Еще совсем недавно я бы не собрался писать этот отзыв. Думал, просто размещу заметочку в соответствующей теме. Но потом понял — а ведь поход в театр такая же неотъемлемая часть туристической поездки в наш город, как и походы в музеи или экскурсии на корабликах. Только большинство вопросов от приезжающих связано, почему-то, с операми и балетами. А как же драматическое искусство? У нас ведь множество уникальных театров с высокопрофессиональными труппами, которые собрали массу всяческих призов и регалий. Они тоже достойны внимания. Однако, на рассказ в формате «Санкт-Петербург — Театральная столица» я не созрел, а решил начать с локального. И выбрал тот театр, в который, в последнее время, мы ходим особенно часто, хотя и балеты тоже не пропускаем. Это Театр имени Ленсовета.
2
Он знаменит и как собственно театр, да еще и расположен в историческом здании. Попробую их объединить и рассмотреть под призмой интереса для туристов. Здание театра числится под названием «Дом Корсаковых» — по имени первых владельцев. Богатейшему купеческому роду Корсаковых принадлежал старый жилой дом по Литейному проспекту (нынешний адрес — Владимирский проспект, дом 12). Архитектор Андрей Алексеевич Михайлов-2-ой поставил на месте старого скромного двухэтажного строения большой трёхэтажный особняк в стиле позднего русского классицизма. На щитах на фасаде были изображены гербы Корсаковых и Голицыных (они просуществовали до 1930 года). Молодой князь Василий Петрович Голицын-Рябчик (такое прозвище-псевдоним носили представители этой родовой ветви Голицыных) женился на Софье Алексеевне Корсаковой и случилась редкая по тем временам вещь — молодой муж перебрался жить в дом жены, титул соединился с богатством, и именно для новой молодой семьи началось грандиозное строительство. Особенно роскошно он выглядел внутри. Столовая с зеркальными стенами и богатым лепным потолком.
2
Такой же роскошный потолок устроили и над обширным Бальным залом, в котором была и маленькая домашняя сценка, где давались милые домашние спектакли и выступали приезжие знаменитости. Между столовой и бальным залом находился большой Зимний сад с экзотическими пальмами, лианами и прочими тропическими и субтропическими растениями. Он был отделан в виде грота, украшен чугунными колоннами и фонтаном, возле которого стояла мраморная статуя Наяды. Во всех залах особняка висели многочисленные картины, в том числе работы Карла Брюллова. Сегодня богатство отделки особняка сохранилось лишь частично. Осталась парадная лестница и тщательно отреставрированные лепные скульптурные панно (восемь более поздних наслоений было снято реставраторами!).
2
2
Главный элемент лепнины — герб князей Голицыных.
3
В одном из фойе доминирует обрамлённый морёным дубом мраморный камин и эффектный портал — вход в зрительный зал.
3
2
В Каминном фойе, украшенном низкими дубовыми панелями, сегодня располагается постоянная музейная экспозиция. К сожалению, зимний сад не сохранился до наших дней. Зато сохранилась одна из уникальных железных колонн.
