Что делает? — Работает: хранит, изучает, реставрирует, просвещает и… показывает/рассказывает.
Зачем это туристам? — Там много всего интересного.
Примерно так выглядит диалог после того, как я в очередной раз говорю кому-нибудь, что надо обязательно посетить эрмитажную «Старую Деревню».
Решила написать про Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (далее РХЦ) и на Туристере, хотя не исключаю, что, учитывая 30-летнюю историю объекта, тут все уже давно написано. Но меня оправдывает тот факт, что, как местный житель, постараюсь изложить информацию, актуальную сейчас, в марте 2022.
Немного «терминологии». Некоторые слова со временем меняют свое значение. Поэтому «Эрмитаж» я буду использовать в определении по состоянию на 2022 год:
"Эрмитаж — это:
Главный музейный комплекс, Дворцовая набережная, 32–38
Зимний дворец (1754–1762, арх. Ф.-Б. Растрелли, восстановление после пожара 1837 года — В. П. Стасов);
Малый Эрмитаж (1764 -1769, арх. Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот);
Старый (Большой) Эрмитаж (1771–1787, арх. Ю. М. Фельтен);
Эрмитажный театр (1783–1787, арх. Дж. Кваренги);
Новый Эрмитаж (1842–1851, проект — Л. фон Кленце, постройка — арх. В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов);
Запасной дом Зимнего дворца — Лабораторно-хранительский и административный корпус (1726–1742, 1830, 1878, арх Д. Трезини (?), О. Трезини, Н. Ф. Беккер).
Главный штаб, Дворцовая площадь, 6–8 Бывшее здание Министерства иностранных дел и Министерства финансов, 1820–1830, арх. К. Росси.
"Эрмитаж хранит 3 178 263 экспоната (на 31 декабря 2018 года):
1 125 975 — памятники нумизматики;
808 695 — археологические памятники;
625 889 — графические работы;
358 938 — произведения прикладного искусства;
60 521 — фотографии;
17 165 — произведения живописи;
14 016 — оружие;
12 814 — скульптура;
2 853 — документы;
2 609 — предметы истории техники;
360 — редкие книги;
295 — предметы печатной продукции;"
(информация из статьи по ссылке по ссылке выше).
Все это должно где-то в надлежащих условиях храниться/изучаться/демонстрироваться. Об этом и рассказ далее.
Итак, в Петербурге есть почти всё:). В том числе, и «деревни». И я предлагаю направиться в район станции метро «Старая Деревня», названной в честь исторического названия местности — Старая Деревня. Эрмитаж мудрить тоже не стал, и свой построенный там современнейший РХЦ так и назвал «Старая Деревня».
Далеко ли "деревня", например, от Дворцовой площади? Совсем нет: сев в поезд на станции метро "Адмиралтейская", выйти нужно на четвёртой станции, не считая станцию посадки. Займет минут 30 со спуском-подъёмом.
Выйдя из метро, понимаем, что «в деревне» не всегда означает «в глуши»:
Вот эти торгово-офисные здания и надо обойти, чтобы попасть в РХЦ. Можно после пешеходного перехода напротив выхода из метро через Торфяную дорогу сразу пойти направо (зеленая стрелка), а можно пройти в арку (или сам ТЦ «Гулливер»), а потом обойти справа парковку в его дворе (красная стрелка):
Идти от метро минут 15 неспешным шагом.
На синюю стрелку на карте пока не обращаем внимание, она потребуется в конце отзыва.
Сразу за зданиями ТЦ, несомненно, обращает на себя внимание эрмитажный комплекс:
1 из 5
Кстати, оригиналы петроглифов, изображенных на фасаде, в "Старой Деревне" и хранятся (экскусию по этому хранилищю Эрмитаж тоже показал:https://m.vk.com/video-67940544_456239813?list=4b64be53cf09eaae6d&from=wall-67940544_49428
Картинка сhttps://m.vk.com/video-67940544_456239813?list=4b64be53cf09eaae6d&from=wall-67940544_49428 электронного билета на посещение этого обособленного подразделения Эрмитажа:
Как я уже сказала выше, история освоения этих мест Эрмитажем началась 30 лет назад, и 4 декабря 2020 года музей торжественно отметил 30 лет закладки первого камня. По традиции, сложившейся в ковидные времена, была трансляция церемонии в интернете, а запись музей разместил на своих онлайн-ресурсах в свободном доступе. Кому интересны подробности строительства, рекомендую к просмотру.
Для экскурсий, если я правильно помню, отдельные хранилища РХЦ стали доступны в 2003 году. С некоторых пор в удобнейших залах там, кроме экскурсий, проходит и часть лекций знаменитого эрмитажного лектория.
