«Севкабель порт» — это масштабная креативная площадку, расположенная непосредственно на берегу Финского залива. С ее набережной открывается прекрасный панорамный вид на Финский залив, виден Морской вокзал и Канонерский остров с вантовым мостом.
«Севкабель порт» — это масштабная креативная площадку, расположенная непосредственно на берегу Финского залива. С ее набережной открывается прекрасный панорамный вид на Финский залив, виден Морской вокзал и Канонерский остров с вантовым мостом.
Это одно из самых любимых и посещаемых жителями города и его гостями мест на Васильевском острове, а в недавнем прошлом закрытая промышленная площадка с богатой историей.
А история этого тогда еще предприятия началась давным-давно, еще в 19 веке. По просьбе Николая I из далекой, но относительно дружественной Германии выписали легендарного немецкого инженера для успешной организации электротехнического дела. Звали того успешного немецкого господина Вернер Сименс, ну и поставляя телеграфные аппараты для двора Его Величества он заработал довольно внушительный бюджет на безбедные годы.
Бизнес пошёл настолько успешно, что решено было открыть собственное представительство на территории Петербурга, известное как Siemens & Halske. Для управления этой махиной наш герой выписывает из Германии брата — Карла Генриха Сименса и ставит у руля ответственного департамента.
В итоге Карл, женившийся на нашей красотке, стал в народе в доску своим «русским Сименсом» и благодаря приближённому положению в обществе царя образовал небольшую монополию в вопросах связи и света. Его компания прокладывала кабель телеграфа по всей стране, а позже переключилась на телефон, и благодаря им в России прозвучало самое первое «Алё». Они же меняли освещение с газового на электрическое на Невском проспекте и в Зимнем дворце, а также подсвечивали московский Кремль во время коронации Александра III. Для всего этого нужно было оборудование, поэтому на берегу Финского залива появился фирменный завод по его производству.
Все изменилось после революции. В затеянной перестройке завод всё же национализировали и переименовали в «Северный кабельный завод», а затем — «Севкабель». Именно это производство помогло в будущем электрифицировать всю советскую страну.
Но перейдем к временам современным, ведь в 2016 году выстроенный когда-то немецкими братьями завод оптимизировали, а внедрение новых технологий позволило освободить часть территории, и на опустевших площадях решено было создать культурно-деловое пространство с различными зонами для культурных мероприятий.
Честно говоря, когда я собиралась в это модное место в Питере, я думала, что организовано это по принципу успешного освоения промышленных территорий в Европе, где на месте верфей, фабрик и складов открылись современные городские пространства, которые гармонично сочетают исторический, архитектурный и социальный контекст, а также деловую активность. Так оно и есть, но есть одно «Но». Стандартная схема появления таких проектов, как «Севкабель Порт»: завод обанкротился, площадка пустует, находится умный девелопер, который ее выкупает и делает прибыльным креативным пространством. Проект Севкабель Порт инициирован самим заводом и сделан на высвободившихся в ходе оптимизации площадях. Хотя, я слышала и другое мнение, «такое предприятие угробили» и не знаю, как обстоят дела на «Севкабель» на сегодняшний день. Много слухов про это место, а точнее про то, что «Севкабеля» больше нет, что «пришли инвесторы» и закрыли завод, оборудование куда-то вывезли, а на месте завода будут кафе, бары, рестораны и торговые центры. Ведь место очень подходящее для этого. Центр Санкт-Петербурга, с отличным видом. Порт действительно большой, классный и даже «хипстерский». Но на заре этого проекта все выглядело более чем оптимистично…
Как должен поступать завод, у которого появляются пустые площади? Самое простое нарезать на участки и сдать в аренду. Но «Севкабель Порт» — это редкий случай, когда промышленность грамотно использует ненужные ей территории, зарабатывая не только на сдаче помещений в аренду, но и предоставляя жителям города новую нетипичную площадку с выходом к морю, где проводятся различные фестивали. И само предприятие оказалось инвестором данного проекта. При таком подходе к данному вопросу, в выигрышном положении оказались все заинтересованные стороны. У завода появилась возможность для использования практически заброшенных территорий, получать дополнительную прибыль. Жители и гости Санкт-Петербурга получили масштабную креативную площадку, расположенную непосредственно на берегу Финского залива.