2
2
3
2
Вернёмся к молодой чете Голицыных. Василий Петрович за двадцать пять лет супружеской жизни успешно истребил купеческое богатство жены. Княгиня столкнулась с проблемой выплаты многих долгов, в конце концов семейство окончательно разорилось. Софья Алексеевна скончалась в 1858 году, на 49-ом году жизни. Князь пережил её на пять лет и окончил дни в сумасшедшем доме. Их сыновья, молодые князья Голицыны, были вынуждены пустить всё имущество с молотка, включая сам родовой особняк. И в 1860 году здесь поселилось Русское купеческое общество, или Русский купеческий клуб, как практически сразу начали называть это новое городское заведение. Клуб был учреждён группой видных петербургских купцов под длинным названием [b]«Клуб Русского общества для взаимного вспоможения прикащикам от купечества»[/b]. Купцов устроило в богатом особняке всё, и уже через два дня после покупки здесь начались клубные балы, а для игорной залы с рулеткой и карточными столами было выделено специальное помещение. И очень скоро купеческий клуб в узких кругах стал называться Владимирским Игорным домом. Сюда захаживали соседи — Ф. М. Достоевский, живший неподалёку в Кузнечном переулке, и Н. А. Некрасов — с Литейного проспекта. Оба великих русских писателя, как известно, были подвержены игорному азарту. По легендам того времени, в Зимнем саду под пальмами даже стрелялись проигравшиеся. Такая жизнь в доме на Владимирском проспекте продолжалась вплоть до революционных дней 1917 года. После Великой Октябрьской революции здания такого типа — особняки, княжеские дворцы, усадьбы — решением Совнаркома и лично по указанию В. И. Ленина были переданы в ведение возглавившего комиссариат по культуре и просвещению А. В. Луначарского. Таким образом, и бывший «Дом Корсаковых» обрёл новых хозяев. Поначалу здесь расположился клуб имени Карла Маркса и новый революционный «Свободный театр». Программа театра, помимо пьес, состояла из концертов под названием [b]«Вечера живой революционной радости и бодрых настроений».[/b] В 30-е годы здесь играли спектакли самодеятельный Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), Новый Театр юного зрителя под руководством Б. В. Зона. Именно в эти годы здание было капитально перестроено под театральные нужды. Нынешний Театр имени Ленсовета поселился в здании в сентябре 1945 года. Необходимо вспомнить, что дом на Владимирском проспекте, 12 стал третьим петербургским адресом театра. Родился коллектив 19 ноября 1933 года на маленькой сцене в доме бывшей Голландской церкви (Невский проспект, 20) и получил название — Новый театр. Через два месяца Новый театр чуть было не прекратил своё существование: пожар, начавшийся в костюмерной, уничтожил все помещения. Но успех первой премьеры — а это был замечательный спектакль по комедии А. Н. Островского «Бешеные деньги» — сыграл свою роль. Видные деятели культуры обратились к городским властям с просьбой предоставить коллективу другую сценическую площадку. И Новый театр стал работать в Театральном зале А. И. Павловой (названном так по имени бывшей владелицы) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13). Сегодня это помещение занимает детский музыкальный театр «Зазеркалье», а до этого долгое время располагался Дом художественной самодеятельности со знаменитым ленинградским рок-клубом (где начинали своё восхождение к славе группы Б.Гребенщикова, Ю.Шевчука, К.Кинчева, В.Цоя). Коллектив всю войну работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. По возвращении после Победы в родной город стало очевидным, что здание на улице Рубинштейна сильно разрушено бомбёжками и артобстрелами, а труппа хотела как можно скорее показать зрителям новые спектакли, созданные во время войны. Вот тогда Новый театр и получил прописку по адресу Владимирский проспект, 12, в здании, которое, к счастью, не слишком пострадало. Именно после войны, в 1953 году, к своему 20-летнему юбилею, коллектив получил новое название — Театр имени Ленсовета. Руководил театром в это время выдающийся режиссёр и художник Николай Павлович Акимов. В эти же 50-е годы 20 века была сделана существующая поныне отделка зрительного зала Театра имени Ленсовета (по проекту архитектора Н. А. Митурича). Последние по времени изменения интерьера зрительного зала связаны с креслами, отслужившими свой 50-летний срок. В 2000 году они были заменены близкими по стилю и цветовой гамме креслами, но уже без откидных сидений, что привело к уменьшению зрительских мест в зале, сейчас их 589.
2
В 1974 году над зрительским рестораном была построена Малая сцена театра на 95 зрительских мест.
