Этот особняк среди других роскошных домов на Большой Морской не выделяется. На фоне других выглядит весьма простовато. Двухэтажное здание желтого цвета с эркером… Пройдешь мимо и даже не задержишь взгляд. Ну, разве что на двери обратишь внимание.
Этот особняк среди других роскошных домов на Большой Морской не выделяется. На фоне других выглядит весьма простовато. Двухэтажное здание желтого цвета с эркером… Пройдешь мимо и даже не задержишь взгляд. Ну, разве что на двери обратишь внимание.
Но, этот дом словно шкатулка с драгоценностями, таит в себе потрясающе красивые, можно даже смело сказать дворцовые интерьеры. И вот как раз в этот особняк я настойчиво рекомендую зайти. Сделать это можно с экскурсией.
И перед вами откроются роскошные интерьеры одного из самых интересных зданий Петербурга — особняка Половцова на Большой Морской, 52. Десятки видов дерева и мрамора, золото от пола до потолка и яркий шелк на стенах…
Кто же такой это Половцов, что мог позволить себе поистине роскошные дворцовые интерьеры? Архитектор? Ведь второе название особняка — Дом архитектора. Давайте разбираться.
Сначала участок был не застроен и переходил из рук в руки. В первой четверти XVIII века участок, на котором расположен особняк, принадлежал Гавриилу Ивановичу Головкину, государственному деятелю и сподвижнику Петра I. Первая капитальная одноэтажная постройка появилась здесь в 1753 году, к концу века она прирастает еще одним этажом.
С начала XIX века особняк переходит к князьям Гагариным, в 1835–1836 годах дом полностью перестраивается под руководством архитектора Александра Христофоровича Пеля. Мастер известен нам как автор проектов множества петербургских зданий, а также как помощник зодчего Огюста Монферрана, возводившего Исаакиевский собор.
Много архитекторов приложило руку к этому особняку. Но Пеля стоит выделить особенно. Именно он переносит вход и главный фасад со стороны Мойки на Большую Морскую.
В 1864 году у сына князя Гагарина особняк, в качестве приданого, приобрел барон Штиглиц. Думаю, что многие кто был в Питере знакомы с этой фамилией. Да, это именно тот самый финансист и меценат, который завещал свое состояние на постройку Училища технического рисования, впоследствии Академии Штиглица. Но приобретает он его не для себя.
У барона родных детей не было. Точнее был родной сын, но он умер в младенчестве. И вот однажды, теплым июньским вечером 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, в кустах сирени была найдена девочка. К ней крепилась записка с пояснением, что имя девочки — Надежда, отчество — Михайловна, а крещена она по православному обряду. В подтверждении на шее младенца висел дорогой золотой крестик с крупной жемчужиной. Есть версия, что это внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича, т. к. интерес к участи ребенка выразил император Николай I. Девочку оставили в семье и воспитывали как родную. Фамилию же дали Июнева, в честь месяца, когда все так прекрасно сложилось.
Именно для своей приемной дочери Надежды Михайловны Июневой, в качестве приданого и приобретает этот особняк барон Штиглиц. Вот тут-то в истории особняка появляется фамилия Половцова. Т. к. он становится избранником богатой невесты Надежды, а впоследствии владельцем особняка и мужем. По свидетельству Александра Александровича Половцова приданое составляло сумму в 16–17 миллионов рублей.
Громадное приданое жены Александр Половцов преумножил: купил землю и построил крупнейший на Урале металлургический завод, названный в честь жены Надеждинским, организовал бумагопрядильное и ниточное производство в Петербурге, держал винокуренные и мукомольные фабрики в Тамбовской и Воронежской губерниях. И при активно занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы. В частности, поддерживал и развивал Училище технического рисования — ту самую Академию имени Штиглица, в которую я запланировала экскурсию. Покупал для Училища поизведения искусства, редкие издания. Ему это нравилось, он не раз говорил, что ради процветания России делать это должны все состоятельные люди, и вовсе не за чины и награды (хотя наград у него хватало).
Александр Половцов был незаурядной личностью, его заслуги перед отечественной историей трудно переоценить. В 1865 году по его инициативе было создано Русское историческое общество, к работе в котором ему удалось привлечь крупных историков — С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова и других. Под руководством Половцова с 1866 по 1909 год было издано 128 томов «Сборников Русского исторического общества». В Сборниках опубликованы важнейшие документы по истории России. Изданы дипломатические документы, относящиеся к нашей истории и хранящиеся в заграничных архивах. Сейчас без этих Сборников не может обойтись ни один историк.
Кроме того на свои собственные средства издавал энциклопедию выдающихся русских деятелей — «Русский биографический словарь». До революции было издано 25 томов, Словарь содержит почти 15 000 биографий.
