Ну, разве так бывает! Однажды возникает желание перечитать свой собственный материал, ищешь его в архиве — ищешь добросовестно и вдруг понимаешь, что этот самый материал, который тебе, вроде бы хорошо знаком — помнится, ты только собирался написать! Но… так и не написал!
Посмотрела альбом Наташи Семчиной о даче Федора Шаляпина в Кисловодске, вспомнила свое не очень давнее посещение музея Шаляпина в Петербурге, захотела освежить воспоминания (почитать свое) и… обнаружила только папки с фотографиями, да «документ», под названием «текст», где нет ни одной строчки!
Вспомнила! В тот день, возвращаясь из музея Шаляпина, случайно зашла в маленький Музей игрушки. Так вот — о маленьком музее написала, а о посещении такого знакового места, как Дом-музей Ф. И. Шаляпина, как говорится «прособиралась»…
Что ж! Настало время наводить порядок и в архивах, и в голове. Вернусь (мысленно, конечно), в музей и вспомню, как все было.
Впрочем, вспоминать, как ты ходил по залам музея, не приходится, любой музей ведет к воспоминаниям через более значимые времена, и именно эти воспоминания не стареют. Так что была я в музее год назад, а этот материал все равно, как говорят журналисты — «нетленка».
4
Итак, улица Графтио 2Б — дом, где на втором этаже находится мемориальная квартира знаменитого русского певца.
Район, в котором в 1915 году поселился Ф. И. Шаляпин, был районом, как сейчас говорят — элитарным. По этому району и сейчас приятно просто погулять — много знаковых архитектурных сооружений в стиле модерн.
Дом, который выбрал для своего последнего места жительства в России знаменитый русский бас, был добротным купеческим особняком (владельцы — две семьи). Шаляпин приобретал этот дом для долгой и счастливой жизни в России, выбирал придирчиво, но судьба повернулась иначе.
Изначально особняк не был трехэтажным — два этажа надстроили, а уже в 40-е годы дом еще надстроили до пяти этажей. Здесь был и профилакторий и коммунальные квартиры, но это впоследствии.
2
Дом Шаляпин купил в 1914 году и отсюда уехал из России навсегда (сначала на гастроли, а потом так и не вернулся).
Именно на втором этаже и поселился Федор Иванович с семьей, хотя Шаляпину принадлежал весь дом, но первый и третий этаж сдавались в наем. Жилец на третьем этаже был тоже знаменитостью — это известный ученый и путешественник Г. Е. Грум-Гржимайло.
Так что сегодня на здании имеется две мемориальные доски.
Жильцы подружились, как говорится, семьями и нередко ходили, друг к другу в гости.
Еще одним частым гостем Шаляпина был друг его юности, еще по Казани (ведь они были земляки) — А. М. Горький. Писатель тоже жил неподалеку. Когда он работал, то приказывал никого к нему не пускать кроме… Федора Шаляпина (если заглянет).
Когда Шаляпин приобрел в собственность дом, был сделан капитальный ремонт и две квартиры второго этажа превратились в одну. Так, например, несколько небольших комнат соединили, и получился огромный репетиционный зал в 100 кв. м.
Но пройдемся по квартире певца. Конечно, все начинается с прихожей. Сейчас на вешалке висят всего два пальто, которые принадлежали артисту, но когда-то здесь, наверняка, было развешено много разной одежды — и семья была большая, и хозяин был гостеприимный.
4
Вот в этой хлебосольной столовой очень часто собиралась большая компания. Здесь могли отобедать и Иван Бунин, и Корней Чуковский, и Константин Коровин, и Владимир Маяковский, и, конечно же Максим Горький… Список можно продолжать долго.
10
Как это всегда бывает среди гостей оказывались и истинные друзья, и те, кто потом легко предал.
Шаляпин много гастролировал. В 1927 году он был в Париже, посетил церковь Александра Невского, где его окружили дети русских эмигрантов и инвалиды, которые просили милостыню. Он, не задумываясь, дал чек на 5000 франков, однако на родине это было расценено, как пособничество врагам революции. Заметно подлил масла в огонь Владимир Маяковский, который написал стих «Господин народный артист».
Там были такие строки:
«А тех, кто под ноги атакающих бросится, с дороги уберет рабочий пинок. С барина с белого сорвите наркомпросцы народного артиста красный венок».
И еще злее:
«Вернись теперь такой артист назад, на русские рублики —
Я первый крикну — обратно катись, народный артист Республики».
Шаляпин не хотел покидать Россию, но в результате травли, был вынужден остаться за границей, так как его лишили советского гражданства.
Таким образом его квартира, вместе с вещами осталась на попечении его секретаря Исая Григорьевича Дворищина, который как раз и оказался истинным другом певца — «друзья познаются в беде».
Его портрет находится рядом с книжным шкафом. Сам режиссер, певец (тенор) — он был скромным человеком, вот и его портрет на этой фотографии оказался в скромном отдалении.
