Дом юриста — удивительный, непохожий на другие особняк на улице Чайковского (дом 28) в Санкт-Петербурге. Сегодня здесь располагается аналитический центр «Геополитической обсерватории по ключевым проблемам России» Санкт-Петербургского университета, который возглавляет бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль. Однако, годы существования здания, во все времена приковывающего взгляды, сложились в длинную и интересную историю.
5
Александр Фердинандович и Варвара Петровна Кельхи, имя которых особняк носит и сегодня, выкупили участок и здание в Литейной части города у прошлых владельцев в 1896 году. (Литейная часть города в данном контексте — где находился Литейный двор и всё с ним связанное. А вот Литейная «першпектива» появилась в 1738 году, чуть позже возникновения Литейного двора). Наследница огромного состояния сибирских золотопромышленников Варвара Кельх (урождённая Базанова) поручила разработку проекта нового дома молодым архитекторам Владимиру Чагину и Василию Шане. Хозяйка хотела, чтобы новый дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно «готическим» или «возрожденческим», сочетал разные стили и эпохи.
6
«Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало», — напутствовала она, никак не стесняя специалистов в расходах.
Пожелание Варвары Петровны было выполнено, и дом получился необычным, похожим на настоящий рыцарский замок, перенесённый в самое сердце Петербурга. Двухэтажный уличный фасад решён в характере архитектуры Франции эпохи Возрождения. Основной материал облицовки -это песчаник красного и светло-серого цветов.
5
А дворовые фасады — в формах неоготики.
3
В начале XX века во дворе был построен павильон в готическом стиле по проекту К. К. Шмидта. Павильон примыкал к служебному корпусу конюшни.
6
Основную часть строительства осуществляли в 1896 — 1897 годах. Владимир Чагин и Василий Шане, завершение строительства было поручено Карлу Шмидту, который приложил немало усилий и сноровки для устройства системы потайных лестниц, комнат и шкафов.
Каждое помещение особняка, как и фасад, выдержано в уникальном стиле, от готики до барокко. Первое, что обращает на себя внимание — парадная лестница. Она оформлена резьбой и украшена изображениями драконов и грифонов. Они служили оберегами дома. У парадной лестницы удивительный изгиб, который характерен для эпохи модерна, но не характерен в целом для особняков в Петербурге. Лестница дугой изгибается и поднимается наверх. Она выполнена из белого мрамора, в отделке использованы мраморные панели розового и тёмно-вишнёвого цветов. Особенное пожелание Кельхов было в полной мере исполнено: интерьеры полностью воплощены в жизнь с помощью естественных материалов — использовались только камень и разные породы дерева.
1 из 4
4
1 из 3
3
На верхней площадке хозяева должны были встречать гостей, если собирался званый ужин или концерт. Стены верхней площадки украшены пейзажами неаполитанских видов.
4
Потолок украшает бронзовая люстра и световой потолок с витражом.
6
Одну из стен украшают копии работ Кановы — «Венера Италийская» и «Пробуждение».
5
С другой стороны стоят парные колонны, на которые опираются своды. Небольшая галерея с нишами напоминает итальянский дворик.
4
Потолок малой (или розовой) гостиной украшен живописным панно «Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие зависть».
3
Один из наиболее значительных залов особняка Кельхов — готическая столовая. Она находится на втором этаже дворового флигеля. Вся мебель, резные панели стен и двери в ней выполнены из ореха.
1 из 2
6
На паркете — стилизованные фигуры львов и орлов — это символ Германии, откуда род Кельхов берет начало.
1 из 2
3
Потолок украшен резными арками и фигурками мифических существ. Интерьер столовой напоминает отделку готических церквей. Конструкция, за которой находился буфет, выполнена, как иконостас. Известно, что наверху стоял небольшой орган. К нему можно было попасть по небольшой винтовой лестнице.
1 из 3
3
Внимание притягивают восемь витражных окон, выполненных в одной из самых престижных мастерских живописи по стеклу того времени — рижской мастерской Эрнста Тоде.
1 из 4
3
Чтобы хозяева могли оказывать тёплый — во всех смыслах этого слова — приём гостям, в столовой установили массивный трёхъярусный камин. Его украшают фигуры оленя и лошади. А сверху изображения немецкого орла. По бокам фигуры мужчины и женщины (возможно, это изображения хозяев).
