Открытие метрополитена в Самаре состоялось 25 декабря 1987 года. Самарский (до 1992 года Куйбышевский) метрополитен имя Алексея Андреевича Росовского, который в 1965—1982 гг. был председателем Куйбышевского горисполкома, фактически градоначальником. Именно благодаря его усилиям началась работа по строительству метро в городе.
По состоянию на 2024 год Самарское метро состоит из единственной (красной) линии протяженностью 11,6 км и 10 станций. В электродепо «Кировское» обслуживается 46 вагонов.
Годовой пассажиропоток — около 13 млн человек. В среднем за сутки Самарский метрополитен перевозит 36 тысяч пассажиров.
Метрополитен представлен в Советском (5 станций), Октябрьском (2), Железнодорожном (2), Промышленном (1) районах. При этом до центральных достопримечательностей Самары еще 3 км от ближайшей станции — «Алабинская».
Все станции Самарского метрополитена — мелкого заложения, за исключением станции «Юнгородок», которая представляет собой наземную платформу.
Самарское метро — самое короткое в России по длине сети. При этом количество станций в Самаре на одну больше, чем в Екатеринбурге.
На станциях размещены пункты продажи жетонов и терминалы подключения и пополнения транспортных карт. Для проверки баланса транспортной карты установлены модули индикации остатка. Также установлены банкоматы «Сбера», «ВТБ-24», «Промсвязьбанка» (в зависимости от станции).
На платформах «ловит» связь мобильных операторов «Билайн», «Мегафон», «МТС». Можно воспользоваться их же мобильным интернетом.
В эксплуатации Самарского метрополитена находится 18 эскалаторов (включая три остановленных) на четырех станциях.
Станции метро Самары
Работы по строительству метрополитена начались в 1980 году. Подготовительный этап по экономическому обоснованию, проектированию и инженерно-строительным изысканиям занял три года, начиная с 1977-го. Первая свая была забита на строительстве станции «Кировская». Машинисты проходили обучение на базе Харьковского метрополитена.
Регулярное пассажирское движение поездов по первому участку протяженностью 4,5 км «Юнгородок» — «Победа» началось 26 декабря 1987 года. В январе 1988 года был зарегистрирован миллионный пассажир, а в ноябре — уже 10-миллионный. В течение первого года после открытия метрополитеном воспользовались 12 миллионов 843 тысяч пассажиров.
С января 2022 года ведется строительство станции метро «Театральная», открытие ожидается в первом квартале 2024.
Станция «Юнгородок». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Это единственная наземная станция Самарского метрополитена. Находится на пересечении улиц Железной Дивизии и Боярова в жилмассиве «Юнгородок». Выход-вестибюль ведет к разворотному кольцу трамваев. Станция задумывалась как временная. Планировалось закрыть ее после строительства станции «Крылья Советов» (выход к Костромскому переулку, улице Земеца), однако планам не дано было осуществиться, и временная станция стала постоянной. Никакого особенного оформления у станции нет.
Станция «Кировская». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — 12 метров. Получила название по проспекту, на котором расположена. Единственный рабочий вестибюль № 2 находится в центре Кировского рынка. В непосредственной близости — Самарский подшипниковый завод, железнодорожная станция Пятилетка, дом культуры «Мир».
Пол станции отделан гранитом, стены — мрамором красно-коричневых оттенков. При этом белый арочный потолок живописно подсвечен. В торцах станции расположены декоративные панно, выполненные из красного туфа. Их тематика отсылает к идее созидательного труда: станцией пользовались рабочие многочисленных заводов.
Станция «Безымянка». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — 8 метров. Находится на перекрестке улиц Ново-Вокзальная и Победы. Названа по одноименному городскому району и железнодорожной станции, вокруг которой тот вырос. Оба вестибюля рабочие, выходы ведут к подуличным переходам. Поблизости от станции находится Самарский авиационный техникум, Дворец спорта авиационного завода, дом культуры «Самарец».
Колонны облицованы светлым мрамором, путевые стены — серым мрамором, а пол выложен гранитом серого и черного цвета. Тематика панно на путевых стенах — подвиг тружеников авиационных заводов в военные и послевоенные годы.
Станция «Победа». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — около 8 метров. Расположена на перекрестке улиц Победы и 22-Партсъезда. В районе станции находятся Самарский государственный университет путей сообщения, Кировское трамвайное депо. Проход пассажиров на станцию осуществляется только через вестибюль № 2, при этом выход на улицу возможен через все подуличные переходы.
