Как-то так получилось по жизни, что мимо этого дома я проходил много раз. И всегда он производил на меня какое-то мрачное впечатление. То ли из-за простых тяжеловатых форм, то ли из-за темно-серого цвета фасадов. Какой-то он был тяжелый и большой.
Как-то так получилось по жизни, что мимо этого дома я проходил много раз. И всегда он производил на меня какое-то мрачное впечатление. То ли из-за простых тяжеловатых форм, то ли из-за темно-серого цвета фасадов. Какой-то он был тяжелый и большой.
И вот однажды, я оказался рядом в солнечную погоду с фотоаппаратом. Может я специально взял с собой фотоаппарат, зная, что буду рядом? А может взял фотоаппарат с собой увидев солнце в голубом чистом небе? Сейчас уже не помню.
В общем час или два я посвятил разглядыванию этого интересного дома. Теперь я готов вам его представить.
Итак, жилой комплекс, занимающий территорию в полквартала, был построен в 1912–1914 годах. Назывался он — Жилой комплекс Бассейного товарищества. Несколько странное название имеет очень простое объяснение.
Бассейным товарищество назвалось по наименованию одной из прилегающих улиц. Сегодня это улица Некрасова.
Ну, а само товарищество — это третий на то время жилищный кооператив в Санкт-Петербурге.
Организовал «Товарищество для устройства постоянных квартир» для борьбы с жилищной нуждой архитектор Зазерский в 1909 г. Над воплощением идеи в жизнь работала целая группа архитекторов: Н. В. Васильев, В. Н. Пясецкий, А. Ф. Бубырь.
И хоть здание Бассейного кооператива предназначалось для среднего класса, в нем предусматривалось использование передовых идей начала 20 века.
В доме предполагалось устройство подъемных машин не только на парадных, но и на черных лестницах, центральное водяное отопление, устройство вентиляции с постановкой для той же цели каминов в некоторых комнатах, центральный горячий водопровод для ванн, умывальников и кухонных моек, центральную пылевысасывательную станцию, соединенную трубами со всеми квартирами, холодные и светлые кладовые при кухнях для хранения съестных припасов.
В доме предполагалось иметь прачечную с механическими приборами для стирки, полоскания и отжимки, а также сушильные шкафы для быстрой сушки белья.
В мансардном этаже предполагалось иметь зал для общих собраний членов со всеми необходимыми при нем помещениями: гостиной, комнатой для курящих и проч.
В первом этаже со стороны Бассейной улицы и частью Греческого проспекта устроены магазины для сдачи их в наем. Доходами от магазинов и доходами от сдачи квартир в мансардном этаже предполагалось в значительной степени покрыть расходы по управлению и содержанию дома.
Устраиваемые под всем домом подвалы предназначались для помещения в них котлов и приборов центрального отопления, для склада топлива и для устройства кладовых. Часть подвалов отдавалась магазинам под подсобки и кладовые.
Парадные лестницы спроектированы с просторными и светлыми вестибюлями и с особыми уборными для приходящих. При каждой парадной лестнице отводятся помещения для швейцаров, состоящие из двух комнат. На черных лестницах в каждом этаже устроены металлические балконы для чистки и проветривания платья. На первом этаже предусматривались помещения для служащих в доме: квартиры старшего дворника, младших дворников и истопников, домовая контора и проч.
Жилой комплекс построен в стиле Модерн. Но особый интерес ему придают элементы декора с ассирийскими мотивами. На стенах — многочисленные рельефы, лаконичные и геометризированные — выполнены по рисункам арх. В. Н. Пясецкого.
П.С. В тексте исользованы материалы с сайта http://www.citywalls.ru/house616.html?s=84mevd6afl7fbqqke3v0dh2om3 .
Нашел в интернете материал, где ассирийские мотивы скульптур ставятся под сомнение:
"Бареьеф, представленный на фото, украшает угол бывшей Бассейной улицы и Греческого проспекта (который, кстати, только в 1912 г. продлили и соединили с Парадной улицей) над огромными окнами первого, магазинного этажа.
Фигура представляет собой мускулистого молодого мужчину, который сидит в напряженной позе, от чего особо рельефно выглядит развитая мускулатура. В руке мужчины сосуд типа кратера. На голове стилизованный парик.
Автором барельефов принято считать Н. Васильева, но есть предположение, что барельефы выполнил В. Пясецкий, который впоследствии проживал в доме.
В манере выполнения барельефов есть явное следование работам В. Кузнецова (Невский пр., 21 и 44; Б. Морская ул., 3-5 и др.). Однако композиции Кузнецова менее динамичны и рельефны.
И, конечно, совершенно не выдерживает никакой критики версия об "ассирийских" и "древневосточных" мотивах в декоре дома (как присутствует во всей литературе). Будчи профессором философии, я сразу понял, что это греческая манера (только в ней изображалась развитая мускулатура и обнаженное тело). После консультации у известного историка-востоковеда В.П. Никонорова я узнал много нового о древневосточных рельефах.
Барельефы дома выполнены в свободной и эклектической манере, где вольно смешаны античные формы и мифологические источники (причем из двух разных мифологий). Это именно барельефы модерна - творческие интерпретации, а не копии и подражания, что и делает их оригинальными произведениями неоклассического декоративного искусства."
Взято здесь https://vk.com/club142949798 .