В 1868 году для Великого князя Владимира Александровича, младшего брата императора Александра III, в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной был сооружен дворец. Это здание впоследствии будет выполнять различные функции, но само оно, в практически неизменном виде, дошло до наших дней.
Дворец был оснащён по последнему на тот момент слову техники. Никаких свечей, везде использовалось газовое освещение. Во дворце был даже лифт, не сохранившийся до наших дней. Сейчас на второй этаж ведёт лестница.
1 из 3
Лестницу украшают несколько зеркал, расписанных итальянским художником Тито Челаззи. Изображения цветов наносились им прямо поверх самого зеркала. В своей мастерской он ставил живые цветы, таким образом что они отражались в зеркале. После этого художник поверх отражения сам наносил изображение.
На лестнице также можно увидеть статую, снабженную ручками, с помощью которых её можно поворачивать. В те дни, когда Великий князь бывал не в духе, он разворачивал её в буквальном смысле задом наперёд. Тем самым показывая что его лучше не тревожить.
1 из 2
Лестница ведёт на второй этаж. Самое большое помещение здесь — Малиновая гостиная. Здесь можно увидеть бюст Великого князя.
1 из 4
В те времена в моде был арабский стиль. Мавританский будуар выполнен именно в этом стиле.
1 из 3
Интерес здесь представляют потайная дверь, которая вела в опочивальню Великой княгини Марии Павловны.
И специально устроенный табурет. В табурет, который внутри был полым, закладывали горячие угли. Таким образом он становился табуретом с обогревом.
В опочивальне не сохранилось кровати, только полог над тем местом, где она была.
1 из 2
Стены украшают картины, выполненные техникой «гризайль». Глядя на них, не покидает ощущение, что это объёмные изображения. Тем не менее изображение абсолютно плоское, то что мы видим — это мастерство художника, передавшего красками объём.
Ещё одно помещение, расположенное на втором этаже дворца, это — Белый зал. Во времена Великого князя была мода на пышные балы и именно в этом зале они проводились. Сцену здесь установили уже существенно позднее, в советское время.
Сильно отличается от всех упомянутых залов Дубовый зал, выполненный в немодном в те времена русском стиле. Слово «дубовый» отражает внешний вид зала, но никакого дуба в его оформлении не использовалось. Все элементы, стилизованные под древесину, выполнены на самом деле из гипса.
1 из 5
Во времена Великого князя зал использовался в качестве столовой, а его стены до сих пор украшают картины.
1 из 3
Владимир Александрович умер 4 февраля 1909 года. Поэтому на момент Октябрьской Революции дворец уже пустовал. После неё в здании размещались различные организации в числе которых были отдел Наркомпроса и издательство «Всемирная литература». В 1920 году по инициативе комиссии по улучшению быта учёных, возглавляемой Максимом Горьким, во дворце был открыт Дом Учёных. В этом новом качестве дворец существует и в наши дни. Видимо это позволило сохранить библиотеку Великого князя, в основу которой первоначально легло личное собрание Александра II.
1 из 2
Дворец часто называют «особняком со счастливой судьбой», он в почти неизменном виде дошёл до наших дней. Сохранилось всё, включая большинство интерьеров. Формально сейчас музеем он не является, поэтому посещение возможно только в рамках экскурсий, организуемых самим Домом учёных. Записаться на такую экскурсию можно на их сайте.