Станция «Победа» — самая живописная станция метро Самары. Оформление посвящено Великой Отечественной войне. Стены отделаны красным мрамором, на них размещены изображения ордена «Победа» — самого почетного в СССР. Пол выложен красным и серым гранитом. Светильники выполнены в форме салюта. В торцах станции — витражи, изображающие победный салют.
Предлагаем ознакомиться с нашим
обзорным материалом, где собраны культурные и исторические достопримечательности Самары.
Станция «Советская». Открыта в 1992 году в составе участка «Победа» — «Советская». Находится на перекрестке улиц Гагарина и Запорожская. Свое название получила по одноименному району. Глубина заложения — около 8 метров. В окрестностях станции — скверы Маяковского, Чехова, Покорителей космоса, стадион «Заря», парк «Дружбы». Открыт только вестибюль № 1. Выход на улицу осуществляется через подуличные переходы.
Стены станции облицованы розово-красным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом насыщенных оттенков. Колонны образуют цепь беломраморных порталов. Светильники утоплены в углублениях потолочного свода. Отдельного внимания заслуживает объемное панно из туфа.
Станция «Спортивная». После открытия в 1993 году в составе участка «Советская» — «Гагаринская» линия метро увеличилась на 1,44 км. Глубина заложения — около 8 метров. Находится на пересечении улиц Гагарина и Энтузиастов. Открыт только вестибюль № 1. Выход на улицу осуществляется через подуличные переходы. В окрестностях станции располагается ТРЦ «Космопорт».
Пол покрыт узорчатым мрамором белых, чёрных и красных оттенков, стены отделаны светлым мрамором. Станцию «Спортивную» также можно назвать примечательной, а все благодаря мраморным панно на спортивную тематику. В частности, изображены такие виды спорта, как: биатлон, хоккей (игроки сборных СССР и Канады), борьба, водное поло, художественная гимнастика, конный спорт.
Станция «Гагаринская». Введена в эксплуатацию в 1993 году. Протяженность линии увеличилась до 8,13 км, а пассажиропоток — до 120 тыс. человек в день. Уже через год метрополитен перевез 100-миллионного пассажира с момента открытия. Станция находится на перекрестке улиц Гагарина и Революционная. Работает только вестибюль № 1, при этом подуличные переходы открыты на обоих вестибюлях. Поблизости расположены Самарский медицинский университет, Управление метрополитена, ярмарка «Гагаринская».
Станция «Гагаринская»
Фото: © Самарский Метрополитен || Метро Самары
Станция — одна из самых живописных. Ее оформление посвящено космосу. Путевые стены отделаны кафелем темно-синих оттенков. Колонны стилизованы под сопла ракет, раструбы которых устремлены вверх: световые лучи от светильников напоминают струи пламени. Пол выложен гранитом коричнево-красного цвета со светлыми вставками.
Планировалось, что станция «Гагаринская» станет пересадочной (под третью проектируемую линию), поэтому под потолком над платформой можно увидеть стеклянный короб.
Станция «Московская». Открыта в 2002 году после 9 лет строительства. Линия метро увеличилась до 9 км, а пассажиропоток — до 60–70 тысяч человек в день. Находится на пересечении улицы Гагарина и Московского шоссе, от которого и получила название. Открыт только вестибюль № 1, выход осуществляется через подуличные переходы. Поблизости находятся Самарский медицинский университет, торгово-офисный центр «Вертикаль». Изначально станцию планировали назвать «Проспект Карла Маркса».
В центре зала находится лестница — переход на будущую вторую линию.
Оформление выдержанно в классическом стиле. Вместо колонн — арочные проходы. В отделке использован красный и серый гранит. Элементы оформления отсылают к Московскому кремлю. Светильники расположены в золотистых ажурных конструкциях.
Станция «Российская». Строительство начато в 1992 году, открытие состоялось в 2007 году. Находится на пересечении улицы Луначарского и Автобусного проезда. Благодаря новой станции линия метро связала основные магистрали Самары — Московское шоссе и Ново-Садовую улицу с улицей Гагарина. Перевозка пассажиров увеличилась на 30%.
Открыт только вестибюль № 2. Выход осуществляется через подуличные переходы.