Ну, вот мы и выяснили — Александр Половцов был государственным деятелем. Причем же здесь второе название Дом архитектора. А это еще одна страница истории особняка. С 1934 года этот особняк сдается в аренду Ленинградскому бюро союза архитекторов, которое до сегодняшнего дня занимает помещения первого этажа — личные покои хозяев. Второй этаж был парадным у Половцова. Парадным он остается и до сих пор.
Но вернемся к особняку. С течением времени дом Половцова неоднократно перестраивался, изменения вносились и в интерьеры. Изменения начались еще при прежних владельцах Гагариных, которые не скупились на его отделку, из Италии везли отделочный материал — белый мрамор. 25 лет этими работами руководил племянник знаменитого художника Карла Брюлова, архитектор Н. Ф. Брюлло при участии И. П. Ропета. Он изменил внутреннюю планировку, модернизировал водопроводную, канализационную и отопительную системы. Благодаря Брюлло был создан уникальный интерьер Дубового зала в стиле эпохи Возрождения, который был в те времена библиотекой. Опять-таки из Италии были выписаны резные встроенные книжные шкафы, выполненный флорентийскими мастерами XVI века камин из сиенского желтого, генуэзского зелёного, коричневого с прожилками мрамора.
После смерти Н. Брюлло работами по реконструкции особняка руководил М. Месмахер. Он завершил парадную лестницу, Белый зал, с его необыкновенной красоты наборным паркетом, на инкрустацию которого пошло больше 30 пород ценнейшего дерева, сохранившимся до наших дней и создал Бронзовый зал. В 1887 году им был разработан проект, объединивший в едином стиле необарокко дворовые фасады.
Т. е. в разный период времени в перестройке дома принимали участие именитые мастера. И каждый из них относился бережно к сделанному до него.
Все что здесь можно увидеть во время экскурсии — это подлинный 19 век. Здесь никогда ничего не меняли в отделке. Здесь работали только реставраторы. Реставрация была 1948 году после войны, в 80-х годах, в 2018 году закончилась третья реставрация.
Парадная лестница и вестибюль приобрели свой нынешний вид не сразу. При Гагарине сделали ступени и перила из мрамора, а при Половцове стены оформили в стиле необарокко.
Начинается экскурсия с каминного зала,
а затем продолжается анфиладой гостиных, расположенных вдоль Большой Морской. И первая — это Зеленая гостиная. Она оформлена в стиле рококо Людовика ХIV. Следующий зал — Эркерная. Более камерное помещение.
Эркерная и Зеленая гостиные хранят воспоминания о приемах больших маленьких (камерных). В эркирной Надежда Половцева принимала гостей, но не более 3 человек, в виду каерности помещения. По старинным фотографиям можно судить о роскоши интерьера: стены были драпированы шелком, расшитым золотом, по периметру эркера стояли розовые розы, а сама комната была обставлена мягкой мебелью. Барочный камин определил оформление декора падуги потолка.
Если же на прием приходило больше гостей, то все перемещались в более просторную соседнюю Зеленую гостиную.
В Малиновой гостиной сохранился подлинный штоф XIX столетия. Белоснежный потолок, будто фарфоровый, контрастирует с цветом стен. Ткани и стекло утрачены безвозвратно, их было почти невозможно сохранить. Реставрация позволила вернуть подлинный, сочный малиновый цвет стен.
Ореховые резные двери также сохранились.
Так же стоит обратить внимание на оконную фурнитуру — она оригинальная и еще помнит руки хозяев особняка.
Как только приглашенные на прием были в сборе, свои двери открывал Белый зал. Белый зал поражает своим блеском и роскошью, которую он сохранил до наших дней благодаря тому, что каждый последующий архитектор бережно относился к сделанному до него.
В декоре ведущее место занимает музыкальная тематика, потому что здесь гости танцевали. В отделке использовано сразу три оттенка золота — оливковый, желтый и белый. Во времена Половцовых можно было увидеть еще и роскошные бра напротив зеркал. В конце XIX века все стили уже были придуманы: и классика, и рококо, и барокко, архитекторы начали смешивать приемы. Сформировалась эклектика — именно ее отобразил в себе этот богато украшенный зал: китайские драконы, маскароны Людовика XIV, мраморные наличники.
Белый зал был торжественно открыт к женитьбе сына Половцовых — Александра, который был офицером, членом АН Юридического общества. В 1890 году он женился на Софье Паниной. Посажёным отцом на свадьбе был сам император Александр III. В своих воспоминаниях современники называют Белый зал «нарядный зал Луи XV», своей роскошью он мог сравниться лишь с интерьерами французских дворцов: аллегорическая живопись пятичастного плафона, обрамляющая картины вычурная лепка с позолотой, орнаменты в стиле рококо с выпуклыми барельефами.
С плафона спускаются две изумительные хрустальные люстры с дубовыми листьями на трёхъярусных кронштейнах. В каждой люстре молочного стекла 72 свечи с лампами «миньон», которые были впервые зажжены в день свадьбы Александра Половцева. Зал украшают двустворчатые двери с позолоченной лепкой и наличниками, облицованными розовым итальянским мрамором. Н. Ф. Брюлло завершая работу над залом, бережно сохранил плафон, начатый художником Р. И. Кузьминым и законченный знатоком французского стиля 18 века Г. Э. Боссе.
