Пишущие и читающие здесь люди относятся к категории «путешественников» и чаще, чем остальные сталкиваются с такими объектами как аэропорты и вокзалы. Их в мире тысячи и многие из них не просто выполняют утилитарную функцию по приемке/доставке пассажиров, а соединяют в себе различные дополнительные функции, которые позволяют отнести их, в том числе, к когорте ярких представителей различных архитектурных стилей или даже художественных объектов.
Самые простые варианты — разместить внутри какой-нибудь интересный объект, на который скучающие в ожидании рейса пассажиры обратят внимание. Вот в аэропорту Франкфурта демонстрируют новый автомобиль
2
На станции метро в Афинах представлена выставка найденных при прокладке тоннелей артефактов
2
У автовокзала в Таллинне выставлен аутентичный автобус, работавший на популярной линии Ленинград — Таллинн
2
А на вокзале в Цюрихе вот такие абстрактные фигуры, являющиеся частью постоянно действующей инсталляции
2
Дальше других пошли в этом направлении французы, открывшие в здании бывшего вокзала огромный музей д Орсэ.
3
3
Правда, для этого им понадобилось, чтобы с путей на втором ярусе вокзала выпал паровоз…
2
Это лишь несколько примеров, виденных мной. Прошу всех читающих разместить свои фото и рассказать о подобных примерах, виденных во время путешествий.
А вот в Санкт-Петербурге сумели совместить функции транспортного узла и музея в здании Витебского вокзала. Оговорюсь, что пока это первый опыт подобного рода, но — лиха беда начало.
3
Итак, Витебский вокзал был первым на строящейся линии Санкт-Петербург — Царское Село.
2
Решение о строительстве этой дороги принял 15 апреля 1836 года Николай Первый. А уже 1 мая того же года под руководством выдающегося чешско-австрийского инженера Франца фон Герстнера начались работы.
2
Поначалу вокзал был деревянным, а нынешний вид приобрел после реконструкции 1904 года. Уже с начала работ в строительстве и оборудовании вокзала применялись различные новшества, типа 12 электрических лифтов для доставки пассажиров и чемоданов на платформы.
2
Да и сами платформы, накрытые ажурными металлическими арками создавали ощущения царства металла, но не тяжелого, а легкого и воздушного.
3
Для потребностей пассажиров 1-го и 2-го классов были построены вестибюль с потолком высотой в 20 метров
5
5
5
И зал ожидания, названный впоследствии «Картинным» из-за наличия там нескольких картин, показывающих историю Царскосельской дороги. В последующем этот зал использовался для проведения там концертов.
3
Главной доминантой в зале была арка, обозначавшая вход в ресторан и буфет.
3
В этом году эти помещения тоже отреставрировали и закрытую прежде арку открыли.
4
3
4
Первый поезд отправился с вокзала 30 октября 1837 года и первым составом, на нем работавшим был такой игрушечный поезд, который тянул за собой паровоз «Проворный».
1 из 4
3
А кочегаром на нем был сам фон Герстнер. Именно после прогулке на этом составе М.Глинка и Н. Кукольник написали знаменитую «Попутную песню». Помните?
«Дым столбом — кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится наш народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.»
К сожалению, перед реконструкцией вокзала в прошлом году футляр с составом с вокзала убрали и увезли в неизвестном направлении, т. к. никто не согласился его приютить. А первыми маршрутами были Санкт-Петербург — Витебск (гербы этих городов размещены на фасаде)
3
и Санкт-Петербург — Вырица. Постройка вокзала обошлась казне в 1 миллион рублей. На стройке не экономили и, например, в Световом зале одну из стен (ту, что видели прибывающие пассажиры) выполнили в виде фасада классического петербургского здания — для быстрейшего погружения в атмосферу города. На фото она справа.
4
В годы первой Мировой войны с вокзала отправлялись на фронт составы с солдатами и офицерами и этому факту посвящен памятник «Русской гвардии Великой войны», установленный к 100-летию начала войны перед фасадом.
3
А теперь немного об отделке самого вокзала. Как я уже упомянул, стилистически все помещения и отделка вокзала выдержаны в стиле «модерн», который в Германии называли «югендстиль», а во Франции «ар-нуво». Он господствовал в Европе в период с 1890-х и до начала войны 1914 года. Его характеризуют тяга к природе и растительным орнаментам,
3
4
изогнутым линиям отделки
3
3
изображения животных, растений и птиц (главная из которых — сова. Она над часами.)
2
Рядом с перроном было построено специальное здание для размещения там членов царской семьи.
3
Я попытался как-то недавно проникнуть внутрь, но мощная охрана меня тормознула. Заговорив им зубы я попытался попросить разрешения поснимать внутренние интерьеры, но они, сославшись на то, что сейчас там находятся рабочие кабинеты руководства Октябрьской железной дороги не разрешили этого сделать. Поверьте — тамошняя обстановка еще более шикарна. Зато снаружи отметил вот такие интересные элементы.
5
3
Как видите, в отделке помещений вокзала стиль выдержан довольно четко и наглядно.
3
3
4
3
3
Но и этого мало! И вот, благодаря Фонду Александра Васильева 17 октября этого года в Картинном зале открылась выставка «Мода русского модерна. 1890–1914 годы».
3
Я не искусствовед и не смогу своими словами рассказать об особенностях демонстрируемых моделей, поэтому просто процитирую небольшой буклет с выставки. «Мода этого времени формировалась в Париже под влиянием Международной выставки 1900 года и восславляла женщину с ее тонкой осиной талией, затянутой в корсет, с ее длинными русалочьими волосами и плавными томными движениями. Мода этого периода предпочитала мягкие пастельные тона… В дымке тюля и муслина, в пене кружев и цветниках вышивки ручной работы рождался уникальный образ женщины с изогнутым станом, с талией, утянутой в корсете с объемом 50–52 сантиметра. Все эти нимфы и феи, небожительницы мира моды переодевались иногда по 6 раз в день.»
2
3
3
3
Кроме платьев в витринах представлены различные аксессуары, зонтики, зимняя одежда, дорожные несессеры и другие предметы багажа.
3
3
3
3
3
Именно после осмотра выставки у меня и родилась идея написания отзыва и поиска связей ее экспонатов с интерьерами вокзала. Пришлось побегать по этажам. Что характерно, еще 3 года назад меня за подобным занятием застиг полицейский и потребовал «прекратить безобразничать» и пройти за разрешением на съемку к начальнику вокзала. Сейчас все легко и цивилизованно.
Выставка будет работать до 29 декабря ежедневно с 9 до 21 часа, поэтому те, кто приедет к нам на новогодние праздники еще смогут ее посмотреть.
3
Для создания новогоднего настроения — очень рекомендую! Вход свободный.
Ну и не забудем те фильмы, которые снимались в интерьерах вокзала — их более 100, а один из главных — сага о Шерлоке Холмсе. Именно отсюда они с доктором Ватсоном отправлялись «на континент», спасаясь от мести профессора Мориарти.
Вот так спонтанно возникло у меня желание написать коротенький отзыв. Хочется сказать «большое спасибо» Чемпионату мира по футболу, благодаря которому на вокзале провели серьезные ремонтные работы и привели его в очень достойный вид, который не стыдно показать не только прибывающим на него пассажирам, а и всем гостям города. Все туда!