Как вы думаете — в какой музей нужно непременно сходить в Санкт-Петербурге, если в мире «беспредельничает» пандемия? Правильно! В Музей гигиены. Тем более, что как утверждают в этом музее, разместившемуся по адресу ул. Итальянская 25, это единственный музей подобного типа в России (!)
Вот этот музей я и посетила вчера, так что могу доложить вам о своих впечатлениях.
Музей расположился в замечательном дворце Ивана Ивановича Шувалова (1727–1797), известного русского государственного деятеля, мецената, основателя Московского университета. Он же основал в 1757 году и Академию художеств, причем это новое заведение вначале размещалось в особняке самого Шувалова. Эпоха Елизаветы Петровны (1709–1761) — это начало Эпохи Просвещения в России. Не будем давать полную характеристику той Эпохе, но напомним, что это время особого поощрения науки и ученых (Вспомним деятельность М. В. Ломоносова).
Раньше дворец находился, как это было принято, на территории большой усадьбы, которая простиралась от самого Невского до Итальянской улицы.
7
(фото ин-та)
Я попробовала сфотографировать один из красивейших дворцов Петербурга (внешне он отреставрирован и выглядит славно), но малое расстояние и теснота Итальянской улицы, не дают возможности зданию вздохнуть полной грудью. А снимать грязные сугробы (время такое и капризы погоды), сутолоку машин перед дворцом, мне не захотелось. Поискала в интернете и нашла те же услышанные мною «вздохи» фотографирующих. Кто-то изобразил лишь фрагмент дворца, кто-то вообще провел изображение через фотошоп, так что превратил фасад в торец (закруглил края) и… горе великому архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому, по проекту которого этот дворец был построен в 1755 году — здание на картинке оказалось «перестроенным, от начала фундамента». Наше счастье, что фотограф не архитектор, а просто художник, который в крайнем случае всегда может сказать: а я так вижу… И посмотреть вдаль глубокомысленно и загадочно.
Таким образом, я выбрала из интернета одну лишь фотографию, которая не искажает внешний вид дворца и лучше моей собственной (которую я сделала и удалила), лишь тем, что фотография сделана летом, а потому нет уродливых завалов грязного снега.
Будем считать, что мое длинное предисловие — своеобразное извинение Чевакинскому за неказистое изображение. Что делать! Санкт-Петербург — город, спевший оду не только великолепным дворцам, но и коммуналкам, сжал дворец и «уплотнил» — было такое выражение в послереволюционное, а потом и в послевоенное время.
Извинения Савве Ивановичу принести стоит, ведь он автор и Никольского Морского собора, и одного из залов Екатерининского дворца, Шереметевского дворца, наконец! Великий русский зодчий!
Внутреннее убранство не сохранилось, хотя сохранились объемы, например восьмиугольного двух-светлого зала (на втором этаже). Нижний зал — парадный вход тоже сохранил объем. Низкие массивные пилоны, декорированные колоннами, что выступают на две трети своего диаметра, несут арки и крестовидные своды.
6
Конечно, есть о чем поведать в русле размышлений: что было — что стало, но я не буду отвлекаться от нашей главной темы «мойте руки перед едой».
Не буду подробно рассказывать и биографию дома — она связана со сменой хозяев (очень именитых), но упомянуть, о том, что более века, до 1917 года дворец принадлежал Министерству юстиции, я просто должна. Юстиция — это серьезно.
В первые годы советской власти дворец был обласкан взорами нового правительства и 21 февраля 1919 года здесь была открыта «Выставка-музей здравоохранения». В 1931 году «выставка» превратилась в Дом санитарной культуры, а с 1941 по 1990 годы — это Дом санитарного просвещения.
С 1993 года, в течение двух лет во дворце располагался Центр здоровья (тогда все было не очень понятно). Далее название изменилось на «Центр медицинской профилактики». Затем кому-то пришло в голову, что один центр, пусть даже и расположенный в уникальном дворце, не может отвечать за медицинскую профилактику целой страны и в название добавили уточнение «городской». Так с 2000 года Городской центр медицинской профилактики существует и одновременно является Музеем гигиены. Кажется, я ничего не исказила в биографии музея Советского периода. Тем более, что после осмотра экспозиции, у меня создалось впечатление, что названия менялись, а внутреннее содержание не очень…
Сегодня экспозиция, довольно внушительная, хотя и обветшавшая, расположена в девяти просторных залах.
