Может ли, простите за выражение, кирпич, стать предметом внимания прекрасной, изящной Музы! Удивились, кажущейся нелепости вопроса? Поправили очки на носу, дабы познакомиться с ответом! Что ж! Сядьте поудобнее — ответ будет неспешным…
Говорят, что архитектура — застывшая музыка (это знает каждый). Но первоосновой музыки является звук (для поэзии слово, для живописи краска). Пожалуй, первоосновой архитектуры является какой-либо строительный материал, но если обобщить, то это будет, несомненно, кирпич, во всей его красе…
Сам по себе звук в музыке еще ничего не выражает, первым словом в «разговоре по душам», является интонация (два или нескольких звуков, связанных ритмически, ладово и т. д.) Сам по себе кусок глины тоже еще ничего не способен рассказать, а вот кирпич с клеймом — это уже интонация, с которой можно начать интереснейшее повествование!
Но обо всем по порядку.
В последнее время мне нравится открывать «белые пятна» на музейной карте Петербурга. Это случается, порою неожиданно. Пришла выпить чаю на работу к давнишней знакомой (в обеденный перерыв, конечно же), а попала на интереснейшую экскурсию в неизвестном мне музее.
Таких музеев в Петербурге много и в них может попасть каждый, да вот не каждый знает об их существовании. Это музеи, расположенные в уважаемых, можно сказать исторических вузах Петербурга. Как-то кто-то (помнится) писал на Туристире о музее геологии в Петербургском горном институте — это, как раз такой (очень интересный) музей.
А я предлагаю вам другой адрес: Вторая Красноармейская 4 (метро Технологический институт).
1
Здесь находится СПбГАСУ, а в нем Музей истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и еще, Музей кирпича.
Можно зайти в университет и со стороны Московского проспекта — это старое здание строил еще знаменитый архитектор Николай Александрович Львов (1751–1803). Современники называли его «Русским Леонардо»… Кажется, что уже и экскурсию можно проводить с одним только этим именем!
Но у нас другая задача. Мы желаем попасть именно в Университет и в частности, в его музей. В этом случае нам придется все же войти со стороны Второй Красноармейской.
3
Помещение, в котором расположился музей, совсем небольшое, но «народная тропа» сюда «не зарастает» и люди со всех концов не только страны, но всего Света, постоянно приходят, стремятся поближе познакомиться.
(Вот сейчас позвонила директору музея, а она только что вернулась с экскурсии, которую провела для большой группы португальцев). И так ежедневно!
Когда я вошла в комнату — экспозицию музея истории, то вздрогнула — прямо передо мной восседал «ректор», да не обычный, а из прошлых веков.
2
Не очень люблю эти восковые скульптуры… Но в музеях это важные экспонаты. Список ректоров, их заслуги — все на стендах. Можно прочитать и об истории создания университета. Я даже не буду перепечатывать текст — сама ходила и читала. Читайте и вы!
1
А вот доказательство тому, как нужны подобные музеи! Памятная плита, видимо долго пролежала «в беспамятстве» в виде подложки для чего-то «более важного» — об этом напоминают симметричные следы от сверла.
1
После такого бессловесного наставления, хочется ходить по небольшому музею с глубоким вниманием и уважением, к экспонатам, которые действительно свидетельствуют о важных исторических страницах истории градостроительства и архитектурного убранства такого замечательного города, как Санкт-Петербург.
Здесь немного «завлекательных» экспонатов, как эта «комната чертёжника» из прошлого времени…
3
Это естественно, ведь в музей обычно приходят те, кто интересуется именно этим направлением, этой областью нашего бытия.
2
И для таких посетителей здесь много интересных документов, планов, проектов.
1
1
Особое чувство благоговения вызывает стенд, связанный с войной, блокадой.
1
Кто-то разрушал, а кто-то, с верой в победу готовился строить, восстанавливать.
3
Ценны зарисовки, сделанные рукой знаменитого архитектора, выполненные с болью в душе… Зафиксированные разрушения!
1
Да и во время войны инженеры-строители были очень нужны, только объекты строительства были другие. Впрочем не все архитекторы проектировали в кабинетах. Многие взяли в руки винтовки. Вот впечатляющий стенд….
1
Сколько те другие, не вернувшиеся, могли бы еще построить станций метро, церквей, дворцов, просто жилых домов, в которые бы въехали счастливые люди. Конечно же, счастливые! Ведь они пережили такую войну!
По коридорам, лестницам огромного университета перемещаемся в другое помещение, где расположился музей кирпича. Проходим мимо выставленных дипломных работ. Чем не музей!