Теперь о конкретике. Наше знакомство с театром состоялось в начале 80-х годов с великолепного спектакля «Пятый десяток» с великой А. Б. Фрейндлих в главной роли. Мы смотрели его три раза. Потом была долгая пауза во время которой сменились три главных режиссера. И если И.Владимиров, в свое время, вывел театр из кризиса, то, СТРОГО ИМХО, пришедший в 2011 году Ю.Бутусов снова вверг его в то состояние, которое не давало именно нам возможности смотреть его спектакли. Однажды, купившись на многочисленные театральные регалии, мы пошли смотреть в его постановке «Три сестры» и ушли в антракте, как и еще, примерно треть зрителей, громко ругаясь. Но, ситуация кардинально поменялась с приходом к художественному руководству Н.А России Л.Луппиан. Моя настойчивая жена, отвечающая в нашей семье за культурный досуг, продолжала следить за постановками, начала общаться, в том числе с актерами, в различных театральных сообществах и уговорила, для начала, посмотреть камерный спектакль «Фальшивая нота» с С.Стругачёвым и А.Вахой. Сказать, что нам понравилось — ничего не сказать. Мы были в шоке как от сюжета этой трагедии, так и от самой постановки и игры актеров. И этот спектакль вернул нам веру в театр.
2
Потом была премьера «Двенадцатой ночи» с неподражаемым С. Г. Мигицко в роли Мальволио и бросанием подушек в зал в финале,
2
необычный литературный спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа» с симфоническим оркестром на сцене,
1
«Обыкновенная история», которую жена сразу предложила посмотреть еще раз
2
и, наконец, символичная премьера, спустя 90 лет, комедии «Бешеные деньги».
2
и совсем тяжелые «Бесы» по Достоевскому.
3
Между походами в Большой зал мы посмотрели на Малой сцене пронзительную историю «Академия смеха»,
3
моно-спектакль М.Овчинникова «Колымские рассказы» по рассказам В.Шаламова. После спектакля Марк даже пригласил нас к себе в гримёрку.
2
и фантастическую скоморошью сказку «Про Федота-стрельца» по стихотворению Л.Филатова.
2
Сейчас театр широко празднует свое 90-летие.
2
В фойе организована выставка костюмов из знаковых спектаклей. Вот великолепное трио в составе молодых еще К.Хабенского, А.Блока и М.Пореченкова «На Диком Западе»,
2
вот М.Боярский и Л.Луппиан в спектакле «Трубадур и его друзья»,
2
а вот А.Новиков в «Дяде Ване».
2
Отдельно — М.Боярский и А.Фрейндлих в «Дульсинее Тобосской».
2
К юбилею театр здорово подновили — начиная с фасада и закачивая золочением лепных фризов в фойе.
1
2
2
А Губернатор, от имени города, на день рождения «подарил» театру 90 миллионов рублей. Что нам нравится в театре? Во-первых, старые знакомые и молодые актеры. Во-вторых — сценография и использование разных технических «штючек» и приемов. В-третьих — музыкальное сопровождение и постановка танцев по ходу спектаклей. И, в-четвертых, некая «семейная» атмосфера на спектаклях. Мы всегда берем билеты в 5–6 ряду и рядом с нами сидят то Луппиан с Боярским, то жены и друзья актеров, занятых в спектаклях, то известные творческие личности вроде О.Погудина или главного Митька Всея Руси Д.Шагина.
Про буфет ничего сказать не могу — это совсем не для нас.
Несколько технических моментов. Мы ориентируемся на афишу, размещенную на официальном сайте и там выбираем билеты. Их стоимость в Большой зал составляет от 1500 в конце зала до 7 тысяч рублей в 1–6 ряду, а на Малую сцену от 500 до 4000 рублей. Но, есть лайфхак. Если прийти в кассу в любой день с 11 до 12 часов дня, то на большинство спектаклей можно получить скидку от 15 до 30%. В большинстве спектаклей артисты используют микрофоны, так что слышно хорошо. Я никогда в своих отзывах не пишу: «Мне это не понравилось, вот и вы туда не ходите». Но, когда мне нравится, я пишу: «Все туда!»
В рассказе использованы материалы с сайта театра им. Ленсовета.