Не стала ничего менять.
8
Понимая ценность вещей, которые находились в обширной квартире, он понимал также и другую их ценность, ведь это были вещи Шаляпина! Он верил, что придет время, и Родина будет гордиться своим сыном. Вспомнит!
Он думал так и в годы блокады.
5
Жил в маленькой комнатушке, но не прикоснулся к вещам друга, не продал ни одной безделушки, не обменял на хлеб… Умер от голода.
8
Он мог бы получить деньги, а главное провиант за коллекцию уникальных художественных полотен.
5
За книги из библиотеки артиста, за миниатюры из коллекции фарфора или коллекции оружия 17–19 веков, что когда-то другу подарил Горький.
6
Но Дворищин сохранил для нас все — даже куклы в детской!
9
Когда же сотрудники театрального музея узнали, что уникальная деревянная мебель из квартиры Шаляпина может пойти на растопку — они приняли эстафету. Голодные, изможденные, выносили уникальную мебель, увозили на санках, прятали. Вот то же кресло восточной работы — подарок Горького — было спасено.
11
Так сегодня, мы благодаря настоящему героизму, порою безвестных людей, можем побывать в очень богатом на экспонаты, музее, который предлагает посетителям уникальные материалы — 450000 единиц хранения!
В музее находятся не только произведения искусства, которые собирал Шаляпин (в том числе и уникальные), но множество фотографий, писем из семейного архива. Выставлены костюмы, в которых Шаляпин выходил на сцену. Есть имитация грим-уборной.
7
Если человек талантлив — он талантлив во всем. Шаляпин был прекрасным художником. Не случайно, его второй жене — Марии Петцольд, не очень нравился портрет Кустодиева (ей казалось, что она напоминает здесь купчиху).
3
Но ей нравился скульптурный портрет, выполненный мужем.
6
У Шаляпина было две жены. Уехав за границу с Марией и пятью детьми, из которых родными были трое, он оставил в СССР первую жену, с шестью детьми, которые она родила ему — навсегда любимому человеку.
Говорят, что Шаляпин всю жизнь любил Торнаги… Это была романтическая история! Кстати, он так с ней и не развелся.
Иола Ло-Прести — балерина, итальянка, приехавшая в Россию и оставшаяся здесь навсегда. В Италии она уже в 16 лет была звездой, была талантлива и очень красива. Шаляпин влюбился, не чувствовал взаимности, но был настойчив.
После триумфальных гастролей в Нижнем Новгороде, Иола тяжело заболела.
Шаляпин примчался к ней… с кастрюлей куриного бульона…
6
Вот как о том периоде влюбленности, писал в своих воспоминаниях сам Шаляпин:
«Вскоре Торнаги, девушка, которая так нравилась мне, заболела. Я начал ухаживать за нею, носил ей куриный бульон, вино, и, наконец, уговорил ее переехать в дом, где я квартировал. Это облегчало мне заботы о ней. Она рассказывала мне о своей прекрасной родине, о солнце и цветах. Конечно, я скорее чувствовал смысл ее речей, не понимая языка.
Однажды, кажется при Мамонтове, я сказал, что если бы знал по-итальянски, то женился бы на Торнаги, и вскоре после этого мне стало известно, что Мамонтов оставляет балерину в Москве».
К слову сказать — Торнаги не знала ни слова по-русски. Но, видимо, для любви не нужны слова.
Известно и смелое дурашество Шаляпина, когда он на сцене, в партии Гремина, вдруг спел, «подправив» Пушкина: «Онегин, я клянусь на шпаге — безумно я люблю Торнаги»…
3
(фото интернета)
Настойчивость красивого артиста пробудила и ответные чувства, причем на всю жизнь.
Свадебный пир был скромный и немного смешной — одно слово — артисты!
Сидели, по-турецки на ковре — ели, пили и много дурачились.
Иола прожила в России долго — 64 года и уехала к сыну, в Италию, только в глубокой старости. С собой она не взяла ничего. Только фотографию любимого человека — Федора Шаляпина. Она скончалась в 1964 году в возрасте 90 лет.
Несколько фотографий — и целая жизнь!
Кстати, когда Шаляпин остался за границей, он ничего не взял из своего дома — только вот эту картину Кустодиева.
6
Впоследствии дети Шаляпина, узнав, что в России открывается музей их отца, подарили эту картину музею и теперь она снова с нами.
8
Забавно и другое. Кустодиев в углу полотна, написал дочку Шаляпина с игрушечной обезьянкой. Так эта обезьянка сохранилась! Ее тоже можно увидеть в музее.
6
Не могу проходить спокойно мимо старых фотографий, особенно, если знаешь, что за ними стоит.
Это может быть экзотическое путешествие.
5
А может быть лирическая поездка в город воспоминаний.
