Особняк Румянцева — интересный исторический объект, в котором снаружи и внутри представлены совершенно разные вехи истории. Само здание было построено еще в начале XVIII в., а в 1802 г. его купил председатель Государственного совета граф Румянцев. Он же завещал — и завещание было выполнено — передать особняк под музей. И в 1831 г. здесь появился первый частный публичный музей в России.
А позже музей перевели в Москву. В особняке был устроен доходный дом, и квартиры сохранились аж до 1990-х. Параллельно после революции здесь обретались самые разные организации, например центр социального страхования, школа пионервожатых и областное управление кинофикации. То есть это был аналог современного офисного здания.
И в 38-м году особняк Румянцева, вернее, часть его снова стала музеем — истории и развития Ленинграда. Время от времени название менялось, но не принципиально. Открывались экспозиции, посвященные разным этапам истории города, последние — это «НЭП. Образ города и человека» и «От будней к праздникам. Городские этюды из 1930-х». А что касается названия, то сейчас это филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
По счастью, сохранилось внутреннее великолепие особняка, по крайней мере на входе. Мраморная и Дубовая лестницы, большой Мраморный зал смотрятся очень роскошно. Правда, сознаюсь, увидела я их не сразу, т. к. приехала с конкретной целью: посмотреть экспозицию «Коммунальный рай». Однако мне сказали, что должна набраться группа, и тогда в 15.00 гид все нам покажет и расскажет, а пока мне надо подождать в не столь роскошном холле. Пока ждала, почитала рассказы с чУдными иллюстрациями на тему Невы.
По прошествии часа выяснилось, что группа так и не набралась — хотя достаточно было найти еще двух человек, кроме меня)) За долгое ожидание (ну ладно, раз уж Вы специально приехали и столько ждали…) мне разрешили пройти и посмотреть «Коммунальный рай» самой (Справитесь без гида? — хороший вопрос!)) Вспомнив, как бродила в одиночку по музеям на Nastional Mall Вашингтона, я с некоторой долей уверенности ответила: «Да, пожалуй, справлюсь…). Мне даже позволили не брать, как положено, отдельный билет в «коммуналку», а просто оплатить проход в сам музей в целом.
Но «Коммунальный рай» — даже без гида))) — настолько впечатлил, что о нем точно расскажу отдельно, тем более что он и позиционировался как нечто отдельное, с отдельным билетом. А здесь лучше попробую поведать о постоянных экспозициях филиала Музея истории.
Первое, что я увидела, выйдя из «Рая», — это довоенный телевизор. Смотритель зала подтвердил: да-да, уже до войны были вот такие, Вы видите один из первых! Признаюсь, думала, что появились они уже после войны…
Вот здесь я и зависла… Очень люблю, как уже говорила в предыдущих отзывах, музеи, посвященные именно советскому периоду. Здесь и НЭП, и 30-е годы представлены весьма полно: вещи, документы, фото и самое наглядное — фрагменты квартир того времени.
Обстановка небогатая, но ведь и цены были не так уж высоки: на бытовые предметы, одежду, продукты.
При этом партия не забывала напоминать, благодаря чему и кому жить стало лучше, жить стало веселей.
На самом деле скажу без сарказма: все-таки многое дала Советская власть в 20-30-е годы людям «из низов», простым обывателям. И согласитесь, особенно женщинам.
А насчет веселой жизни — как раз в период НЭПа повсюду стали открываться увеселительные заведения, и это не только рестораны, кабаре, варьте, но и театры, клубы.
Кроме экспозиций о довоенном времени есть зал «Ленинград в годы войны» и комната блокадника.
А это макет «На Васильевском острове в 1941 году».
В заключение могу сказать однозначно: филиал музея очень понравился! Если бы заранее выбирала, в какую из частей Музея истории СПб пойти, выбрала бы именно его. Думаю, интересно будет всем: и любителям интерьеров XVIII–XIX веков, и тем, кого занимает период первой половины ХХ века. Да что говорить, даже идти до Английской набережной (дом 44) было увлекательно — я Медного всадника прошла)) Добавьте к этому временные выставки, например, на момент моего визита это была выставка «Путешествие в Крым». Каждый найдет что посмотреть.