Музей Автотранспорта Ленинграда (Центр истории Автотранспорта Ленинграда петербургского «Пассажиравтотранса») представляет собой уникальную коллекцию автобусов (пожалуй даже более богатую чем Московская) и автомобилей, расположенную в знаковом месте — Автобусном парке № 1. Множество из показанной техники участвуют в прошедшем сегодня параде ТранспортФест (18.05.2024).
Экскурсию великолепно провел Денис Валерьевич, за что ему отдельное спасибо (часть экскурсии можно посмотреть на видео)
В музей можно попасть бесплатно по предварительной записи, ссылка будет в посте ниже.
Несмотря на то, что музей создавался как «Музей автобусов», история сложилось так, что в музее нашли убежище и приют многие экспонаты, например из недавно разгромленного Музея ЗИЛа в Сокольниках.
Музейный проект в Пассажиравтотрансе начинался с классческого музея артефактов и фотографий, но без самих автобусов, а назывался «Музей автотранспорта Ленинграда» как собственно я его и называю. В конце 90х музей стал пополняться натурными образцами, в разном состоянии, часть из которых была восстановлена.
Например вот этот ЗИЛ-155Г который был пригнан аж из Ставрополя и является единственным сохранившимся экземпляром ЗИС-155 такой модификации, о чем даже был получен сертификат.
Пускают посидеть и внутри части автобусов. У ЗИЛ-155Г есть и своя история — водитель автобуса Юрий Мальцев в Ставрополе при выходе на пенсию выкупил списанный автобус на котором проработал много лет, поставил у себя в огороде и поддерживал его состояние как мог 27 лет. В 2010х на автобус обратили внимание многие коллеционеры, но Юрий продал по меньшей цене автобус в музей, где его уже восстановили до состояния лоска.
Есть в музее и другой пример отличной реставрации — это Икарус 55 Люкс. Автобус ленинградский и работал в этом же Автобусном парке № 1 где сейчас находится музей до 1978 года. Потом успешно работал бытовкой на берегу Финского залива.
Сначала в 2005 году силами парка было произведено восстановление автобуса, в процессе которого родной двигатель и КПП были выброшены, а взамен установлены дизельный двигатель ММЗ Д245 с механической коробкой передач.
В сентябре 2006 года автобус успешно участвовал в праздничных парадных выездах, посвящённых 80-летию открытия автобусного движения в Санкт-Петербурге, а затем канул в небытиё, и вспомнили про него только при образовании музейной бригады ГУП «Пассажиравтотранс» в 2014 году, для которой он стал первым важным проектом.
Оценить масштаб работ можно по фотографиям выше.
А вот ЗИС-154 нуждается в реставрации, после того как был замурован в дачном доме, но думаю что уже через пару тройку лет он будет радовать публику своим лоском.
Внутри автобуса пока так.
Площадь ангара пока не позволяет выставить и половину коллекции, но по словам Дениса Валерьевича к концу 2024 года планируется перегнать коллекцию в отреставрированный ангар, где будут представлены и известные там всем ИкарусыЮ Лиазы и прочие легенды дорог СССР, но пока в ангаре собрались уникальные и особо ценные образцы часть из которых уже уехала «чистить перышки» перед парадом.
Например литовская Магнолия, автобус — телевизионная станция, выпущенная малым количеством экземпляров, уцелевшая на курганской телестудии. Машину чуть было не купили в Кургане, чуть ли не под перевозку арбузов, но спасли!
Зубоврачебный кабинет на базе Ikarus-630, ласково названный «Зубодёром» прибыл в музей из казахского Костаная. И Магнолия и Зубодер передвигались вместе с генератором в прицепе.
А это Skoda 706 RTO, станция переливания крови, не очень ласково названный «Кровососом». Несмотря на непрезентабельный вид автомобиля внутри все сохранилось в идеале. Данный экземпляр был выпущен в 1964 году и работал как стандартный междугородний автобус, но в 1965-м в Челябинской области его переоборудовали в станцию переливания крови.
Вот этот Икарус-280.33 выпуска 1987 г.в. является распиленной «гармошкой». После завершении эксплуатации ему демонтировали половину салона и переоборудовали в автобус техпомощи. По словам Дениса Валерьевича таким образом поступали со многими экземплярами икарусов подарив им второе призвание.
А это ЛАЗ-699Н «Наташка» единственный «Лев» который представлен в ангаре (а в запасниках как минимум еще 3 автобуса). Данная машина приехала из Ижевска, проработав на комбинате даже не выезжая в город.
Коллекция разнообразных «Барбухаек» — автобусов сделанных на шасси грузовиков. На данной фотографии КаВЗ 3270
Таджикистан 3205
ПАЗ 651
РАФ 251
Музей также постоянно пополняется новыми экземплярами, эти два автобуса пригнали буквально «вчера» из Пскова.
Музей мне очень понравился, очень надеюсь что в скором времени экспозиция получит больший ангар что позволит выставить большее количество экспонатов. И обязательно посещу еще раз данный музей через годик-два. Иногда даже жалко что даже потенциально наш московский, планируемый к открытию музей Транспорта будет сильно ограничен в размерах экспозиции ввиду ограниченности гаража Мельникова.
Записаться в музей можно по ссылке https://vk.com/@busmuseum-zapisatsya-v-muzei Прочитать про автобусные истории за автороством Дениса Валерьвича на сайте — http://www.kupsilla.ru/articlex.htm