3
Почему-то вспомнилось документальное свидетельство того, как Наполеон, занявший Москву и увидевший, на Красной площади Храм Василия Блаженного спросил: «Это что за мечеть»? А затем бросил небрежно: «Взорвать!»
Не успел, правда…
6
Вспомнилось и то, как англичане бомбили Кёльн во Вторую Мировую, которая для нас навсегда стала Великой Отечественной… В то же время, вспомнилось и как наши солдаты, рискуя жизнью, разминировали Вену, и не только Вену…
6
Но мы уже пришли.
Музей кирпича — это очень интересный объект для ознакомления.
2
Отец этого музея, его создатель-собиратель — ныне здравствующий 91-летний В. В. Инчик.
О возрасте можно было бы и не говорить — профессор бывает в музее почти что ежедневно и нередко сам проводит экскурсии — рассказывает о своей уникальной коллекции кирпичей и кирпичном производстве. Может говорить часами, да так, что слушатели забывают обо всем, кроме кирпичного производства.
2
Однако начало музея относится именно ко времени войны и блокады — именно тогда истощенный мальчик затеял свою коллекцию — когда подобрал первый кирпич из своего разрушенного бомбой дома и заинтересовался клеймом на кирпиче… Подобные воспоминания, конечно же напоминают о времени и о том, что оно скоротечно, поэтому так важно и фиксировать его свидетельства.
4
Клеймы на кирпичах — это такие приметы, своеобразная торговая марка, бренд, который был важен в торговле. А кирпич, в бурно строящемся Петербурге был долгое время, очень востребованным материалом.
2
Впрочем, в данной коллекции немало кирпичей и из других городов, даже стран.
1
Есть и смешные кирпичи, как этот-кривой, сувенирный, кажется, коллеги-немцы подарили.
1
А здесь чья-то рука отпечаталась. Может быть случайно, поскользнулся человек, а может быть пошутил кто-то, пару веков назад…
2
В середине комнаты макет, рассказывающий о ручном производстве кирпича.
4
Есть и соответствующий ознакомляющий стенд — читай и вразумляйся!
1
Вначале я сравнивала кирпич с первоосновой «застывшей музыки». Сколько здесь информации, которая именно звучит!
2
Многое из того, что есть на стендах. Имеется и в книге В. В. Инчика, презентация которой состоялась недавно.
1
Я же эту книгу купила намного раньше презентации. Можно сказать, что была первым покупателем. Помню, как бежала под проливным дождем, а потом долго уговаривала маэстро, отклониться от «генеральной линии» и позволить мне забрать с собой книгу до ее публичного открытия. А все для того, чтобы подарить эту книгу Андрею — нашему дорогому Архитетору… Удалось!
3
Так что сегодня он является единственным обладателем, среди «туристеров"этой уникальной книги (тираж-то небольшой).
О роли Петра Великого в организации кирпичного производства вам на экскурсии конечно же, расскажут. Ну, а о значительности посещения экспозиции знакомой вам, представительницей Туристера, история, скорее всего умолчит.
12
Зато я сохраню эту фотографию, и сохраню с самыми добрыми воспоминаниями о интересном посещении двух не очень известных, но замечательных музеев.
P/S
PS стало традицией дарить в заключении некоторых моих рассказов, дорогим читателям музыкальный клип. Но чем можно проиллюстрировать кирпичи! Оказывается очень даже можно. Давно знаю песню, которая широко бытовала в 20-30-е годы. То, что мы называем «городской балладой», городским фольклором и то, что в музыковедении ранее приводилось, как пример вульгарного низкого вкуса необразованной массы.
Поет песню знаменитая Алла Баянова, причем поет без сарказма, без насмешки, а со спокойным участием к рассказу о судьбе девчонки с кирпичного питерского завода. Впоследствии песня так широко распространилась и полюбилась, что питерскую девчонку превратили и в одесскую, и в московскую. Стало бытовать много и юморных песен, перефразирующих сюжет, который в то далекое время, знал каждый. Но сейчас, почему бы и не вспомнить эту незатейливую песенку, ведь это тоже «отпечаток руки», а может быть и судьбы, на мокрой глине будущего кирпича, который потом заложат в основание, или стену какого-нибудь великолепного дворца! А люди, восхищенные творением — «застывшей музыкой» архитектурного шедевра, не вспомнят и не вздохнут о кирпиче «с ладошкой» — незаметной интонации, без которой и не состоялась бы эта симфония в камне…
Не будем строги! И не поспешим устало бросить… mauvais ton…