Эта идея была обречена на успех. И всего‑то нужно было — открыть доступ к берегу залива и смастерить какую-никакую набережную. Все остальное обеспечили бы волны, море и обалденный вид на краны Большого порта и Вантовый мост ЗСД…
Это идеальное место для романтического свидания и лучшее место, чтобы проводить закат.
Результат преобразований можно оценить уже сейчас — обычная заводская территория превратилась в притягательную, благоустроенную площадку. А главной точкой притяжения стала набережная с прекрасным и до сих пор недоступным видом на большую воду, мост ЗСД и Морской вокзал. Эта набережная — чистый северный дзен. Она протянулась вдоль залива, оригинально вымощена из деревянного настила компанией «Хвоя», имеет газоны и скамейки различной конфигурации. Есть обычные скамейки лаконичного формата в проёмах корпуса завода, на которых можно просто присесть и передохнуть. А есть вертикальные (!). Это ироничный «привет» петербургской традиции загорать стоя у Петропавловской крепости. К этим скамейкам рекомендуется по-петербургски прислоняться, подставляя лицо к редкому в этих краях солнцу.
«Мы хотим сохранить аутентичный вид этих исторических построек, не придавать им современного звучания потому, что в них все есть… Мы сохраняем как можно больше памяти места, исторических деталей», — говорит Алексей Онацко — директор по развитию проекта «Порт Севкабель». И глядя на то, что получилось в итоге, в это веришь.
Во всём в дизайне пространства сохранили детали завода, поставили стильные стальные двери, сохранили огромные катушки, на которые наматывался кабель. Аура не почившего завода продолжает витать в воздухе.
Все эти постройки относятся к разному времени своего создания. Сохранились здесь здания времён «Сименса и Гальске» (XIX в.) — строения из красного кирпича с элементами элегантности дореволюционного периода. А так же сооружения советской эпохи.
На данный момент главный корпус завода уже переформирован в площадку для масштабных событий, музейных проектов, спортивных мероприятий, мастер классов и необычных торговых зон. Поэтому найдется занятие на любой вкус и цвет.
Интересное техническое приспособление — нависающий над набережной терминал, с которого когда-то подавали кабель на грузовые суда, планируют превратить в галерею с панорамными окнами и смотровой площадкой.
Там, где раньше изготавливали катушки из дерева для кабельной продукции (старинное здание цеха УКТ), разместили Event-площадку. На территории «Севкабель Порта» проходят показы фильмов, спектаклей, проводятся лекции и вечеринки. Посмотреть программу мероприятий можно на сайте проекта
18 точек общепита отвечает за то, чтобы никто не ушел из «Порта» голодным. Бургеры, шаверма, азиатская и паназиатская кухня, пиво и суши, стрит-фуд во всех его разнообразных проявлениях — перечислять все долго, лучше попробовать. Источник
Здесь же присутствуют «Пивмастерия 17 М» где варят пиво и учат этому гостей заведения, пивная лаборатория Вайштефана (пиво Германии) и пивной паб на втором этаже.
Стены промышленных зданий так и напрашиваются на то, чтобы стать холстом для граффити.
5 масштабных муралов появилось в «Порту» совершенно на законных основаниях. 4 из них были созданы к фестивалю Present Perfect, после чего их решено было оставить, еще один появился ко Дню Финляндии. Источник
Яркая декорация и фургончик с «мороженкой» превращают скучные стены цеха в артобъект в стиле лофт.
Добраться до Севкабель Порт можно от станции метро «Приморская» на троллейбусе № 10, на автобусе №151, но мы предпочли прогуляться пешком. Летом есть еще один привлекательный, но дорогой вариант — на кораблике. Добраться сюда можно из самого центра города — от Дворцовой и от Сенатской пристани, — а затем уплыть обратно по тому же маршруту. Билеты продаются прямо на причале. Также отсюда можно отправиться в «Балтийский круиз» вокруг всего Васильевского острова. Но — холодно, да и катание недешево, а потому желающих немного. И я тоже отказалась от этого варианта, потому что в тот день было, мягко говоря, прохладно. Поэтому совет перед посещением — одевайтесь теплее, и тогда можно будет уплыть на кораблике в закат, подставив лицо свежему морскому бризу.