Концерт, на котором я побывала, так и назывался «Шопен на крыше». Оказывается еще раньше здесь уже прошли и другие подобные концерты: был и «Моцарт на крыше» и «Вивальди на крыше»…
Концерт, на котором я побывала, так и назывался «Шопен на крыше». Оказывается еще раньше здесь уже прошли и другие подобные концерты: был и «Моцарт на крыше» и «Вивальди на крыше»…
Вот программа того, что было и того, что будет.
Да! Нравится теперь людям слушать музыку на крышах — примета времени, этакая устремленность к «высокой материи».
На эту крышу, с панорамным видом, меня пригласили, и поскольку за билеты мне не нужно было платить, а возможность обследовать новую крышу открывалась, я не стала противиться своему счастью.
О музыке я думала меньше всего, называя предстоящий вечер так: «мы пойдем слушать Шопена в нечеловеческих условиях».
Шопена я очень люблю — один из самых любимых моих композиторов. Поэтому задачей незнакомых музыкантов было одно — «не разочаровать окончательно» — можно сказать — «я шла потерпеть», гонимая лишь любопытством — что же это за новая крыша!
Интересно, что в реестре типов заведений, крыша HI-HAT обозначается не как концертная площадка, а как «Ресторан на крыше»…
Хотя на самом деле Крыша открывается для посетителей только вечером, и причем только ради того или иного концерта. Бары имеются, конечно, и, кажется, там предлагают неплохие коктейли, но это не мой опыт — я ничего не пила, только слышала отзывы.
Вообще хорошо, что все отзывы о концертах на новой площадке, которые размещены в интернете я прочитала уже после посещения, иначе, возможно и не решилась бы провести вечер именно там, где все «так неславно» — отзывы читала июньские—июльские и всё, как-то, в основном отрицательные.
Итак, после такого плавного «ввода в тему», когда у читателей уже сформировалось впечатление, что сейчас я начну ругаться и негодовать, готова неожиданно опровергнуть мною же сформированное ожидаемое — на самом деле мы с мужем отлично провели вечер!
Конечно, что-то было так, что-то не совсем так… Но готова поделиться своими впечатлениями по-порядку, — главное, что впечатления есть и я их хотела бы сохранить, в том числе и благодаря этому небольшому рассказу с фотографиями, запечатлевшими, тот совсем недавний августовский вечер.
К счастью погода была замечательная. Прозрачная крыша над vip-местами, имелась и, конечно же, при необходимости готова была уберечь от дождя, (хотя от ветра вряд ли спасли бы пледы, которые можно было бы при необходимости, взять для утепления — кто-то все же брал). Но еще раз повторюсь, — мы попали на крышу в теплый летний вечер, и это не могло не радовать, создавая фон для хорошего настроения, которое так ничего и не омрачило.
Фейс-контроль я прошла легко — видимо внушила доверие сотрудникам безопасности, а вот мужу пришлось выпить остатки воды из бутылки — просто как в самолете… но мы ведь и собирались «взлететь на крышу».
В лифте нас ждали (пока муж допивал воду) и очень смуглый африканский парень с широкой улыбкой, — сопровождавший народ в лифте, был терпелив. Вот ведь как изменилось время! Вертинский свободно распевал строку «Лиловый негр вам подает манто», а ныне слово «негр» стало вдруг ругательным, унижающим, компрометирующим, — еще нужно подобрать приличное выражение! Но если во Франции это будет «этнический француз», то у нас получается «этнический русский», — пусть так и будет.
Полет вверх был недлинным, но девушка в уголке большого лифта все же успела нам что-то сыграть на лютне.
Я ее с удовольствием запечатлела, хотя широкая улыбка смуглого парня не получилась — видимо слишком широкая для столь близкого расстояния, — народу в лифте было достаточно.
У двери, ведущей на крышу, нас встретили вежливые девушки в золотых платьях и, глянув на наши он-лайн распечатки билетов, определили степень нашей «виповости».
Самые «виповые» посетители получали желтые браслеты, а вместе с ними лучшие места в центральной зоне, какие-то блага в баре и беспрепятственное движение по всей крыше, поделенной ленточками на отсеки.
Да, кому-то предстояло стоять весь концерт в строго отведенных местах, кто-то мог сидеть в своем «боковом отделении», без возможности увидеть сцену и, кроме того, сидеть под открытым небом, между прочим — хорошо, что не было дождя, а если бы был!