7
Зал№ 1. Это, конечно же, история. Хотя отсылки к истории будут затем в каждом зале, а как иначе!
Зал№ 2. «История гигиены. Инфекции в прошлом и настоящем».
Зал№ 3. «Нервная система. Рефлексы и привычки, как фактор здоровья».
Зал№ 4. «Сердце! Тебе не хочется покоя». Вот такое название… Как вы догадались, здесь будет рассказано про наш очень важный орган. И как вы догадались, врачи тоже бывают романтиками. Почему бы и нет! Если это не мешает профессии.
Зал№ 5. Принадлежит раскрытию двух тем. Впрочем, в нашем организме все взаимосвязано. Современная медицина иногда об этом забывает. Вот припомнилось, как больного, у постели которого мне пришлось дежурить, в кардиологии «потчивали» лекарством разжижающим кровь, а в урологии, куда перевели, прямо наоборот. В течение дня он принимал оба, но к счастью таблетки закончились (лекарства покупали родственники). Поскольку препараты были дорогие, и нужно было решить, какое же все-таки покупать для дальнейшего лечения, сын страдающего бегал с одного (очень высокого этажа) на другой что значительно ниже, и выяснял — на чем же все-таки остановиться, ибо лекарства (оба сильнодействующие) явно враждовали.
И что это я углубилась в воспоминания…
Итак, в этом зале вам расскажут «немного о заболеваниях кожи» и о том, что «Репродуктивное здоровье — проблема не только личная».
Зал № 6. Ждете новых потрясений? А вот вам: «Многое о разном».
Зал№ 7. «Социально-значимые болезни». Не знаю, какой романтик формулировал названия залов, но я, даже не будучи филологом, споткнулась на этом названии сразу же. Из формулировки следует, что здесь расскажут о болезнях, без которых социум просто и жить не может — так они «значимы» и необходимы. Автору неводомёк, что уже есть понятие «социальные болезни», которое давно в обиходе. Это как раз те болезни, которые возникают в социуме, вследствие, несоблюдения норм гигиены (венерические, ВИЧ).
Зал№ 8. «Физическая активность и рациональное питание — основа здоровья».
Зал№ 9. «Позвоночник — ключ к здоровью». «Профилактика нарушений зрения». «От улыбки станет мир светлей». Что ж! Загадочно. Пойдем по залам.
В просторном помещении на первом этаже меня встретила многообразная информация из разных времен.
2
Жаль, что «о короновирусе», информация лишь «в том числе». А ведь где сегодня, если не в Музее гигиены об этом рассказывать! Уверена, что этой теме стоило бы уделить больше места и внимания.
Информация выполнена скорее в плакатном жанре (невольно вспомнила «пропаганду и агитацию советского периода»). Чем характерен этот жанр? Не заморачиваясь на собственные формулировки привожу цитату:
«Плака́т (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать), или постер (англ. poster — плакат) - разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера».
Привела эту цитату еще и для того, чтобы потом не отвлекаться и не концентрировать ваше внимание на том, что это один из излюбленных жанров в данном музее.
3
«Коснулась сердца» картинка с одуванчиками и надписью: «на одуванчики режим самоизоляции не распространяется»…
Да, романтик ходит по музею как злой гений.
А вот «Будни пандемии». Получается есть и праздники? Пандемии.
3
Конечно же, обратила внимание на не слишком заметный плакат о врачах, погибших в Санкт-Петербурге при исполнении своего долга. Из информации узнала, что отныне та Аллея Памяти, что организовала и сформировала народная стихия, сразу же, после гибели многих и многих докторов, в начале пандемии, теперь будет располагаться в Музее Политической истории. Что ж! Тот музей я знаю. Он проэкспонирует эту тему достойно, в этом не сомневаюсь.
4
Ну, а здесь мне вновь не хватило информации и какого-то глубокого сочувствия и благодарности героям. Да! Героям. Обратилась к интернету, чтобы показать ту же фотографию, но выполненную более качественно, чтобы перед ней встать и помолчать, приложив руку к сердцу. Знаю, что ушли лучшие.
