Недавно вновь побывала в замечательном Петербургском Воскресенском соборе, который более известен под названием «Спас на Крови» — ведь он построен на месте трагедии — убийства царя Александра II.
Недавно вновь побывала в замечательном Петербургском Воскресенском соборе, который более известен под названием «Спас на Крови» — ведь он построен на месте трагедии — убийства царя Александра II.
И в то время, пока экскурсовод вполне разумно, но как-то устало рассказывал заученное, мне почему-то захотелось рассказать о чем-то немного ином, живом что ли…
В русской культурной традиции, Православный храм всегда выполнял множество функций. В первую очередь, это, конечно же, был Дом Божий, дом молитвы, куда приходили и приходят верующие люди для встречи с Богом.
Православный храм — это всегда уникальное архитектурное сооружение, именно уникальное! Храмы могут быть похожи, но всегда неповторимы!
Храм — это всегда и дом, где в полном согласии живут самые разные искусства — музыка, живопись, прикладные искусства, другие (причем живут в полном согласии и даже нераздельном единстве), о чем так хорошо писал русский философ Павел Флоренский. Не хочется начинать лекцию по эстетике, но достаточно сказать, что многие жанры светского искусства начинают свой путь именно от храма. Например, искусство русского портрета через знаменитые парсуны, несомненно, восходят к традиции иконописи…
Храмы всегда выполняли в обществе важную просветительскую и благотворительную функции — это очень важная страница, связанная и с обширной издательской деятельностью, и с воспитательной работой.
Православный храм — это нередко и музей, ведь многие храмы строились как полковые (в Петербурге это Спасо-Преображенский, Измайловский, Никольский-Морской и многие другие), а посему именно в храмах хранились ключи от взятых городов, знамена вражеских армий, поверженных во время сражений, различные реликвии — не только святыни.
Были и такие храмы, которые изначально строились как памятники, в честь каких-то важных событий, имеющих историческое значение. События могли быть радостные: Чесменская церковь. Этот Храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна был заложен в 1777 году на том месте, где о победе русского флота в Чесменской бухте, было доложено Императрице и она тут же повелела построить храм. Раньше в России память хранили в большей степени именно возведенные храмы, а не светские мемориалы (достаточно вспомнить Морской храм в Кронштадте).
Спас на крови был возведен в честь совсем иного — трагического события — злодейского убийства Императора Александра II, так что этот храм всегда был мемориальный, а значит особый.
Рассказывать о Православных храмах в России — значит перелистывать страницы истории. Вот я и решила рассказать о нескольких Петербургских Православных храмах именно в этом ключе. Надеюсь, что читатели откроют для себя что-то новое.
Итак, я стояла в храме, вновь поражалась необыкновенной восстановленной трудами многих реставраторов, красотой, пока в жаркой, душной атмосфере, густо населенного туристами пространства, не проснулась волна холодного воздуха. Она перевернула радостную страницу — я посмотрела вверх и представила то страшное время, когда купольный Образ Спаса взирал вниз не на веселых туристов, а на тех, замерзших на улицах блокадного Ленинграда людях, что свозили сюда на санях, такие же истощенные люди — ведь во времена войны здесь находился морг…
Они лежали штабелями, их было слишком много. Они находились в разрушенной церкви, среди обесчещенных стен и поверженных святынь, но, над ними был сам Бог и он молился о мучениках.
27 января день снятия Блокады. В Петербурге снова вспомнят Ленинград, только ленинградцев — тех, что не из книг знали об ужасе голода и холода, тех несгибаемых и великих наших соотечественниках, чьи живые рассказы я так хорошо помню — их становится все меньше и меньше… Время неумолимо.
Вот и юный мальчик экскурсовод справедливо поражающий воображение слушающих, все называет и называет цифры — размеры купола действительно впечатляют…
А я задираю голову вверх и думаю о другом — холодный ветер вновь перевернул страницу…
30 октября 1930 года президиум ВЦИКа издал постановление о закрытии храма с изъятием ценностей, а в 1931 году вообще началось движение за снесение храма. Место казалось очень удобным для того, чтобы устроить удобную развязку дороги…
Здесь, право же, хочется перевести дух…
В дискуссиях, которые проходили бурно, оттачивались не только риторические способности, но и шлифовалась совесть. Ведь тогда документ, утверждавший, что храм не представляет какой-либо художественной ценности, подписывали не только ученые, профессора, но и известные люди, Говорят, что стояла подпись известного академика… Но какое это теперь имеет значение!
Началась война и всем стало уже не до сноса храма, который хранил сам Бог.
Однажды при обстреле, в купол попал немецкий снаряд (около 150 кг), однако, он не упал, и не взорвался, а остался лежать, можно сказать, на воздетых руках Спасителя и ведь лежал так 18 лет! Только в 1961 году этот фугасный снаряд был обнаружен в перекрытии храма и обезврежен.
Можно ли было после такого — уничтожить храм!
О Храме можно рассказывать много, но думаю уже вполне достаточно, чтобы еще раз пригласить тех, кто давно не посещал это место, посетить его еще раз, чтобы насладиться истиной красотой и по-новому взглянуть на себя и собственную историю. Поскольку в жанре «рассказ об объекте» невозможно предложить вниманию большое количество фотографий, я продолжу рассказ о храме еще и в фотоальбоме, который станет второй частью рассказа.
Это здесь:
Не забывайте, что в Петербурге музеи-храмы (Спас на Крови, Исакиевский собор, Музей истории религии, на Почтамтской улице) отдыхают в среду — в отличие от других музеев.
Время работы: с 10.30 до 18.00
С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 проводятся особенные вечерние экскурсии, при этом цена вечернего посещения дороже — 400 руб., в отличие от обычного — 250.
Льготные билеты — 50 руб.
На входе в Храм вас встретит распорядитель и предложит подождать несколько минут, пока наберется группа — услуги экскурсовода входят в стоимость билета.
В т о же время никто не будет ограничивать вашей свободы, и вы при желании, можете походить по Храму самостоятельно, примыкая и прислушиваясь к рассказам в других многочисленных группах.
Фотографировать тоже не возбраняется (естественно, без вспышки).
Адрес: канал Грибоедова 2А. Станция метро «Невский проспект»