928 г. В. А. Бутенко покинул Саратов и перебрался в Ленинград, где был арестован в 1930 г. по так называемому «Академическому делу», осужден и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала, где он вскоре и умер
Портрет Екатерины Второй. Неизвестный художник 18-го века
«Портрет Платона Зубова».
Неизвестный художник 18-го века.
Граф (с 1793), светлейший князь (с 1796).
Платон Зубов(1767 — 1822) — последний фаворит Екатерины.
Годился по годам ей даже не в сыновья, а во внуки.
При полном отсутствии боевых заслуг возвысился в 1789 году до звания генерала в 1793 году и начальника черноморского флота в 1796 году исключительно благодаря благосклонности императрицы.
Один из организаторов третьего раздела Речи Посполитой, в результате которого вошёл в число крупнейших землевладельцев литвы.
Автор химерического проекта захвата Константинополя, ради реализации которого в 1796 году была развязана чрезвычайно затратная для России война с Персией.
В годы фавора большую известность, влияние, титулы, награды и огромные богатства приобрели родственники и знакомые фаворита
Роден Огюст. Франция. 19-й век.
«Вечная весна»
«Уличные музыканты».
Худ. Гареиа
Радищевский музей обладает третей по значимости коллекцией западно-европейской живописи XIX века, после Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Большая часть этой коллекции поступила в музей от его основателя А. П. Боголюбова.
Гордостью собрания являются работы Камиля Коро, Шарля Франсуа Добиньи, Адольфа Тома Жозефа Монтичелли и других видных художников того времени
Далее выставка «искусство Голландии 18-го века»
Автор «Прогулки по набережной» — известный фламандский художник XVII века Луис де Колери. Он написал картину в 1602–1605 годы.
Это самое раннее произведение нидерландских мастеров в Радищевском музее.
«Мужской портрет».
Неизвестный голландский художник. 17-й век
Картины Стомера часто связывают с традицией «караваджистов» — стиля живописи, который был основан итальянским художником Караваджо. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Обычно они выдвигали фигуры людей на первый план и контрастно обрамляли их от темного фона.
Фламандский живописец Герард Сегерс.
Альбано Сальваторе. (1841—1893 гг.)
«Спящий ангел»
Декоративная ваза
Часы консольные.
Франция. Париж. 1863 г.
Богоматерь Тихвинская.
16-й век
Поднимаемся на следующий этаж
Константин Трутовский был одним из первых иллюстраторов произведений Н. В. Гоголя, а также создателем ряда картин на сюжеты его повестей.
Герои «Возвращения с ярмарки» органично входят в число персонажей знаменитого писателя. Хитроватые, чуть навеселе казаки и поселяне показаны автором с мягким юмором и задушевностью. Художник хорошо знал быт украинских крестьян. Его жизнь была тесно связана с Украиной — там он родился, обычно проводил лето, туда он уехал из Петербурга, выйдя в отставку
Во второй половине ХIХ века в русской живописи становится особенно популярным бытовой жанр. Предметом изображения жанровой живописи являются повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка.
Журавлев Ф. Г. (1836—1901 гг.).
«Мачеха».
Картина называется «Мачеха», а, значит, этот мальчик женщине не родной. Мать его умерла, а отец женился второй раз и привёл в дом свою новую жену. Она родила себе малыша, но невзлюбила первого ребёнка своего мужа.
Возможно, от ревности, а может ещё по каким-то причинам, женщина всячески цепляется к своему пасынку, он постоянно раздражает её, из-за чего получает ложкой по голове.
На столе стоят котелок и тарелка с едой, из чего понятно, что женщина наварила себе и своему родному ребёнку хорошей вкусной еды, а мальчишке достался лишь кусок чёрного хлеба.