В непосредственной близости — музейно-выставочный комплекс «Самара космическая».
Изначально планировалось назвать станцию «Проспект Ленина».
«Российская» — единственная в Самарском метро станция с боковыми платформами. Стены облицованы светло-серым мрамором и красным гранитом. Пол выложен красным, серым и черным гранитом. Буквы названия станции золотистого цвета. В целом оформление довольно скромное.
Станция «Алабинская». Введена в эксплуатацию в 2015 году, после чего протяженность линии Самарского метрополитена составила 11,6 км. Находится на пересечении улиц Ново-Садовая и Осипенко. Открыт только вестибюль № 1. В непосредственной близости Самарский государственный технический университет, торговые центры «Мелодия», «Невский».
Так как строительство съездов не завершено, прибытие и отправление поездов осуществляется по одному пути с минимальным временным интервалом в 10 минут.
Изначально планировалось назвать станцию «Октябрьская», однако в итоге она была названа в честь почетного гражданина города Самары Петра Владимировича Алабина, который в 1884—1891 гг. был городским головой.
Путевые стены отделаны светло-серым мрамором с использованием серого и темно-серого гранита. Пол выложен красным, серым и черным гранитом. Светильники стилизованы под фонари XIX века.
Схема метро Самары
На официальном сайте опубликована актуальная схема самарской подземки. На карте также обозначены главные городские магистрали, транспортные объекты (железнодорожный вокзал, автостанции), а также остановки автобусов в аэропорт.
Более подробные сведения по каждой станции можно найти на официальном сайте метро Самары: наличие банкоматов, терминалов оплаты и пр.
При желании можно воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс.Метро, где автоматически рассчитывается время в пути от станции до станции.
Режим работы метро Самары
Метрополитен открыт ежедневно с 06:00 до 24:00.
В новогоднюю ночь работу метрополитена, как правило, не продляют, и оно функционирует в штатном режиме по графику.
Подуличные переходы открыты круглосуточно, за исключением случаев, когда они требуют технического обслуживания.
Интервалы между поездами Самарского метро:
Рабочие дни
|
Выходные и праздничные дни
|
06:00—09:00
|
10 минут
|
06:00—07:00
|
10–18 минут
|
09:00—16:00
|
12,5 минут
|
07:00—22:00
|
12,5 минут
|
16:00—20:00
|
10 минут
|
22:00—23:00
|
14 минут
|
20:00—22:30
|
12,5 минут
|
23:00–24:00
|
13–26 минут
|
22:30–24:00
|
14–22 минуты
|
|
|
Поездка от станции «Юнгородок» до «Алабинской» занимает 22 минуты.
Самый длинный перегон «Юнгородок» — «Кировская» — 3 минуты 5 секунд. Самый короткий — «Безымянка» — «Победа» — 1 минута 55 секунд. Остальные перегоны — от 2 минут 10 секунд до 2 минут 50 секунд.
На официальном сайте подземки можно найти точные минуты отправления первого и последнего поездов в обоих направлениях.
Проезд в метро Самары
Оплатить проезд можно наличными, купив жетон в кассе или в терминале, транспортной картой или бесконтактной банковской картой, а также мобильным устройством, оснащенным технологией бесконтактной оплаты.
Стоимость проезда в Самарском метрополитене:
38 рублей — при оплате жетоном,
35 рублей — при оплате единой транспортной картой или банковской картой.
Бесплатный проезд доступен детям в возрасте до 7 лет (только в сопровождении взрослого), а также некоторым льготным категориям граждан: Герои СССР, Герои Российской Федерации, Полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда, Полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Почетные граждане Самары и Самарской области.
Жетоны
С момента открытия Куйбышевского (затем Самарского) метрополитена для оплаты проезда принимали советские пятикопеечные монеты. В 1991 году их заменили латунными жетонами, которые по дизайну и физическим характеристикам напоминали жетоны Нижегородского и Санкт-Петербургского метрополитенов. Часто для проезда в одном из трех указанных метрополитенов использовались жетоны двух других.
В 1992 году в метро Самары стали принимать новые пластиковые жетоны темного цвета. На реверсе жетона — силуэт чайки.
Бесконтактная банковская карта
К оплате принимаются бесконтактные карты, выпущенные любым банком. Также можно использовать смартфон или любое другое устройство, оснащенное технологией NFC.