Сразу уточню, что ссылки на видео далее я буду давать на официальный канал Эрмитажа в Youtube, но все есть и в официальной группе музея ВКонтакте, если кому там смотреть удобнее.
В настоящее время в комплексе пять зданий: фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса. Самый левый на картинке инженерно-лабораторный корпус был запущен в декабре 2021. Отсуда, вероятно, и забор, который приходилось обходить в январе 2022. Снег сойдет, и будет видно, насколько территория перед РХЦ уже благоустроена в соответствии с планом.
Таблички на крыльце подтверждают, что да, мы пришли в Государственный Эрмитаж:
1
Важная информация про посещение:
Посещение возможно только в составе сборной экскурсионной группы (до 15 чел. по состоянию на март 2022; эгоистично, но лимит в 10 человек мне нравился больше:)). Билет стоит 600 руб, льгот, насколько я знаю, нет. Касса при входе есть, но разумнее, на мой взгляд, приобрести билет на официальном эрмитажном билетном сайте https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=1&sid=18 и приехать к конкретному времени выбранного сеанса. Надо смотреть не раздел «Экскурсии», а «Входные билеты», и потом ниже выбрать «РХЦ «Старая Деревня»:
Как видно на картинке, в настоящее время (март 2022) предлагается 2 варианта экскурсий, про которые я немного расскажу позже. А пока предлагаю немного посмотреть вестибюль, в котором посетители оказываются после входного контроля безопасности, но до проверки билетов.
1 из 3
Фото сделаны 08.01.2022, отсюда и пополнение моего набора эрмитажных ёлок (ёлки из вестибюля Эрмитажного театра я уже немного показывала в предновогоднем отзыве).
Немного бытовых подробностей: справа после входа расположен гардероб, за ним — туалет. И это может пригодиться, так как экскурсия продолжается 1,5 часа, а то и чуть больше, группа идет строго по залам. В доковидные времена в холле был и небольшой буфет, но сейчас закрыт. Перекусить до/после экскурсии получится только в заведениях в торговых центрах около метро.
Одна из стен вестибюля является огромным окном во двор комплекса:
Во дворе тоже есть интересное.
Конечно, привлекает внимание «Лучник (Стрелок из лука)» венгерского скульптора XX века Жигмонда Кишфалуди-Штробля (1884–1975) и даже кажется знакомым. Всё правильно: «Лучник» был создан в 1918 году под впечатлением от знаменитого «Геракла-лучника» Антуана Бурделя из Метрополитен-музея. Но это не копия, а размышление на тему (если интересно, подробнее тут в оф. группе ВК РХЦ «Старая деревня»).
1 из 2
За «Лучником» видны скульптуры — это копии, стоявшие в Висячем саду Малого Эрмитажа до того, как их заменили очередными копиями, в том числе, из-за негативного влияния загрязнённого воздуха.
А вот на втором фото (оно марта 2021) из предыдущего слайдшоу видны «щиты» или «пюпитры». Это уже новые технологии — солнечные батареи. Чтобы оценить их размер, приведу скрин из выпуска «Смотрителя» (ведущая — Ксения Басилашвили) про фондохранилище. В начале там показывают двор, а потом одно из хранилищ:
Рекомендую приходить на экскурсию немного заранее, так как уже в холле есть, что посмотреть не только за окном.
У окна-стены расположена инсталляция, названия которой не знаю, но изображает она явно Эрмитаж в его современном смысле. Фасад РХЦ, полагаю, все узнали, а вот на шаре, обойдя его кругом, можно увидеть много знаковых объектов из других зданий музея. Можно устроить «допрос» ребёнку, чтобы опознал виденное ранее в других зданиях Эрмитажа:
1 из 4
1
Слева от входа посетителей встречает скульптурный портрет Питера Пауля Рубенса, который ранее занимал свое место на здании Нового Эрмитажа:
Скульптуры «выполнялись по рисункам Кленце и моделям Иогана Гальбига лучшими русскими скульпторами того времени, в том числе Василием Демут-Малиновским и Александром Теребеневым, создателем „Атлантов“.
Кленце настоял на том, чтобы скульптуры были отлиты из цинкового сплава — шпиатра. Он пластичен и дает благородный матово-серый оттенок: скульптура не мешает восприятию архитектуры. Но цинк — коварен, на открытом воздухе он постепенно деструктурируется, скульптура может рассыпаться.
Именно это произошло 24 августа 1950 года, когда Рубенс упал с 12-метровой высоты и разбился на сотни небольших фрагментов.