Уже из Парижа, будучи эмигрантом Шаляпин писал Горькому:
«… Взгрустнулось маленько, как прочитал в письме о твоем пребывании в Казани. Как перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира — город. Вспомнил всю мою разнообразную жизнь в нем: счастье и несчастье, будни и масленицы, гимназисток и магазинок, ссудные кассы и сапожные мастерские и чуть не заплакал, остановив воображение у дорогого Казанского театра».
Эта фотография сделана в Казани. Шаляпин приезжал в город своего детства и юности.
4
Стоит отметить, что в отличие от Горького, который любил описывать «свинцовые мерзости», окружавшие его с детства, самодура-деда и прочее, Шаляпин всю жизнь относился к своим родителям с почтением, звал отца на «вы» и писал о детстве (а оно мало чем отличалось от детства Горького), только с любовью.
Друзья вместе пели в церковном хоре и вместе пошли устраиваться хористами в театр. Однако, ходит легенда, что тогда в хор приняли именно Горького, а Шаляпина «забраковали».
Возможно… Когда-то Верди тоже, при поступлении в консерваторию, признали неспособным к обучению.
Случаются такие курьезы.
Шаляпин так и не получил профессионального музыкального образования, но на фортепьяно его научил играть (и очень неплохо) сам Сергей Рахманинов.
8
О Шаляпине я могу рассказывать долго…
3
Да и в моей жизни Шаляпин — занимает особое место. Мои бабушка и дедушка тоже жили на Суконке, в Казани — теперь уже в 19 веке(!) и знали эту небогатую семью. Или можно упомянуть хотя бы то, как я рассказывала о спетых Шаляпиным партиях, выступая перед спектаклями, со сцены Казанского оперного театра (теперь уже Академического) во время знаменитых Шаляпинских фестивалей.
Можно ли говорить о великом певце, опустив рассказ о его творчестве!
4
Но тогда есть опасность не завершить этот рассказ и к завтрашнему дню.
Расскажу только об одной фотографии, с дарственной надписью Артуро Тосканини — он дирижировал тем памятным спектаклем в Ла Скала…
Арриго Бойто написал свою оперу, как альтернативу лирической опере Гуно. Ему хотелось передать дух Гёте и… публика не поняла.
Премьера в Ла Скала завершилась полным провалом и маэстро 15 лет ходил с раной в сердце. Опера уже имела успех в других театрах, а он все страдал о провале в Ла Скала и не позволял ставить эту оперу там.
И вдруг! Русский бас поет в Ла Скала, да еще в проваленной когда-то опере Бойто «Мефистофель».
4
— Что у нас — своих басов нет! Русские будут учить нас петь! Нас — итальянцев! — говорили итальянские басы — солисты знаменитого театра — численностью восемь.
Армия же тех, кто готовился к освистанию «наглеца из России» была велика — практически вся собравшаяся публика, была настроена агрессивно. Публика пришла не на оперу, а на скандал.
Шаляпину предлагали купить театральную клаку. Все платят за успех, но здесь речи нет о возможности успеха — за деньги, они готовы бороться со свистками и шиканьем.
Шаляпин отказался. Это подлило масла в огонь, все ждали «кровавого боя», какого еще не знал этот легендарный театр.
Спектакль начинался в половине девятого. За час до того, Бойто, поставив на столик, рядом с кроватью, стакан с бромом, лег, готовый вновь испытать душевную экзекуцию.
— Никого не принимать! Только вести из театра!
Нам уже никогда не услышать и не понять, что же там произошло…
Обычно с первой же нотой нелюбезного певца, начиналось шиканье, свист, громкая ругань. Обычно певцу просто не давали петь и он убегал со сцены.
Но была спета первая фраза… Только первая! Голос Шаляпина произвел смятение. Музыкальные итальянцы забыли, зачем собрались и обратились в слух… Это был потрясающий успех.
Скиаляпино! Брависсимо!
Директор клаки Скала (была такая неофициальная должность) со слезами восторга пошел к Шаляпину за кулисы, выразить свое почтение и почитание.
Бойто был отмщен, русский бас покорил Италию.
Всего лишь одна фотография…
Обычно Шаляпин сам накладывал грим, сам работал над внешним образом. Иногда лепил, иногда рисовал.
6
Если увидеть галерею его портретов, то трудно в этих оперных героях узреть, даже внешне, одного человека.
6
5
Но пора покидать удивительный музей — время!
Однако с нами останутся воспоминания и новые впечатления. Потому что каждое вдумчивое посещение любого музея — обогащает.
А музей Шаляпина — это нечто преинтересное, многозначное, притягательное, каким был и сам хозяин этой квартиры. Живой уникальный голос растаял во времени. Грамофонные записи — лишь слабое напоминание о том бархатном, неповторимом тембре, который звучал когда-то.
Когда я думаю о Шаляпине, меня всегда настигает славянская «жаль».