Почему же отцы не вмешивались и не заступались за своих детей? Дело в том, что мужчины чаще всего были на заработках и всего этого попросту не видели. При муже женщина могла вести себя совершенно по-другому, поэтому у детей не было никакой возможности доказать, что мачеха их обижает
Васнецов В. М.
«Известие о взятии Карса».
Русско-турецкая война 1877–1878 годов вызвала патриотический подъем в русском обществе, стремление освободить болгар от турецкого ига. Турецкая крепость Карс была взята штурмом российскими войсками под командованием генерала И. Д. Лазарева после продолжительной осады в ночь на 6 (18) ноября 1877 года. Это был важный эпизод войны.
Сюжет картины развернут и легко «читается»: в газетах опубликовано правительственное сообщение о падении крепости Карс, весть о победе русских войск горячо обсуждается трактирными завсегдатаями и случайными прохожими.
Трактирщик в патриотическом усердии водружает на своем заведении флаг, ему помогает отставной солдат. Старушка утирает слёзы. Взрослые и дети захвачены этим событием.
Картина впервые была показана на VI выставке передвижников (1878).
Очень актуальная патриотичекская тема на март 2022 года.
Только вот война сейчас с братьями по вере и общей вековой истории
Репин.
«Портрет Столыпина»
Поленов.
«Русская деревня»
Мечты — Василий Дмитриевич Поленов. 1894 г.
Картина «Мечты» показывает нам Христа на скалистом берегу Генисаретского озера. Однако здесь главной герой не произносит свою знаменитую нагорную проповедь — а всего лишь сидит на камнях, отвернутый от зрителя, устремив взгляд вдаль. Образ Иисуса кажется таким человечным, реальным, лишённым Божественного отпечатка. Можно принять его за усталого путника, который о чём-то глубоко задумался…а может замечтался.
Картина существует в нескольких вариантах, и все версии обрели свой дом в России — Москве, Петербурге и Саратове
Картина Николая Рериха «Великая Жертва», 1910 г.
Картина Рериха написана по мотивам сказаний славянских племён, повествующих о магическом обряде задобрения природы с целью пробуждения земли от долгого зимнего сна к обильному плодоношению, которое позволит прокормить живущий с суровых условиях народ старцев-волхвов, коих собственно и изобразил художник в центре действа картины.
В качестве жертвы девушка добровольно отдающая свою душу и тело на погребальный священный огонь.
Горит на холме священный огонь, струится к небу тонкими струйками дым, вглядываются в него старейшины племени, одетые грубые одежи, как раньше их предки в звериные шкуры. Лица волхвов только намечены, взяты на таком расстоянии, что на них не видно никакого выражения. Они похожи на древние камни, вросшие в землю подобные тем священным камням, которые опоясывают холм. От их сгорбленных фигур веет первобытной силой и мощью. Кажется, они были и будут здесь всегда и тогда никогда не прекратиться круговорот жизни
Следующая выставка
Корнелис Корт (1536 Голландия — 1578 г., Рим — голландский гравер на меди, ученик и сотрудник И. Кока.
«Аллегорическое изображение искусств и наук», 1578 г.
Хендрик Гольциус (1558 г., Брюгген, — 1617 г., Харлем) — выдающийся художник нидерландского маньеризма, живописец, рисовальщик и гравер, мастер резцовой гравюры на меди, один из основателей харлемской Академии художеств.
«Обрезание», 1594 г.
Заключительная выставка
«Гугенот». Худ. К. П. Брюллов.
Карл Брюллов происходил из рода французских гугенотов, его предки были протестантами в католической стране, которые во избежание гибели бежали в Россию.
Прадед Карла Брюллова — Георг Брюлло, поступил в 1773 году литейщиком на фарфоровую мануфактуру в Петербурге, а его внук (отец Карла Павловича) Павел Иванович Брюлло — уже был мастером резьбы по дереву и преподавал в Академии Художеств.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии и сайтов: https://ar.culture.ru/ru/subject/m-v-nesterov-za-privorotnym-zelem