1 из 2
3
Еще один буфет в столовой украшен витражом. Он не имеет естественного освещения, а сзади подсвечивается электрическими лампочками. Скорее всего, на этом буфете стояли предметы столового сервиза, который стал самым дорогим изделием из серебра, выполненным знаменитой фирмой Карла Фаберже.
1 из 2
3
Рядом с готической столовой создатели проекта расположили так называемый верхний кабинет А. Ф. Кельха, в отделке которого использовано ореховое дерево. Интерьер выполнен в стиле барокко, богато и разнообразно украшен. Одна из самых запоминающихся деталей зала — монументальный камин из лабрадорита — красивой горной породы, называемой «русалочьим камнем». Люстры в кабинете выполнены из шпиатра.
1 из 4
2
1 из 4
3
Другая точка притяжения особняка — Белый зал. Он расположен в середине основного корпуса и получил название благодаря облицовке из светлого мрамора. Стены зала выкрашены в нежно-фисташковый цвет и украшены лепными композициями, светильниками из бронзы и массивными зеркалами. Потолок украшен лепниной в стиле рококо.
1 из 2
4
1 из 2
4
Здесь также расположен декоративный камин из серого мрамора с топкой в форме раковины, выполненной первой женщиной-скульптором в России Марией Львовной Диллон. Внутри камина на держателе закреплена раковина из полированной латуни. За ней электрический фонарь — камин никогда не топился и был создан только ради украшения. Композицию дополняет скульптура «Пробуждение весны» — романтическая композиция с амурами, цветами и голубками.
1 из 2
3
Изменения, происходящие в стране в начале XX века, подтолкнули Варвару Петровну Кельх к переезду во Францию в самом начале нулевых годов. Супруг остался в России, но в скором времени из-за денежных затруднений был вынужден продать особняк.
После революции особняк был национализирован. До революции в доме располагался лазарет Красного креста. С 1919 года в нём размещались поочерёдно Школа экранного искусства, кинотехникум, Институт экранного искусства. С 30-х годов — райком партии Дзержинского района Ленинграда.
4
Во время Великой Отечественной войны часть здания с левым эркером была разрушена фугасной бомбой. Экстерьер здания восстановили в конце 40-х годов. В 1980-е годы была проведена реставрация белого зала, готической столовой и других парадных помещений. Некоторое время здесь находился рабочий кабинет первого мэра Санкт-Петербурга А.Собчака.
С начала 1990-х годов в здании на Чайковского расположилось отделение ЮНЕСКО. 1 июня 1998 года по инициативе юридического сообщества решением администрации Петербурга здание было передано Санкт-Петербургскому государственному университету. Особняк получил название «Дом юриста». Сегодня в нём проводятся презентации, семинары, симпозиумы, круглые столы и конференции по праву.
Как я уже сказал вначале, в правой части особняка на первом этаже основного корпуса (там где раньше были жилые помещения) находится приёмная и рабочий кабинет Карин Кнайсль, бывшей австрийской государственной деятельницы, дипломата, журналиста, политика, женщины с непростой судьбой.
1 из 4
4
В августе 2018 года состоялась свадьба Кнайсль с бизнесменом Вольфгангом Майлингером, на которую невеста пригласила в качестве гостя Владимира Путина. Их танец перевернул её жизнь! Спустя два года после пышной свадьбы, в 2020-м, супруги решили расстаться. Осенью 2022 года Кнайсль была вынуждена покинуть Австрию после различных угроз, которые поступали в её адрес. В августе 2023 года она поселилась в деревне Петрушово Касимовского района Рязанской области, а также была приглашена нашим Президентом для сотрудничества в центре G.O.R.K.I. («Геополитическая обсерватория по ключевым проблемам развития России») при Санкт-Петербургском государственном университете, где она занимает должность руководителя. В июне в этом особняке состоялась презентация книги на русском языке Карины Кнайсль «Реквием по Европе».
3
Мы «разминулись» по времени с Карин где-то на час и ходили по особняку в полном одиночестве. Ощущения незабываемые! Сейчас попасть в особняк крайне затруднительно даже в составе экскурсии. Они проводятся крайне редко. Мы сами туда попали по невероятному стечению обстоятельств.
4
Надо добавить, что благодаря красоте интерьеров, здание пользуется популярностью у кинематографистов. Например, здесь снимали сцены трилогии «Гоголь». В отдельных сценах отчётливо узнаваемы готическая гостиная и готический камин.
До сих пор особняк, как и завещала его владелица Варвара Петровна Кельх, захватывает дух и является одним из красивейших зданий Санкт-Петербурга.