Витебский вокзал — одна из красивейших жемчужин в ожерелье модерна Санкт-Петербурга. Если вы будете рядом, обязательно полюбуйтесь зданием не только снаружи, но и внутри. Сначала я покажу несколько фотографий снаружи. Сегодня здание в лесах, но у какого же петербуржца не найдется в архиве пары старых фотографий этого чуда?
1 из 4
Начнем с того, что в 19 веке чешский инженер и предприниматель Франц Герстнер прибыл в Россию с бизнес-идеей организовать тут железную дорогу. По его идее железная дорога в огромной России — выгодное предприятие. Он проехал из Санкт-Петербурга в Москву и изучил предполагаемую трассу с точки зрения геологии и трудностей ландшафта. Через некоторое время он представил Государю проект. Государь одобрил только часть маршрута от Санкт-Петербурга до Царского Села. Но денег не дал ни копейки, так как не увидел ни эффективности, ни надобности для России. Тогда это новшество было на уровне фантастики. Пришлось Францу организовать акционерное общество и вложить все свои деньги в свою идею. Так, с этого места, началась железная дорога в России и здесь появился первый вокзал.
4
Современное здание вокзала построено в 1904 году по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. Это одно из первых общественных зданий в стиле модерн. Проработка вокзала потрясает. Разглядывая детали модерна, выполненные в штукатурке, дереве, металле, стекле, я понимал, какое огромное удовольствие доставлял творческий процесс их разработки.
1 из 5
3
1 из 6
2
Мы гуляли по Витебскому вокзалу с экскурсией. Начиналась она на 1 этаже, где сейчас кассы пригородных электричек. А раньше здесь покупали билеты и сдавали багаж. Вошли мы в здание через вход, предназначенный для пассажиров 3 класса.
2
1
2
Потом прошли в фойе парадного входа, предназначенное для пассажиров 1 и 2 классов.
1
1 из 7
3
7
5
2
На стене видны даты постройки первого и последнего вокзалов.
1
1 из 4
2
1 из 6
Поднявшись по мраморной лестнице на второй этаж, мы попадаем в картинный зал. Это зал ожидания для пассажиров 1 и 2 классов. Что забавно, в каждой картине или ее названии есть ошибки, про которые нам интересно рассказала гид.
1 из 5
1
4
5
Любопытный факт: в этом зале стоят огромные дубовые скамьи, которые старше вокзала. Бывшее здесь до этого модерновые стулья и скамейки были сожжены во время Блокады. Эти скамьи достали из запасников после войны. Они чудом сохранились от предыдущего здания вокзала. Вот такие повороты времени.
В картинном зале до сих пор действуют оригинальные механизмы для опуска люстр.
3
Из картинного зала пассажиры могли пройти в ресторан, который обещают отреставрировать и открыть к чемпионату мира по футболу. А на платформы со всех залов ожидания пассажиры проходили через световой зал.
4
Из картинного зала мы проходим в покои, где ожидали поезда князья и министры. Из этих покоев был прямой выход на перрон. Кстати, отделаны эти покои не в стиле модерн, а в стиле барокко, так как посетители тут были людьми консервативными, привыкшими к роскошной отделке своих дворцов.
3
1
Зал ожидания пассажиров 3 класса значительно больше и также красиво отделан. Только картин нет. И освещен беднее, хотя имеет больше окон.
2
Механизм опуска люстр мы увидели на чердаке.
1
Поезда прибывают на второй этаж вокзала. Это связано с градостроительной ситуацией. Железнодорожные пути пришлось проложить высоко над судоходным тогда Обводным каналом. Спустится с моста до уровня улицы на этом коротком промежутке затруднительно. Проектировщики вышли из положения положив пути на высокую насыпь.
Перроны перекрыты по металлическим фермам. Можно сказать, это первые шаги конструктивизма, когда конструкции не зашиваются, а выставляются напоказ. Авторы говорят нам — смотрите, это красиво. Там, где показалось скучновато, вот вам цветочки. Модерн все-таки.
4
5
Такое количество заклепок не случайно. Сварки тогда еще не было, да и не очень она надежна. Болты могли разболтаться от вибрации, создаваемой движением поездов. А заклепки держат веками. И создают свою красоту и ритм.
8
Еще на перронах мы увидели лифтовые шахты. Одну из них собираются восстановить.
4
2
2
В здании Витебского вокзала было очень много новинок. Попытаемся их перечислить:
— Разные входы для пассажиров 3 и 1,2 классов. Для императора было вообще построено отдельное здание и отдельная ветка путей.
— На первом этаже приобретались билеты и сдавался багаж. Примерно так, как сейчас происходит в аэропортах. Наверх пассажиры поднимались лишь с ручной кладью.
— Багаж на платформы поднимали электрические лифты.
— Больных и инвалидов поднимали на перрон также в электрических лифтах.
— Всё здание, включая служебные помещения, освещалось электрическими лампочками.
— В здании вокзала очень многое сделано из металла. В отличии от предыдущих построек металл здесь не спрятан, а выставлен напоказ.
— В здании сохранились оригинальные огромные витражи парадного входа для пассажиров 1 и 2 классов. По размеру они уступают лишь витражам Елисеевского магазина, но последние не оригиналы.
В здании, где модерн играет своими линиями от кафельной плитки, до причудливо изогнутых арок, сохранилось очень много подлинных изделий.
1
6
Отзыв написан по следам экскурсии от общества «Петербург глазами инженера».