Турникеты, оборудованные считывателями бесконтактной оплаты, выделены специальными стикерами.
Держателям бесконтактных карт национальной платежной системы «МИР» периодически предоставляются скидки на проезд.
Посмотреть историю поездок по банковской карте можно в личном кабинете пассажира.
Транспортная карта
К оплате в метрополитене принимаются транспортные карты, в том числе школьные и студенческие. Единая транспортная карта работает в режиме «Электронного кошелька».
Проезд по общегражданской единой ТК — 35 рублей.
Проезд по студенческой карте — 18,6 рублей.
Проезд по карте школьника — 18,2 рублей.
Метро включено в несколько безлимитных тарифов, которые можно записать на транспортную карту.
Общегражданская безлимитная единая транспортная карта право на проезд в городском общественном транспорте в течение календарного месяца. Стоимость (1 месяц) — 1 985 рублей.
Безлимитная студенческая карта — 850 рублей/календарный месяц. Также есть дополнительные тарифы с лимитом поездок: 20 поездок — 310 рублей, 40 поездок — 620 рублей.
Безлимитная карта школьника — 640 рублей/календарный месяц.
Социальная карта — 270 рублей/календарный месяц.
При оплате проезда необходимо иметь при себе студенческий билет, ученический билет, справки из школы (для учащихся 8–11 классов) для предъявления кондуктору по факту требования.
Как вернуть забытые вещи
Пассажиры частенько забывают личные вещи в вагонах поездов и на платформах. Кошельки, зонты, папки с документами, смартфоны, перчатки сначала передают дежурному по станции. Если вы вернулись за потерянными вещами в тот же день, то дежурный должен помочь.
Если же прошло больше суток, тогда следует обратиться в специальную «Комнату забытых вещей», которая располагается на станции «Советская». Она работает по будням с 09:00 до 16:00. Вещи выдают при наличии паспорта или любого другого документа, удостоверяющего личность.
Контактные телефоны: +7(846) 227-95-75, 227-95-78.
Безопасность
В Самарском метрополитене организован комплекс обеспечения безопасности пассажиров. Станции оснащены соответствующими инженерно-техническими средствами и системами: видеонаблюдение, сигнализация, система контроля управлением доступом. Все станции оборудованы зонами досмотра пассажиров и багажа.
Контроль осуществляется сотрудниками службы транспортной безопасности и отдела полиции по охране метрополитена.
Безбарьерная среда
Станции метро оборудованы мобильными подъемниками, кассы — индукционными устройствами усиления звука. Лифты проектом строительства предусмотрены не были.
Пассажиры с ограниченными физическими возможностями вправе воспользоваться помощью работников станции. Сотрудники службы сопровождения встречают в вестибюле, помогают спуститься на платформу и сесть в поезд и провожают до выхода из метро.
Для организации сопровождения необходимо позвонить по телефону +7 (902) 293-65-60 и оставить заявку, сообщив детали будущей поездки.
Пассажиры с детскими колясками также могут рассчитывать на помощь.
Провоз багажа
Без дополнительной палаты к провозу доступна ручная кладь, сумма трех ее измерений (длина, ширина, высота) не должна превышать 120 см. Максимальный размер длинномерных предметов — 150 см.
Лыжи и коньки, сноуборды, складные велосипеды должны быть упакованы в специальные чехлы.
В метро можно провозить чемоданы, тележки-сумки и хозяйственные тележки, размеры которых по сумме трех измерений не превышают 150 см.
Запрещено провозить зловонную и грязную ручную кладь, которая может запачкать других пассажиров, вагоны поезда или станцию.
Перспективы развития
В отдаленных и весьма туманных планах — строительство двух новых линий. В итоге город должен будет получить 3 линии метро протяженностью 42 км и 33 станции.
Вторая линия — синяя — будет охватывать Кировский, Промышленный, Советский, Железнодорожный, Октябрьский, Ленинский районы и состоять из 13 станций. Она должна пройти через железнодорожный вокзал Самары, Центральный автовокзал, под проспектом Карла Маркса, Московским шоссе.
Третья линия — зеленая — также будет включать 13 станций. Ее направят в перспективный район Самарское Заречье по метромосту.
Сроки начала строительства ни одной из линий не утверждены.
Экскурсии и туры в Самаре
Куда сходить и что посмотреть в Самаре
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.