Крейсер «Аврора» — второй корабль русского военно-морского флота, носящий это имя. Предшественником крейсера был фрегат «Аврора» — один из последних представителей ушедшего в прошлое парусного флота. Трехмачтовый парусный фрегат «Аврора» построен в 1835 году на Охтинской верфи в Санкт-Петерурге. Фрегат — герой Петропавловского сражения 1854 года, когда англо-французская эскадра атаковала Петропавловск. При участии фрегата «Аврора» русские войска вынудили англо-французскую эскадру покинуть Авачинскую губу. В 1861 году фрегат был исключен из списка судов Балтийского флота и отправлен на металлолом.
Вид из номера гостиницы "Санкт-Петербург"
Крейсер 1 ранга «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года. Строительство крейсера проходило в Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства под руководством старшего судостроителя Эдуарда Рудольфовича де Грофе, позже его заменил на тот момент младший судостроитель Константин Михайлович Токаревский.
Завершил строительство крейсера Пущин Николай Николаевич. В тот период времени строились три идентичных крейсера — «Паллада», «Диана» и «Аврора». Технические решения в проектах были одинаковыми.
3
Вид с Пироговской набережной
Имя крейсеру дал Император Николай II. В списке возможных имен были также «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан» и «Нептун».
В приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года было объявлено: «Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом Адмиралтействе крейсер 6630 т. водоизмещения наименовать „Аврора“ и зачислить его в списки судов Балтийского флота». Государь-император не знал, какую роль сыграет крейсер в революционном движении по свержению самодержавия!
2
Вид с Пироговской набережной. Легенда и туристы
11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут крейсер 1 ранга «Аврора» благополучно был спущен на воду. Однако, работы по его оснащению проводились до 1902 года. 28 июля 1902 года в 10 часов 20 минут крейсер «Аврора» снялся со швартовов и пошел для проведения испытаний в Кронштадт.
Работы по производству и установке паросиловых установок на крейсере выполняло Общество Франко-Русских заводов
Начались выходы в море для испытания главных и вспомогательных механизмов, артиллерии. 18 сентября 1903 года крейсер завершил свое последнее испытание.
2
Вид с Сампсониевского моста
Крейсер имел следующие характеристики: водоизмещение — 6731 тонна, длина — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра. Для постройки крейсера использовано 175625 пудов (2876738 кг) стали, общая стоимость составила 6400000 рублей.
Вид на кормовую часть крейсера
Первым командиром крейсера «Аврора» (октябрь 1897 года — ноябрь 1897 года) был капитан 1 ранга Молас Петр Павлович, который закончил свою военную карьеру в звании контр-адмирала в 1907 году.
4
Вид на носовую часть крейсера
Для защиты крейсера потребовалось порядка 512 тонн броневой стали, которую заказывали у французской фирмы «Шатильон-Комантри». Толщина броневых плит составляла от 38 мм до 89 мм.
Управление крейсером могло осуществляться из четырех пунктов: боевой рубки, боевого центрального поста, ходовой рубки и кормового мостика.
Боевая рубка
Трап
1
Верхняя палуба
Крейсер был оснащен тремя трехлопастными винтами из пушечного металла, близкого по составу к морской бронзе.
1
Лопасть гребного винта
В качестве спасательных средств крейсер имел два паровых катера, два баркаса, два гребных катера, два 6-весельных вельбота и два 6-весельных яла.
2
6-весельный ял
Паровой катер
Основным артиллерийским оружием крейсера были восемь 152-мм орудий с максимальной дальностью стрельбы до 9800 метров. В дополнение к этому были установлены двадцать четыре 75-мм пушки, восемь 37-мм пушек, две десантные 63,5-мм пушки.
1 из 3
1
Также крейсер был вооружен минными аппаратами — одним надводным и двумя подводными (установленных в носовой платформе). Корабль нес восемь мин (торпед) Уайтхеда длиной 5,18 метра, калибром 381 мм, с дальностью хода до 1500 метров.
1
Баковое (носовое) 152-мм орудие
Стальной корпус крейсера имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую. Посетителям доступны для осмотра верхняя и батарейная палубы. Батарейная палуба реконструирована для музейных нужд и включает в себя девять залов.