Он также встроил в зале эркер между огромными окнами, который расширил зрительное пространство зала.
В Белом зале устраивались балы и танцы. А где же был размещен оркестр? Здесь есть балкончик…
но он всего лишь прикрывает акустическую нишу, ведущую в нотную библиотеку, где и располагался оркестр.
Малая нотная библиотека оформлялась с особым трепетом. На антресолях располагались музыканты.
Помещение нотной библиотеки (библиотека Оппенора) было оформлено Людвигом Христофоровичем Маршнером. Здесь можно увидеть фамильный герб семьи и монограмму Половцовых: две буквы «а» — дочь Анна и сын Александр, «н» — Надежды, дочь и мать, и буква «п» — Петр.
В доме есть портретная комната, дверь в нее ведет из нотной библиотеки. Но к сожалению для экскурсии она недоступна, т. к., если я ничего не путаю, то здесь сейчас храниться архив бюро архитекторов. А при хозяевах в портретной находились портреты жены А. А. Половцова, Надежды Михайловны, а также их четырех детей: Анны (1862–1917), Надежды (1865–1920), Александра (1867–1944) и Петра (1874–1964). Портреты были написаны французским художником Каролюс-Дюраном (1838–1917). Сейчас этот портретист известен только специалистам. Его работ нет ни в одной картинной галерее Европы, потому что он был самым дорогим и востребованным портретистом XIX столетия, писал портреты только самых богатых и известных людей своего времени. Поэтому практически все его работы есть только в частных собраниях. Сейчас в Эрмитаже можно видеть портреты Надежды Михайловны Половцовой и Анны Александровны Оболенской (Половцовой).
С портретом связана интересная история, но я не буду отнимать хлеб у экскурсоводов… Приходите на экскурсию и вы все узнаете, а так же увидите все эти роскошные интерьеры своими глазами. Если вы решитесь посетить эту экскурсию, то из уст гида услышите просто огромное количество интересных фактов о владельцах здания.
А нам еще предстоит посмотреть два великолепных помещения этого особняка.
Первое — это библиотека или Дубовый зал. Зал оформлен в готическом стиле: дубовые двери, декоративный потолок с кессонной лепкой, массивная бронзовая люстра кадильной формы.
В центре библиотеки камин XVI века флорентийской работы, а над ним — скульптуры XIX века, что представляет собой причудливое слияние абсолютно разных и далеких друг от друга столетий. Здесь есть необычная, но совершенно неудобная лестница, ведущая на антресольный этаж. Собрание книг создавалось на протяжении многих лет, однако Союзу архитекторов полки были переданы уже пустыми — куда оно исчезло, неизвестно.
Этот зал единственный пострадал во время Великой Отечественной войны. Тем не менее, его художественной ценности это не умаляет.
Банкетный бронзовый зал сделан Максимилианом Егоровичем Месмахером. Площадь зала — 165 квадратных метров, высота — 10 метров.
Этот зал был одним из первых в Петербурге имевшим электрическое освещение. Кроме того зал имел естественное освещение через световой фонарь-плафон. Точно такой же, но гораздо больше можно увидеть в Академии Штиглица. В советское время здесь был кинозал, поэтому световой фонарь был закрыт. Сейчас всё восстановлено как было.
Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств — живопись, скульптура, архитектура, музыка.
Четыре двустворчатые двери уникальны.
Они украшены в технике маркетри (инкрустация по дереву, вид мозаики), которую обычно использовали для мебели.
Бронзовый зал — настоящая шкатулка с драгоценностями. Весь интерьер отделан мрамором и бронзой.
Сегодня в Бронзовом зале каждый ценитель прекрасного сможет насладиться звучанием классической музыки. Во время экскурсии мимо нас прошли музыканты, готовится к вечернему выступлению.
Для артистов уникальная возможность собрать своих слушателей в необычном, нестандартном месте — где каждый присутствующий будет объят музыкой и красотой, совсем не будничное место.
Напоследок нам был продемонстрирован паркет.
Паркеты в этом зале, а еще Белом зале и малой нотной библиотеке — подлинные, отреставрированные.
Кстати, здесь периодически проходят не только концерыт, но съемки: свадеб, клипов, фильмов и сериалов.
Как попасть в особняк:
С экскурсией — их проводят каждые выходные несколько раз в день. Стоимость билета — 800 рублей. Билеты продают только через партнеров — на кассире, который берет еще дополнительную комиссию в 80 рублей.
Удивительный по красоте особняк ищите по Большой Морской, 52 в самом сердце Петербурга, недалеко от Исаакиевского собора. За скромным и неброским фасадом вы найдете великолепные интерьеры, чудом пережившие революции и войны.