6
На первом этаже было представлено много разного и интересного, тематически не связанного, хотя все в этом мире связано, а особенно то, что касается здоровья человека.
Эта картинка из прошлого века и не «отечественного производства», но кажется актуальна. Подтекстовка великолепна: «Любви на страшна пандемия».
5
Сейчас многие возмущаются против ношения масок. А не хотели бы такую? Из бересты! Оказывается и такие маски были. И вообще тут целый стенд о истории медицинских масок.
5
Сегодня особенно уместно поговорить о борьбе с эпидемиями в прошлые времена, например с чумой, которая вспыхнула в Европе еще в 14 веке унося миллионы жизней. И ведь только в 17-м веке французский медик Шарль Лорм создал специальный костюм для врачей, который способен был защитить от инфекции.
3
4
А разве не интересно припомнить, что первой, кто привился в России была сама Екатерина II, которая 23 октября 1768 года вакцинировалась, подав пример и остальным
В то время свирепствовала эпидемия оспы, от которой каждый год умирало не менее одного миллиона человек. От оспы, как вы помните, в возрасте 14 лет скончался царь Петр II.
Екатерина выписала из Лондона доктора Томаса Димсдейла, который взял «оспенную материю» у мальчика 6 лет, Саши Маркова. На случай неудачного исхода императрица приказала держать упряжку лошадей, чтобы доктор мог благополучно бежать из России, но все прошло успешно. После этого вакцинироваться стало модно и в очередь на спасительную процедуру встали все придворные и аристократы. Был привит и наследник Павел.
3
Как я уже говорила на первом этаже просторное помещение и потому «умещаются» разные времена и разная информация. Покажу выборочно.
2
А вот эта заметка вызывает досаду. Почему-то у нас очень часто ученые становились первооткрывателями, зато патент об изобретении получали иностранцы, Все оттого, что наши бюрократы тоже шли «впереди планеты всей». Обидно!
4
Всегда интересно рассматривать медицинские инструменты, которыми пользовались раньше. Многие инструменты, из тех что представлены, я еще помню.
4
Отдельный уголок посвящен блокаде. В 1942 году Россанинспекцией совместно с Ботаническим институтом и Ленглаврестораном был составлен список съедобных трав и установлены способы их приготовления. О том, как употреблять травы в пищу рассказывали по радио, выпускали брошюры.
Завод «Пищевик» стал заквашивать лебеду, одуванчик, мокрицу, подорожник, стебли и листья гороха, другие.
Прочитала о том, как варили студень из кожаных ремней, делали лепешки из одуванчиков.
3
Уже нужно было начинать осмотр собственно музея, а я все стояла «при дверях» и не могла оторваться от информационных витрин — так интересно!
Пока мы будем подниматься на второй этаж, где расположены 9 залов музея, можно немного поговорить.
Вполне возможно, что моим друзьям уже начало казаться, что я — искусствовед (Шопен, пуанты, краски и холст), должно быть, такая далекая от темы гигиены и медицины, вдруг взялась рассказывать о вещах столь мне не свойственных.
Нет! Совсем наоборот! Не случайно я так давно хотела попасть в этот музей.
Уже в первом зале, куда мы сейчас поднимаемся, я окунулась в атмосферу… детства.
2
Мои родители врачи, причем еще той формации, когда они ощущали себя врачами всегда и везде. Помогали не щадя сил. Всю жизнь. Медицинская терминология и обсуждения ситуаций, сложных случаев происходили дома, и я с детства знала, что родители борются с малярией, трахомой, туберкулезом, что очень донимали население после войны. Совсем маленькой, я нередко сидела и на приемах у отца (просто меня не с кем было оставить). Дело в том, что сразу после окончания института, мои родители получили хорошие распределения в Министерство здравоохранения. Но отец, прошедший всю войну и окончивший ее в звании капитана мед.службы, хотя ушел на фронт со студенческой скамьи, мама, что мечтала о профессии врача всю жизнь и закончив педагогический институт, все равно отработав положенное, поступила в медицинский, — они хотели «помогать страждущим», а потому уехали работать в дальнюю татарскую деревню, где и прошло мое самое раннее детство.
Когда снова переехали в город, родители нередко читали лекции в Доме санитарного просвещения (только тогда мы жили не в Петербурге — Ленинграде). Бывало, что сопровождала маму на ее лекцию, а иногда и вынуждена была слушать эти лекции, хотя мне было 6–7 лет. За «тихое сидение и хорошее поведение» мне потом давали пачку плакатов или брошюр.
1
Я уже умела читать и до сих пор помню названия, хотя дальше этого «ознакомления с литературой» мой интерес не распространялся. Ценность представляли обложки из мягкого картона. До сих пор помню: «Базедова болезнь» в обложке красной, «Туберкулез» в коричневой, «Беременность» в зеленой…
Коробочки от боров из стоматологии использовались как тарелочки для кукол, а рентгеновские снимки шли на другие поделки. Подарки маминых коллег…
Чувствую, что мы уже не поднимаемся по лестнице, а стоим и вместе со мною вспоминаем то, что действительно достойно памяти — о другом поколении врачей и нашей славной медицине, что ушли в прошлое. Но войдем в первый зал и простят меня мои читатели, я иногда все же буду вспоминать, потому что именно так и ходила по этому музею (увы, слишком хорошо сохранившемуся с советских времен — пора бы обновить).
3
В музее вообще много бюстов великих ученых-медиков, чьи открытия спасли миллионы жизней, а в первом зале, кажется особенно. Нет необходимости выкладывать здесь все, что я прилежно нафотографировала, нужно было выбирать, и я выбрала Пирогова.
3
С детства помню диафильм «Чудесный доктор» по Куприну. В маленькую комнатку набивалось множество ребятни с нашей улицы, приходили соседки, и начиналось «кино»… Мама или папа читали текст, а мы — зрители заворожено слушали (в который раз) о добром докторе, который не только вылечил, но и помог в трудной жизненной ситуации нуждающемуся человеку и его семье.
Мне это было понятно, ведь нас учили не «из телевизора», а постоянно случались жизненные уроки.
Один из них запомнила на всю жизнь. Мы шли с мамой в кино, я была в розовом гипюровом платье, мама в шифоновом. Выход в кино был событием и порою достать билеты было не просто.
Вдруг мужчина, что шел впереди нас несколько раз качнулся, как пьяный, потом упал, началась рвота.
Мама среагировала моментально. Она помогала ему, а люди шли мимо и смеялись — молодая, красивая «валандается» с пьяным… Мне было стыдно. Стала звать маму оставить пьяницу и идти дальше. Но она прикрикнула на меня: это эпилепсия, он болен.
Было неудобно помогать человеку наклонившись до земли и мама встала на колени. Телефонов не было, даже автоматов, она послала какого-то парня в городскую баню, что была неподалеку — там был телефон, по которому можно было вызвать скорую.
Мы не ушли до той поры пока не приехала скорая, и этот случай (вполне рядовой для мамы) стал для меня одним из уроков.
На стенде представлены медицинские инструменты и приспособления. Конечно, металлическую грелку мне увидеть не пришлось, и металлическую маску для наркоза тоже, а вот шприцы, пипетки, скальпели, ножницы, зажимы и, конечно же, стетоскопы мне были хорошо знакомы.
4
Сейчас медики редко даже прикасаются к пациенту — они смотрят анализы, а потом долго вводят данные о человеке в компьютер. Отчет очень важен.
А я помню, как врачи, что собирались у нас дома, вспоминали с восторгом старичка-врача Ёлкина, не имевшего никаких регалий. В Казани знали его как великолепного диагноста. Он приходил со своей «заветной» трубочкой — стетоскопом, слушал, осматривал и говорил свой вердикт — диагноз ставил безошибочно. Гений… Звали его обычно на консилиумы, когда возникали особенно трудные случаи и профессура, стоявшая вокруг внимательно слушала чудесного доктора Ёлкина… Ведь в лечении самое главное — это правильно поставить диагноз!
2
Особые отношения у меня были с микроскопом. Он стоял под письменным столом — отцовский, трофейный. В наши непростые 90-е я продала тот микроскоп и деньги выручили семью.
А в далеком детстве у меня была какая-то страсть зайти под стол (я была так мала, что не нужно было наклоняться) и открыть дверку. Меня наказывали, мне сердито внушали, но это была какая-то необъяснимая страсть.
Около этой фотографии я стояла долго…
4
В давние времена, мои родители называли больных иначе, они говорили — я иду к страдающему в палату.
4
Из архивов я узнала, что мой род со стороны отца — это священники (теперь знаю всех по именам до 17 века) и врачи. Из архивных документов также узнала, что мой дед о. Николай Яхонтов был настоятелем церкви в психиатрической лечебнице (Казань). Стало понятно, почему и мой отец стал психиатром.
Хорошо помню, что отец разделял пациентов на психбольных и душевнобольних. Теперь, с опытом, в том числе и церковном, понимаю, насколько такая дифференциация важна для правильного лечения.
Земская медицина… Для меня это в первую очередь Антон Павлович Чехов, которого понимаю и уважаю безмерно.
4
Пожалуй, мои родители в первые годы их врачебной практики в деревне, как раз и были продолжателями этой традиции. Мама всегда говорила, что молодому врачу нужно начинать свою практику именно на трудном участке, особенно в деревне, где ты часто оказываешься один на один с любой болезнью, потому что врач часто бывает в единственном числе.
Потом я нередко ездила с ней в командировки. С небольшой сумочкой — сборы несколько минут, мы выходили на дорогу и голосовали. Останавливались грузовики, иногда сажали в кабину, но мы и в кузове были рады ехать, лишь бы успеть…
С мамой я объехала много деревень Ульяновской (Симбирской) области.
Однажды она приехала из командировки восторженная — пришлось лететь на самолете, как я поняла, с открытым верхом, и летчик дал ей шлем, чтобы не страшно было, а в наушниках был отличный концерт по заявкам для полярников.
Однажды она шла к страдающему в деревню и провалилась под лед речки. Пришла, а обсушиться было негде — после войны жили бедно, дрова были в дефиците. Так она ко множеству своих болезней получила сердечную форму ревматизма и порок сердца.
В интернете я читала отзывы о музее гигиены, самые разумные рекомендуют непременно взять экскурсовода, иначе будет «скучно бродить» вокруг плакатов, стендов и муляжей, напоминающих о учебных пособиях студентов-медиков прошлой поры.
Мне не нужен был экскурсовод, потому что едва ли не с каждым экспонатом у меня были связаны или воспоминания, или ассоциации.
О том, насколько мне этот музей был близок и понятен, свидетельствует лишь тот факт, что в Эрмитаже я делала не более 200 снимков, а здесь около 300!
4
В зале № 2 много чучел животных — переносчиков инфекций. Чучела старенькие и проку от их показа нет. Гельминты (глисты) в колбах тоже не взывают к эстетическим чувствам. Поэтому я предложу вам информацию, которая может оказаться полезной.
Все же мы ходим в музеи не за красивыми картинками, а за информацией, а здесь можно найти много полезного.
2
Конечно, я открывала новое, иногда вспоминала забытое. Вот подзабыла, что пастеризованное молоко — это изобретение Луи Пастера…
3
К сожалению, стекло часто мешает сделать хорошее фото — мешают блики.
Третий зал посвящен нервной системе, рефлексам, привычкам.
В центре стоит чучело собаки. В отзывах одна слабонервная посетительница отметила, что увидев чучело собаки в центре — плакала. И как же она в таком случае рыдала, когда смотрела на заспиртованные результаты абортов — человеческие зародыши, во многом уже оформившиеся…
Я не стану показывать вам фотографии из зала, посвященному репродуктивной функции (в том зале, кстати, и запрещено снимать, хотя у меня и не было желания), не покажу вам несчастную собаку, а также заспиртованные человеческие органы, поврежденные разными болезнями. Пусть вас не мучит бессонница.
Просто вспомним рефлексы Павлова, призадумаемся о пагубных привычках — здесь этому посвящено определенное количество материалов.
Вот лотерейные билеты. В то время, когда страна переживала разруху, пропаганда здорового образа жизни велась очень активно и средства выделялись, о здоровье людей заботились!
1
Лотереи были и беспроигрышные, и с удачей.
Здоровый образ жизни и основы гигиены преподносились не всегда плакатно (хотя современная реклама еще более агрессивна). Достаточно посмотреть на некоторые смысловые игры детей — кто-то может быть помнит. Я помню.