1
Жилые помещения команды располагались в батарейной палубе по обоим бортам. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические столы, устанавливались металлические скамейки.
1
Крейсер «Аврора» имел семь якорей — три становых и четыре вспомогательных. Масса каждого станового якоря составляла 4320 килограмм. Длина якорных цепей составляла 320 метров.
Якорное устройство
В носовой части батарейной палубы было выгорожено помещение для корабельной церкви. После 1923 года эта часть палубы носила название «коммунистическая».
В каждом зале раскрывается история легендарного крейсера и его команды. Мне удалось найти данные о 39 капитанах корабля с 1897 года по 1987 год, из них во время службы на крейсере погибло 2 капитана. Точное количество служивных на крейсере остальных членов экипажа не известно.
1 из 3
2
После Крымской войны и отмены крепостного права в России усиленно развивался капитализм, осваивались Приамурье и Приморский край. Попытки России расширить свои рынки в Корее и Манчжурии столкнулись с интересами Японии. Нарастал конфликт между Россией и Японией. 25 сентября 1903 года крейсер «Аврора» в составе отряда кораблей отправился в свой первый поход на усиление морских сил Дальнего Востока. На переходе Кронштадт — Портланд — пролив Ла-Манш — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — Порт-Саид — порт Суэц команда крейсера столкнулась и со штормами, и с многочисленными поломками.
27 января 1904 года командой крейсера были получены известия о нападении Японии на Порт-Артур и гибели крейсера «Варяг». 2 февраля 1904 года был получен приказ о возвращении отряда кораблей с крейсером «Аврора» в Россию, на Балтику. Возвратившись в Россию, корабль включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. После устранения технических проблем крейсер в составе эскадры вновь отправился в поход к берегам Японии. Во время длительной стоянки у острова Мадагаскар с 16 декабря 1904 года по 3 марта 1905 года до эскадры дошли вести о падении Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры. Тем не менее, эскадра продолжила свой путь. 14 мая 1905 года эскадра вошла в Корейский пролив, где ее ожидал японский флот, который значительно превосходил русскую эскадру.
Сражение 14–15 мая 1905 года вблизи острова Цусима закончилось поражением русской эскадры. Из 29 боевых кораблей, 18 погибли. 23 августа 1905 года в Портсмуте был заключен мирный договор между Россией и Японией.
В цусимском сражении от ранения осколками в голову погиб командир корабля — капитан 1 ранга Егорьев Евгений Романович (1854—1905 гг.). Крейсер получил многочисленные повреждения, но остался на плаву. В результате боев погибло 15 членов экипажа, включая командира корабля.
По завершению цусимского сражения старший судовой врач Владимир Семенович Краченко (выпускник Императорской военно-медицинской академии) впервые в истории морской медицины в корабельных условиях успешно применил рентгеновский метод обследования раненых.
После поражения в цусимском сражении крейсер «Аврора» проделал долгий путь на Родину по маршруту: Манила — Сайгон — Коломбо — Алжир — Шербург — Либава — Кронштадт. Во время похода среди младших чинов и матросов начались революционные волнения.
Секстант
Целый год крейсер простоял на ремонте на Балтийском заводе, после чего выполнял учебные и дозорные задачи в Средиземном море и Атлантическом океане.
Механический телеграф
17 июля 1914 года команда крейсера была переведена в полную боевую готовность, а 19 июля Россия официально вступила в Первую мировую войну. Корабль находился в Кронштадте в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского моря. Перед Балтийским флотом была поставлена задача обеспечить оборону своего побережья и прикрыть подступы к Санкт-Петербургу. В кампании крейсер нес дозорную службу, а также участвовал в операции по высадке десанта на Курляндское побережье Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части. Команда «Авроры» успешно отражала атаки немецких самолетов и ни разу от них не пострадала.
В 1916 году крейсер пришел в Петроград на капитальный ремонт. Как во всей России, так и на корабле увеличивалось количество людей, поддерживающих революционные идеи. 28 февраля 1917 года матросы «Авроры» вывели на стенку (пирс) командира корабля Михаила Ильича Никольского и предложили ему нести красный флаг на демонстрацию вместе с рабочими завода. Но командир отказался, за что был застрелян машинистом крейсера.