Но к чему сослагательное наклонение, которое ко мне не имело отношения, так как степень моей «высокой избранности» была «налицо»- на лице…, то есть на руке, а погода «шептала».
Я походила по территории крыши, зашла на самую высокую площадку — куда могли пройти только «желтые» и сделала несколько фотографий.
Не могу сказать, что вид на ботанический сад порадовал — огромные древние деревья и фасад главного здания за этими деревьями, — вот и все. Но смотреть вниз «с высоты положения» всегда приятно… Чувствуешь себя «возвышенным». У кого-то вот такое материалистическое понимание «возвышенности» заменяет все другие интерпретации и толкования. Но так было во все времена. Мы разные.
Панорама вдаль тоже оказалась не особенно «панорамной» — трубы, краны, — портили впечатление, но что же! Это и есть жизнь… А кроме того, кое-где все же проглядывали силуэты красивых строений Петроградской стороны.
Как вы чувствуете, я была настроена философски, с оттенком возрастной усталости от «всезнания» концертных и некоторых прочих бытовых неурядиц, готова была их великодушно прощать, но лишь немного опасалась за любимого мной Шопена, который должен был прозвучать.
Концерт предполагал исполнение фортепьянных произведений пианистом Лексом Григорьевым.
А также, как бы в диалоге с оригинальными творениями, ожидались джазовые обработки на произведения того же композитора, в исполнении трио «Добрый вечер», в составе: Станислав Чигадаев (фортепьяно), Григорий Воскобойник (Контрабас), Петр Михеев (ударные).
Сразу могу сказать, что музыканты хорошие — талантливая творческая молодежь. Некоторые джазовые обработки несомненно удались!
Однако о какой тонкой фразировке и нюансировке можно было говорить, когда столь поэтичные произведения Шопена должны были звучать в «электрическом тембре», причем «достичь ушей» не только тех, кто сидел перед сценой, но и в боковых отсеках!
Концерт — это всегда триада — композитор-исполнитель-слушатель. Композитор был, музыканты были, а вот слушатели, хоть и собрались, но, кажется, не на ту площадку. Одни хотели бы слушать Шопена, но не могли получить желаемое в «предлагаемых обстоятельствах». Другие не хотели слушать и не умели, мешая остальным. Публика была почти вся «не джазовая», а для импровизации соучастие слушателей — важное условие.
Шопен же в оригинале противился электрическому звуку.
Таким образом, когда я читаю в интернете отрицательные отзывы о плохом качестве звука на концерте той же группы «Зимовье зверей» и о прочих неустройствах, замеченных привередливой публикой на других концертах, я вспоминаю шум у барной стойки во время исполнения Шопена (!) Когда люди просто разговаривали «в голос», не обращая никакого внимания на музыку.
Музыкантов жалко. И как нужно играть перед такими слушателями!
«Каков вопрос — таков ответ». Я разглядела хороших музыкантов, даже порадовалась исполнению некоторых произведений, но решила не задаваться вопросом: почему это должно звучать именно на крыше. Почему… Вопрос этот — риторический.
Конечно, музыка в тот вечер играла очень-очень «прикладную» роль для как бы экзотического пребывания в особом пространстве — как бы «над городом».
Актеры-мимы старались — тоже развлекали народ.
Бармены работали, «Как бы слушатели», главным образом фотографировали и фотографировались, — главная забава современности.
Но ведь так было и во времена Листа, и во времена Шопена. Просто поменялись декорации, но люди остались те же.
А вечер был теплый, а музыканты были молодые и задорные, с чувством юмора, и играли они, и импровизировали очень неплохо и могли бы, наверное, исполнять те же произведения великолепно, но в других условиях, просто спустившись в концертный зал с хорошим роялем.
Таким образом, можно сказать, что крыша HI-HAT в хорошую погоду, может стать очень приятным местом времяпровождения, под какую-то фоновую музыку (вот как та импровизация на саксофоне, перед началом концерта).
Тогда, кажется, все встанет на свои места.
Ну, а я ничуть не жалею, что побывала в тот вечер на крыше, и послушала музыку в том виде, в каком она долетела до меня, с теплым ветерком, чуть-чуть тронув сердце. Но разве этого мало!
Адрес крыши Аптекарский 4, метро Петроградская. Сайт Крыши HI-HAT http://hihat-rooftop.com/
Вход здесь — предлагаю фото, потому что сама вначале зашла во двор, но следует заходить в левую дверь.
Приятного времяпровождения по новому Петербуржскому адресу!