Когда Эрмитаж готовился к 300-летию Петербурга, было принято решение установить копию Рубенса. В качестве материала выбрали бронзу, материал пластичный, но намного долговечнее цинка.
С этого события началась программа замены скульптур с фасадов Нового Эрмитажа на бронзовые копии. Она была завершена в декабре 2015 года, когда свое место заняла копия Дедала. Тонкостенное литье позволило максимально приблизиться к оригиналу. Кроме того, бронзовые скульптуры в несколько раз легче цинковых, оригиналы весят 700 — 900 кг, копии — 200 — 250 кг.»
Сейчас в холле РХЦ посетители видят результат непростой реставрации скульптурного портрета Рубенса, завершившейся в 2016 г. В упомянутой выше статье есть немного подробностей, поэтому рекомендую ее к прочтению.
Бронзовая копия на здании Нового Эрмитажа видна прямо с Дворцовой площади:
1 из 3
1 из 4
2
Далее в холле видим нечто знакомое:
Но это не запасной атлант к знаменитой группе Нового Эрмитажа:
1 из 3
1
А только ноги:
1 из 3
1
Атланты в феврале 2022 отпраздновали 170 лет, как они стоят на Миллионной улице, а вот «Ноги» — путешественники, так как до того, как поселиться в «Старой Деревне», побывали в Венеции:
На одной из стен — фотографии с историей строительства комплекса. В холле проводятся и мероприятия, отсюда рояль и стулья.
Привлекают к себе внимание и японские светильники 17 века:
1 из 2
3
Они не только красивы, но и с интересной историей:
Перед турникетами есть большой экран, видео на котором рассказывает про РХЦ, а также большая фотография комплекса с обозначенными этапами ввода в действие:
А на ней добавлена вставка про планы, на которой мы видим, что с другой стороны железной дороги будет построена библиотека, пройти в которую можно будет прямо из существующих зданий:
И вот тут я вынуждена написать то, что может огорчить многих туристеровцев: турникеты к залам хранилища являются той границей, за которой фотографировать нельзя. Но расстраиваться совершенно не стоит, и про это чуть позже.
Как я писала раньше, сейчас (март 2022) существует 2 варианта экскурсий по РХЦ, каждая рассчитана примерно на полтора часа. Обзорные - несколько сеансов ежедневно, кроме понедельника; по Галерее костюма - только по субботам.
На обзорной я была в марте 2021, поэтому могу что-то и запамятовать. Тогда в нее входили следущие хранилища: витрин и венецианской живописи, европейских (в основном, швейцарских) витражей, мебели разных эпох и стилей, русской живописи, икон, отреставрированные фрески из Пскова, Галерея костюма, восточная палатка, каретник и кое-что по пути. После этого видела информацию, что в маршрут обзорной экскурсии добавлены еще залы.
В декабре 2021 года, наконец-то, была возобновлена отдельная экскурсия по Галерее костюма. Её я и посещала в январе 2022. Сейчас экспозиция называется «Русский стиль: традиции и трансформации» и рассказывает не только про разные сарафаны, народные головные уборы и другие традиционные вещи русского народного костюма, но и про влияние его на светский и военный костюм, представленный, среди прочего, мундирными платьями Екатерины II, костюмами знаменитого бала 1903 года, платьями от современных модельеров. Всего — 138 экспонатов, если я правильно запомнила ответ на мой вопрос:), точно больше 100.
Выставлять ткани и изделия из них постоянно нельзя, поэтому в Галерее костюма периодически происходит смена экспозиции. У меня получилось удачно: в марте 2021 был предыдущий вариант, а в 2022-м — русский костюм. В этом году отмечается юбилей Петра I, и в череде временных выставок, ему посвященных, Эрмитаж заявил показ гардероба Петра, естественно, в «Старой Деревне». Даты заявлены 08.12.2022–08.12.2023, получается, что это будет очередная смена экспозиции в Галерее. «Русский стиль» отправится отдыхать.
Из полезного, пожалуй, я не сказала про то, что в РХЦ бывают и бесплатные временные выставки (пока не часто, но будем верить, что ковидные времена отступают). Все анонсируется в разделе «Выставки» на официальном сайте Эрмитажа. Но надо иметь в виду, что на бесплатную выставку тоже надо в кассе оформить б/п билет. А режим работы кассы там подстроен под график экскурсий и лекций. И в доковидные времена днем был неожиданный перерыв. Поэтому перед тем, как ехать туда на бесплатную выставку, лучше уточнить режим работы кассы.
А теперь про то, почему не стоит переживать, что не получится сфотографировать экспонаты и детали, чтобы рассмотреть после посещения центра.
Эрмитаж позаботился, чтобы ничто не отвлекало нас во время экскурсии, и с небывалым энтузиазмом сам все заснял, выложил на своих официальных ресурсах для свободного просмотра, и много о чем там рассказал. Конечно, эти видео полезны и для предварительной оценки желания посетить РХЦ. Также они очень ценны с просветительской точки зрения.
Чисто для иллюстрации эрмитажного размаха по видео-экскурсиям побуду немного «любительницей ссылок» (цитата).
Начну со «старшего экскурсовода» :).
Ковидной весной 2020, когда музеи были закрыты, в День (или Ночь?) музеев Эрмитаж показал «Путешествие по „Большому Эрмитажу“ с М.Б. Пиотровским https://www.youtube.com/watch?v=_RANyKbCvvI , начиная с 20:50 там РХЦ „Старая Деревня“.
В начале сентября 2021 Михаил Борисович в рамках одного форума провел по комплексу в Старой Деревне экскурсию для молодого поколения. В ВК смотреть тут . Интересно тем, что заходили и в технические помещения и реставрационные мастерские. Например, в разобранном виде там было показано одно уникальное паникадило. А 30 декабря оно уже украшало посвящённый Петру I зал из новой экспозиции в Зимнем дворце:
1 из 3
2
Экспонаты из фондохранилища, конечно же, выезжают на временные выставки в основные музейные залы.
Так, например, выглядел один походный сундук в каретнике „Старой Деревни“ (скрин с эрмитажных ресурсов):
Переехав же почти на год на Дворцовую набережную, он (в разложенном виде) и всё добро, в нём хранящееся, заняли целую Синюю спальню в Зимнем дворце:
1 из 17
1
Фрески школы Рафаэля сначала перед выставкой „Линия Рафаэля. 1520 — 2020“ с Дворцовой набережной переехали в Старую Деревню, а потом вернулись, чтобы рассказать нам не только про школу Рафаэля, но и про процесс реставрации и труд реставраторов. Мой небольшой альбом про выставку тут , а вот на эрмитажных ресурсах можно посмотреть интереснейший цикл материалов про эту выставку. После окончания выставки фрески вернулись в РХЦ для продолжения реставрационных работ.
Одним из самых впечатляющих хранилищ в „Старой деревне“ является каретник. Советую посмотреть материал про него от „Смотрителя“. А сейчас с некоторыми экспонатами хранилища карет знакомятся жители и гости Омска. Экскурсию по этой временной выставке музей тоже заснял и показал.
Ковидной весной 2020 видео-экскурсии из РХЦ собрали немало положительно-удивленных комментариев на Youtube и ВКонтакте.
На Youtube-канале канала "Культура" в цикле про Эрмитаж можно посмотреть рассказ про "Русский стиль:..." от Михаила Борисовича. Передачи "Культуры" на интернет-ресурсах музея не выкладываются.
Доп. от 25.04.2022: Эрмитаж объявил, что экспозиция "Русский стиль: традиции и трансформации" в Галерее костюма будет открыта до октября 2022. Потом залы будут закрыты на реэкспозицию до декабря, когда там будут показывать гардероб Петра I (планируемые даты в тексте отзыва я указывала). Сегодня показывали экскурсию отдельно про русские национальные костюмы. В записи доступна на оф. ВК и на оф. Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=yoRURyYMklE .
Примеров достаточно. Искать сюжеты можно на официальном Youtube-канале Эрмитажа. Но там много и по всем подразделениям Эрмитажа. По «Старой Деревне», вероятно, проще смотреть ее официальную группу в ВК Фондохранилище Эрмитажа в «Старой Деревне» | ВКонтакте (vk.com) , где на стене анонсировались все видео-экскурсии по комплексу, а также много интересных фото и статей.
Завершу про саму "Старую Деревню", пожалуй, небольшим несогласием с Михаилом Борисовичем Пиотровским. В своей экскурсии для молодого поколения (ссылку я приводила ранее) он сказал, что экскурсия по РХЦ будет интересна тем, кто уже много чего посмотрел на главных экспозициях. А я вот считаю ее вполне независимой от степени знакомства с ними, так как, на мой взгляд, обзорная экскурсия по РХЦ — это самодостаточный и интересный рассказ про организацию современнейшего хранения экспонатов крупнейшего музея.
Среди видео-репортажей, кстати, отдельно интересны сюжеты из различных реставрационных мастерских.
И совсем в конце затянувшегося отзыва просьба: я лично не знаю других примеров подобного открытого для посещения хранилища. Если кто знает, напишите, пожалуйста, я бы обязательно при случае сходила:).
Теперь про синюю стрелку на карте в начале отзыва.
Можно, конечно, просто съездить на экскурсию в РХЦ и вернуться на метро в центр города, а можно, "раз уж там оказался", спланировать прогулку примерно в той части СПб, тем более что там есть, что посмотреть и где погулять.
Зеленая зона на картах около фондохранилища - это не парк, а кладбище. А синей стрелкой на карте в начале отзыва я показала направление прогулки к островам Петроградской стороны, точнее Островам, ибо именно так, с большой буквы, принято их называть, объединяя в единую территорию.
Вариант 1: Прогулка по парку ЦПКиО на Елагином острове.
Идти от РХЦ до Елагина острова чуть более 1,5 км. по пути можно посмотреть дацан Гунзэчойнэй:
Режим работы дацана перед прогулкой лучше уточнить на оф. сайте https://dazanspb.ru/ (сейчас есть обед с 13 до 14, вых. день среда).
В выходные дни вход в ЦПКиО с 10 до 20 платный, цены - на оф. сайте, есть там и схема парка.
Если посещать РХЦ во второй половине дня, то в прогулку по ЦПКиО можно включить закат на стрелке Елагина острова (она же - "Пуант"). Трасса ЗСД вид подпортила, но все равно вполне красиво. Время заката надо уточнять в интернете, оно сильно отличается в течение года.
После прогулки по ЦПКиО выйти удобнее к ст. метро "Крестовский остров". На карте место 2-го Елагина моста я обозначила синей стрелкой (в мелком размере мосты с Яндекс.Карт исчезают :) ).
А вот выйти с Елагина острова на Каменный (на карте - справа от Елагина) для осмотра находящихся там особняков в летний сезон 2022 не получится: ремонтируется 1-й Елагин мост, окончание запланировано на сентябрь 2022, поэтому его состояние надо уточнять и осенью, если планируется прогулка в тех местах.
Вариант 2: со ст. метро "Старая Деревня" проехать на следующую в сторону центра "Крестовский остров" и там прогуляться по Приморскому парку Победы до Газпром Арены и дальше до набережной с видом на Лахта Центр (популярное место для наблюдения заката). На Крестовском же острове находится парк развлечений "Диво Остров".
Вернуться в центр от арены и набережной можно со станции метро "Зенит". По состоянию на март 2022 станция работает ежедневно, но в дни, когда нет мероприятий на арене, открыт только один из двух входов.
Вариант 3: тут я напишу о возможностях, которые предоставляются для прогулки, если от ст. м. "Старая Деревня" доехать до ст. м. "Чкаловская" или "Спортивная". Это все Петроградская сторона, и, значит, - красивейшие здания в стиле модерн. В интернете легко ищутся маршруты по модерну в этом районе, нодо не лениться рассматривать увеличенные электронные карты: все основные здания на них отмечены. Всегда рекомендую ресурс citywalls.ru . На Туристере тоже припоминаются рассказы про прогулки по Петроградке. А можно вообще гулять от "Чкаловской" до "Спортивной", например, так. От обеих станций метро можно построить интересный маршрут до ст. м. "Петроградская", не забыв рядом с ней посмотреть кусочек Большого проспекта П.С. от Каменноостровского проспекта до реки Карповки. От "Спортивной" можно по Троицкому мосту перейти на Васильевский остров, рассматривая виды в обе стороны. Закат тоже можно посмотреть на Троицком мосту (фото с него у меня нет, но закат сверху в том направлении можно найти у меня в профиле в материале про крышу Пушкинского дома).
Вариант 4: от ст. м. "Старая Деревня" автобус 100 (после 01.04.2022 маршрут необходимо уточнить) идет в Кронштадт. Если РХЦ посещать в первой половине дня, то потом можно поехать гулять туда. Время в пути лучше предварительно оценить, например, в Яндекс.Картах, в такой же день недели, когда планируется посещение фондохранилища. Возможно, кто-то скажет, что в Кронштадт надо ехать только с утра и на целый день. Я же сторонник точки зрения, что и на полдня можно там запланировать неплохую прогулку и получить много впечатлений. И да, закат в Кронштадте тоже бывает очень живописен (поиск в Гугле типа "фото закат Кронштадт" подтвердит мою точку зрения).
О всех прогулках я пишу "после посещения РХЦ", так как, на мой взгляд, туда надо приходить с отдохнувшими ногами. На обзорной экскурсии за 1,5 часа проходится довольно длинный маршрут (есть и лестницы, если кому это важно, но не очень длинные, ступенек 20, если я правильно помню), посидели немного только в восточной палатке. Во время экскурсии по Галерее костюма расстояние проходится небольшое, но стояли мы даже немного больше 1,5 часов.
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"