Амуниция матроса-революционера
1 марта 1917 года был опубликован приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, который объявил о введении выборных комитетов в воинских частях и на кораблях. Судовой комитет «Авроры» был первым на Балтике и вообще на флоте в 1917 году.
25 октября 1917 года в Петрограде революционными силами были заняты мосты, телеграф, телефонная станция, вокзалы и другие стратегические объекты. Последним убежищем Временного правительства стал Зимний дворец. В 21 час 40 минут из носового 152-мм орудия крейсера «Аврора» по приказу военно-революционного комитета был произведен исторический холостой выстрел — сигнал к штурму Зимнего дворца. Защитники Временного правительства прекратили сопротивление.
1
Революционер Петр Иванович Курков (1889-1938 гг.)
После выполнения своей исторической роли крейсер вернулся к заводской стенке Адмиралтейского завода. 30 марта 1918 года революционный крейсер даже пытались взорвать. Были ранены командир и старший офицер корабля.
После завершения гражданской войны крейсер был выведен в резерв, сняты артиллерийские установки. 8 июня 1922 года «Аврора» была передана на длительное хранение Кронштадтскому военному порту. Корабль использовался в учебных целях, на нем проходили морскую практику слушатели Военно-морского училища. 2 ноября 1927 года крейсер был награжден орденом Красного Знамени.
1 из 2
Все последующие годы крейсер продолжал выполнять задачи по подготовке командного состава для флота. Летом крейсер выводился на Восточный Кронштадтский рейд, а зимой возвращался в Ленинград к набережной лейтенанта Шмидта или в Ораниенбаум (Ломоносов).
С первых дней Великой Отечественной войны крейсер огнем своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации, также выполнял функции плавучей базы соединения подводных лодок. После получения многочисленных повреждений крейсер был поставлен на грунт. В 1944 году было принято постановление о ремонте и реставрации крейсера с последующей установкой навечно как памятника у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Кузнецов М.А. Отражение налета германских самолетов кораблями Чудской военной флотилии 22 июля 1941 года на рейде Мустве, 1995 г.
Крейсер отремонтировали и приспособили для обучения морскому делу и привития морских навыков воспитанникам Нахимовского училища (питонам).
В 1948 году после реставрации Краснознаменный крейсер «Аврора» был переведен к месту своей вечной стоянки напротив Нахимовского училища. В 1956 году на крейсере открыли корабельный музей. А в 1960 году корабль был включен в число памятников, охраняемых государством. В 1968 году Краснознаменный крейсер награжден орденом Октябрьской Революции.
1 из 2
2
Петроградская набережная
В качестве «корабля-музея» крейсер два раза отправлялся на капительный ремонт — в 1984 году и в 2014–2016 годы.
Матросы драят швартовную бочку
Сойдя с трапа крейсера, нельзя не обратить внимание на Нахимовское военно-морское училище, названное в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова. Ленинградское училище было образовано на основании приказа Народного Комиссара ВМФ СССР 23 июня 1944 года.
1 из 2
3
Нахимовское военно-морское училище
Здание училища построено в 1912 году как училищный дом имени Петра Великого. Училище великолепно декорировано по эскизам известного российского художника Александра Николаевича Бенуа.
3
Памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову (1802-1855 гг.)
Первоначально в училище брали детей воинов Советской Армии и Военно-морского флота, партизан, партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. В настоящее время в училище обучаются курсанты с 5 по 11 класс.
4
Юный нахимовец
На углу Петроградской и Петровской набережных расположен уютный Нахимовский сквер с фонтаном, который до 2019 года официально был безымянным.
1 из 3
1
Нахимовский сквер
Крейсер 1 ранга «Аврора» — участник русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн. Крейсер — свидетель героизма русских моряков!
Гюйс и крепостной флаг Военно-морского флота России
Адрес расположения крейсера «Аврора»: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная. Время работы крейсера-музея можно уточнить на сайте https://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora