Давно собиралась в Музей Христианской Культуры в Санкт-Петербурге, что считается новым, ибо был открыт лишь три года назад. Действительно, для музея срок совсем небольшой. Поскольку в интернете музей отрекламирован всесторонне и грамотно, а кроме того, реклама прошла и на моем родном сайте «Туристер», у меня не было сомнений в необходимости знакомства. Конечно, дело не только в рекламе — меня заинтересовало содержание музея, но грамотная реклама только разогрела мой интерес и это обстоятельство я хотела бы отметить с чувством удовлетворения.
3
Должна признаться, что, несмотря на интернетовскую подготовку к просмотру, меня ждало настоящее открытие, побудившее испытать восхищение. Коллекция музея, ее подбор, систематизация, презентация экспонатов, условия размещения — все не просто порадовало, но вдохновило.
Вообще-то слово «вдохновение» — это от «дыхания», но сейчас, вспоминая свое хождение по залам, стучится и еще одно слово — отдых! Не могла расстаться с музеем, устала, конечно, но хотела бы предупредить будущих счастливых посетителей — не надейтесь уложить все знакомства и впечатления в одно посещение, даже если вы посвятите этому посещению весь день. Это невозможно. Музей настраивает на самый серьезный разговор, так что будьте к этому готовы.
7
(Иоанн Креститель с Агнцем Божиим.XVIII век. Западная Европа. Мрамор.)
Вот из этого замечания, что запечатлелось «вскользь», следует и жанр моего первого рассказа о музее, которое могла бы охарактеризовать как предварительный обзор. В будущем я непременно расскажу о каждой тематической коллекции, которые собраны в одиннадцати залах.
Конечно, у меня было много вопросов об истории создания музея, о шедеврах искусства, представленных на обозрение посетителям:
Что! И вправду иконы древнего письма, те, что мы почитаем как святыни?
И вправду Рафаэль? Тинторетто? Рубенс? Рембрандт? Неужели подлинники!
Думаю, что после этих моих вопрошений, многие подвинули стулья поближе к компьютеру и также захотели узнать о музее побольше.
3
(Брак в Кане.
Нидерландская школа. Франс Франкен старший. XVI в. Холст, масло)
Есть на Рижском проспекте 9 замечательный храм, освященный во имя преподобномученика Андрея Критского. Этот храм давно славится не только своей красотой, замечательными службами, но и своей значительной просветительской деятельностью, а также музеем, в котором издавна хранились древние святые иконы. Храм этот был подворьем Константино-Еленинского женского монастыря, о котором всегда имел попечение один из выдающихся современных меценатов (ктитор). Не буду называть его имя, дабы не отнимать у Бога похвалу.
В определенное время собранию реликвий и художественных артефактов захотелось иметь более просторное помещение, которое было построено почти что напротив храма (переулок Лодыгина 5).
Именно в этом здании на двух этажах (второй и третий) и расположился музей.
Остальные помещения отданы под различные нужды православных организаций, хотя имеется и ресторан, и гостиничные номера, но функционируют ли они в настоящее время, я не уточнила. В этом здании располагается и подворье Константино-Еленинского монастыря, а потому на плане здания обозначены кельи монахинь.
Однако начнем путешествие по музею!
1
Как бы ни было увлекательно художественное путешествие, оно начинается с прозаичной покупки входных билетов.
Цена входного билета 400 рублей, но если вы хотите посетить зал Фаберже и Итальянский зал, то прибавляется еще по 200 рублей. Как везде есть и льготные билеты, и список льготных категорий граждан, как правило, сейчас во всех музеях одинаковый. Однако мне несказанно повезло, и я нечаянно попала на тот единственный день месяца, когда все залы музея доступны по цене 100 рублей.
Сами понимаете — мне захотелось осмотреть все экспозиции, чтобы иметь общее представление, и кроме того возлелеять мысль о повторном посещении (или посещениях), чтобы насладиться в полной мере самыми любимыми и проникновенными экспонатами, которые встретились.
Конечно, не хочется называть иконы «экспонатами», тем более, что они хотя и живут в музее, но всегда готовы его покинуть, чтобы переместиться в храм, на службу. Это обстоятельство особенно погрело душу.
На втором этаже расположено пять залов, на третьем этаже шесть. Зал Фаберже и Итальянский зал доступны в конкретное время, указанное в вашем билете.
Поскольку мое время посещения зала Фаберже было в 12 часов, а Итальянский зал был готов ко встрече со мной в 13 часов, выбора, как распланировать экскурсию, у меня не было — начала с Фаберже, а потом перешла к итальянцам и только затем пошла по плану, который предоставляется посетителям в виде напечатанного проспектика.
Итак, знакомство именно с христианской культурой пришлось немного отдалить.
Зал Фаберже не очень большой. Несколько ступенек вниз и мы оказываемся в салоне иной эпохи. Я бы отметила три направления, представленные в зале.
2
1. Работы, выполненные современниками Карла Густавовича, которые старались подражать изделиям знаменитой фирмы. Они копировали стилистику, манеры мастеров Фаберже, но все же, не достигали уровня мастерства тех исполнителей.
2
2. Работы мастеров фирмы Фаберже.
3
(Миниатюрные пасхальные яйца-подвески. Москва. Конец XIX — начало XX вв.
Золото. Серебро. Алмазы. Драгоценные и полудрагоценные камни. Эмаль по гильошированному фону
3. Деятельность фирмы в период Первой Мировой войны.
