Промышленный туризм сегодня достаточно востребован. Поэтому даже крупные исторические центры России не игнорируют данное направление. Например, в Санкт-Петербурге уже есть 9 заводов, которые приглашают на экскурсии в свои производственные цеха. Еще больше об достопримечательностях и музеях Санкт-Петербурга можно узнать на сайте spb-guide.ru, например о Смольном, Эрмитаже, Петергофе.
Правда, попасть на территории заводов не очень-то просто — сначала нужно получить специальное разрешение от руководства, что, в свою очередь, отнимает много времени. Тогда как традиционные достопримечательности Санкт-Петербурга подобным «бюрократизмом» не обременены. В общем, эксперты туриндустрии считают, что развитие промышленных туров — удовольствие сомнительное, к тому же — дохода как такового особо не принесет.
Но организаторы туров придерживаются иного мнения. Для них это в большей степени имиджевый проект, возможность еще раз заявить о своем предприятии и привлечь к себе внимание. Поэтому входной билет на территорию завода зачастую выполняет функцию бесплатного пригласительного билета, а целевая аудитория здесь — учащиеся школ и ВУЗов.
Насколько таким образом повышается престиж отрасли — пока не ясно. Но, например, на заводе Hyundai убеждены — вероятность того, что студент, увидевший своими глазами новинки корейского автопрома, решится после окончания учебного заведения прийти сюда работать — велика. Правда, «человек с улицы» сюда не попадет. Возможности у предприятия ограничены, всех желающих на экскурсии принять здесь не могут.
Сегодня в список промышленных достопримечательностей Питера попали Северная верфь, завод «Балтика» (здесь есть свои ограничения — допускаются только лица старше 18 лет), завод Coca-Cola, «Императорский фарфоровый завод», Петродворцовый часовой завод «Ракета», кондитерские фабрики «Метрополь — Север» и «Фабрика Крупской» и др.
До прошлого года туристов охотно приглашали на завод «Чупа-Чупс», но потом прекратил экскурсии.