Так играя стремясь быстрее попасть к финишу, дети одновременно узнавали много нового из области гигиены, оказываясь на том этапе пути, куда приводил их брошенный шарик с количеством доступных ходов.
1
У меня была детская книжка, которую отец читал мне вечерами, когда был свободен, называлась «Волшебные очки». Суть сводилась к тому, что мальчику подарили волшебные очки, которые звенели в тот момент, когда он готов был сделать что-то вредное для здоровья. Он должен был в этот момент надеть эти очки и тогда видел то, что могло бы произойти, если бы он совершил неправильное действие. Очки рассказывали и показывали все досконально — и микробов, и вирусы, и переносчиков заболевания, причины и следствия в очень увлекательной форме. Так герою книжки было рассказано, что такое ботулизм, когда тот хотел в походе съесть испорченные консервы, про круглых червей власоглавов, когда герой хотел пожевать колосья, проходя по полю, про дизентерию, когда мальчик хотел съесть немытый огурец и о многом другом. Книжка была очень интересная и в увлекательной, сказочной форме хорошо вразумляла.
Ну, а такой древний уголок стоматолога, мне кажется был еще во времена моего детства…
4
Воспоминания не из приятных!
3
Не только плакаты, комиксы, карикатуры иллюстрируют в музее важную информацию, есть и настоящие картины художников.
Это картина Г. И. Семирадского и называется «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».
2
О том, в чем причина смерти великого полководца до сих пор спорят. Версия отравления — одна из популярных.
Здесь на картине изображен тот момент, когда больному Александру передали записку с сообщением о намерении врача Филиппа его отравить, не поверив, Македонский передал записку Филиппу и выпил лекарство, которое тот приготовил.
О чем эта картина? О доверии врачам или о том, что врачи могут преступить закон… Не знаю.
Сердечный уголок довольно уютный, хотя болезни здесь показаны совсем не уютные.
1
На этом электронном стенде можно прикоснувшись указкой к названию увидеть, где загорелся огонек и идентифицировать название с областью сердца.
Ну, а здесь тот самый уголок социальных болезней. Статистика ВИЧ, венерических болезней, туберкулеза меня не впечатлила — статистика вещь грубая, ну, а такие стенды как «из истории презерватива» и прочее, отпечатались на фото не очень четко.
2
О здоровом образе жизни я и сама могу прочитать лекцию — этих лекций я наслушалась в детстве. Правда посмотрев на эти муляжи аппетит пропадет надолго.
2
Если же не пропадет, то не забывайте о необходимости контролировать свой вес.
Рассчитывать нужно так:
Я рассчитала. Выяснила, что со мною пока в этом смысле все в порядке и сфотографировала эти рекомендации, скорее для читателей, потому что сама никогда не думаю о калориях. Увы.
1
В нашей семье питались правильно. Завтрак был хорошим. Всегда что-то горячее — блинчики с мясом и чай (к примеру). Обед был вкусный, из трех блюд, а вот сытный ужин не приветствовался. Долгое время я вообще не ела после 7 часов вечера.
1
Сейчас я сдала позиции и веду неправильный образ жизни. Могу съесть много пирожных, конфет… Но укоряю себя и понимаю, что неправа. Из «правильного и здорового прошлого» остались только обязательная утренняя гимнастика и потребность в движении. Так что я не пример для подражания.
3
Как вы уже поняли, я ничуть не жалею, что посетила музей, и довольно подробно о нем рассказала, дабы желающие его посетить знали, что их ждет.
У меня создалось впечатление, что музей очень нуждается в средствах для обновления, но их, кажется нет…
В музее часто бывают дети (группы школьников) — для них проводят экскурсии и это очень хорошо!
Видимо так музей и выживает.
Не сомневайтесь, что я могла бы рассказать вам еще очень много интересного, но рассказ и так получился слишком длинный — нужно и честь знать!
Страшные картинки я показывать вам не стала. У всех настроение хорошее и бодрое (от настроения тоже ведь зависит наше самочувствие и здоровье). Так что могу поздравить с наступающим Новым Годом и пожелать здоровья!
Впрочем, мы желаем друг другу здоровья каждый день, когда говорим замечательное наше слово: «здравствуй!»