1
Неожиданная экспозиция с уникальными не художественными, но историческими артефактами
1
Гильза для снаряда образца 1915 года. Фирма Фаберже.1917 г. Латунь.
Ручная граната Рдултовского образца 1912 года. (РГ-12). Фирма Фаберже. Московская Серебряная фабрика 1914—1917 гг. Металл.
Следующим залом моего знакомства с музеем стал зал 1 — Итальянский зал.
3
Здесь представлены работы итальянских мастеров от раннего Возрождения до так называемого Высокого.
Оригинальные работы на религиозные сюжеты Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Рафаэля…
5
1
Алтарные образы и картины — истинные шедевры звали к более пристальному изучению и предстоянию.
5
(Св. Мария Египетская.
Пинтуриккьо ди Бетто ди Бьяджо 1454—1513 гг.
Умбрийская школа. Дерево, темпера)
Глубокий синий цвет стен и мягкая подсветка, особенно хорошо выделяют представленные работы прославленных мастеров. Знакомиться с картинами в этих условиях одно наслаждение. А вот фотографировать в темных залах непросто — нужно подготовить технику. Зато никаких бликов! Можно сказать, что почти никаких световых помех, что, конечно же, хорошо.
6
(Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и св. Себастьяном.
Святое собеседование. Начало XVI в. Дж. Беллини и мастерская.
Венецианская школа)
Зал 2 на втором этаже называется «Равноапостольный Константин Великий. Искусство первых веков христианства и Византийской империи».
4
В интернете музей позиционируется как инновационный — вот любят у нас это словечко. Если сказать проще, то в музее должны использоваться новейшие технические достижения. Именно в зале, посвященном первым векам христианства, мне приглянулся электронный стенд. При помощи этого стенда можно хорошо «сорентироваться на местности», увидеть библейские места на карте и представить исторические события в их логистическом отображении.
1
Здесь представлены предметы ювелирного, декоративно-прикладного искусства, монеты, иконы.
2
Мы помним, какое место занимал Крест (видение царя Константина) в его житии.
1
(Церемониальный крест. Византия. IV век. Железо)
Поскольку я пошла не по плану, предлагаю вашему вниманию краткие характеристики других тематических залов.
Так русская икона и святыни России расположились в нескольких залах.
5
(Господь Вседержитель. Начало XX в. Москва. Дерево. Темпера.)
Зал первый на третьем этаже — это Небеса в культуре Русского Севера.
Основу составляют пять больших икон: образ Христа Вседержителя и четыре Ангела. Так называемый комплекс «Небес» — это особая конструкция потолочного перекрытия деревянного храма.
Зал третий на третьем этаже так и называется Святая Русь. Святые и святыни России (175 икон!)
2
(Возложение тернового венца. Конец XIX — начало XXвв.
Центральная Россия. Дерево, масло)
О преемственности напоминает Второй зал, посвященный Византийским святым. Это истоки русской иконописи.
Тоже третий зал, но только на втором этаже называется Русская икона. Образы Ветхого и Нового заветов.
Поднимаясь на третий этаж вы, конечно же, остановите взгляд на двух полотнах Рубенса (св. Петр и св. Павел).
2
Фламандская и голландская живопись (XV—XVII вв.) экспонируется в вестибюле третьего этажа.
6
(Мадонна с младенцем на троне со святыми и ангелами.
Поклонение пастухов. Вознесение Марии.
Круг Якоба де Баккера (ок.1540–1590)
Дерево, смешанная техника.)
5
(Портрет Рубенса.
Антонис ван Дейк. Холст. Масло)
Не покидая третий этаж можно прикоснуться к русской религиозной живописи XIX — XXвв. Здесь тоже все родное.
2
И хотя грандиозный по масштабу подлинник Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее, здесь экспонируется тоже авторская копия.
6
Зал шестой на этом этаже называется «Николай II: Семья и престол».
4
(Портрет Государя Николая Александровича.
Серов В.А. 1907 г. Холст, масло)
Как известно, семья последнего русского царя и он сам были причислены к лику святых, поэтому внимание к этим страстотерпцем в музее христианской культуры вполне закономерно. Здесь мы увидим портреты, фотографии, личные вещи.
2
Вновь спустившись на второй этаж, мы не пройдем мимо экспозиции, посвященной одному из любимых и почитаемых на Руси святых Николаю Мирликийскому. Эта экспозиция достаточно объемная и очень интересная.
2
Интересна история этой иконы.
6
2
В музее традиционно проходят лекции для посетителей. Для этого оборудован отличный, уютный конференц-зал.
1
В музее можно пройти по определенным маршрутам с экскурсоводом. Имеются аудиогиды.
Несмотря на молодость, Музей Христианской культуры несомненно набирает силу и процесс его становления идет, как мне кажется, успешно.
Могу еще раз напомнить, что в этом рассказе (обзорном) я не ставила перед собой задачу углубленно рассказать «обо всем». Просто захотелось поделиться радостью открытия нового для меня музея и пригласить друзей его непременно посетить, когда они снова приедут в Петербург.
Ну, а более подробно об экспонатах музея, я надеюсь еще рассказать.
Впрочем и самой побывать в музее еще раз, что-то уточнить, разглядеть, приложиться к каким-то произведениям подробнее и задушевнее — это уже записано в моих планах.