Не дается мне в руки петербургская золотая осень, как ни старайся поймать момент. Казалось бы, первая декада октября — самое ее время, но листва упорно не хочет золотиться, и солнышко выдается природой крошечными порциями, не жалеющей при этом дождя, ветра и холода. Ситуацию с погодой спасали культурные мероприятия, которых в городе не счесть! Я уже рассказывала о выставке Бориса Григорьева в музее Фаберже, именно она подтолкнула меня заглянуть в музей-квартиру И. И. Бродского, который был близко знаком с Григорьевым, ценил его творчество и приобрел в свою коллекцию две знаковые работы: «Улица блондинок» и «Портрет Шаляпина» Борис Григорьев «Первый мастер на свете» Эти картины вызывают неизменный интерес, притягивая внимание: первая — необычной театральной мизансценой, а вторая — непривычным образом артиста в домашнем халате, босого, полулежащего на диване. В мой визит оба полотна временно покинули квартиру Бродского («Блондинки» уехали на выставку в музей Фаберже, а «Шаляпин» — в Шереметьевский дворец на выставку, приуроченную к 150-летию Ф. И. Шаляпина, куда я тоже наведалась). Интерес к знаменитой квартире коллекционера был подогрет также и сведениями о том, что в ее столовой висит знаменитое изображение Ф. И. Шаляпина в образе Мефистофеля к опере Шарля Гуно «Фауст» работы А. Я. Головина.
Бывает же такое: в Шереметьевском дворце на выставке Шаляпина все люди слушали экскурсовода, лишь я и еще одна девочка с аудиогидом в ушах усердно фотографировали экспонаты. Каково же было взаимное удивление: в музее-квартире Исаака Бродского я встретила ту же девочку, все так же старательно фотографирующую картины. Мы обе застыли от изумления — «одними тропами ходим!» (объекты находятся не на расстоянии вытянутой руки). Площадь Искусств, дом 3 — адрес музея-квартиры Исаака Израилевича Бродского
2
Рядом — бронзовый гений русской поэзии, взирающий на замечательную площадь, окруженную сплошными достопримечательностями. Всю информацию, связанную с деталями посещения, можно посмотреть на сайте музея. Мне, советскому человеку, сформировавшемуся задолго до перестройки, естественно были хорошо знакомы картины — «Ленин в Смольном» и «Расстрел 26 бакинских комиссаров», но я совершенно не представляла, что за личность — Исаак Бродский — один из самых известных художников начала 20 века. Неоднозначный был человек (это я узнала при подготовке материала), и не раз удостаивался нелестного сравнения с «главным вельможей советского искусства», при этом наделенный множественными талантами, одним из которых было умение красиво жить, приспособившись к обстоятельствам.
Еврейский мальчик, родившийся в 1884 году в глухой деревеньке недалеко от Бердянска в семье мелкого торговца, желал красивой, обеспеченной жизни, а потому работал, не покладая рук, как и его главный учитель - замечательный Илья Репин - часто на заказ, создавая одно полотно за другим. Те, кому интересна подробная биография первого президента советской Академии художеств и страстного коллекционера, думаю, справятся и без моего участия — об этом есть достаточно материала — только руку протяни. Про Бродского — художника пишут, что он был чертовски талантлив и создал собственный «ажурный» стиль
2
Автопортрет 1904 г. (художнику 21 год). В бывшей квартире графов Виельгорских, где сейчас и находится музей, Исаак Израилевич Бродский прожил свои последние 15 лет. После его смерти в 1939 году родственники передали коллекцию живописи Всероссийской Академии художеств, а через 10 лет в квартире открылся музей, куда я шла смотреть картины известных мастеров, оставшиеся от его прежней коллекции
7
Как оказалось, квартира Исаака Бродского — это не просто собрание больших и малых художественных шедевров, она представляет собой также довольно камерное, наполненное домашним уютом пространство, не растратившее былой эстетики уголка увлеченного коллекционера
6
А настоявшийся, отнюдь, не музейный запах, свидетельствует о том, что здесь когда-то жили люди, и бурлила жизнь. В элитную квартиру в аристократическом центре Бродский с семьей переехал в 1924 году, заняв 4 комнаты, предоставленные городской властью. В первые годы кроме самого художника, с ним жили еще семь человек, в том числе две сестры второй жены Татьяны Мясоедовой и ее племянник, племянники самого художника и его подопечный студент Белоусов, тоже ставший видным ленинградским художником (не всякий способен приютить своячениц, да еще с дитем — это положительный плюсик к характеристике). Позже здесь же поселился и сын Бродского от первого брака — Евгений. Семья содержала и домашних животных: собак — тойтерьера Джоньку, французского бульдога Гогу, сибирскую кошку, канарейку и попугая Коко. Возможно, поэтому и остались обволакивающие многослойные запахи?
Вход в квартиру первоначально был со двора, а первые две комнаты занимали сестры жены. В мой визит можно было войти лишь в столовую и мастерскую. Я не выясняла подробности, так как не представляла, как организовано пространство. Замечу, что одна из комнат отдана под временные выставки. Страсть к собирательству произведений искусства обрушилась на Бродского внезапно, после того, как Илья Репин подарил ему три рисунка, и это было толчком к созданию будущей коллекции. Бродский считался отличным экспертом русской школы живописи и мог на ощупь, с завязанными глазами узнать работу по характеру мазка и живописной фактуре холста. При жизни Бродского картины и рисунки покрывали стены комнат сплошным ковром от пола до потолка — более тысячи экземпляров. После смерти художника в 1939 году коллекция значительно поубавилась, но посмотреть и сейчас есть на что
6
4
Это работы Репина, А. Бенуа, Рериха, Коровина, Шагала, Маковского, Айвазовского, Серова, Сурикова, Поленова, Кустодиева и других художников
9
8
В.Е.Маковский "Просительница", 1917
7
К.С. Петров-Водкин "Ласка". 1919г.
7
В.И. Суриков "Прислужница"
9
С.В. Бакалович "Гречанка у моря", 1908г.
Столовая (гостиная) во времена Бродского являлась центром дома. Все внутренние помещения вели сюда, где собиралась за большим столом большая семья художника. Этот дубовый раздвижной стол на массивных ногах помнит прежние времена — он и тогда стоял в центре, покрытый светло-зеленой скатертью с орнаментом в стиле «модерн», а вокруг него — дубовые стулья. Здесь происходили импровизированные концерты, встречи с друзьями, радушные застолья
8
В Столовой от старинного убранства интерьера сохранился паркет, панели, двери и окна из красного дерева, а также угловой камин с полкой из редкого, черного с прожилками мрамора, на камине — разные интересные предметы
7
На камине: скульптурный портрет Т.П. Мясоедовой - Бродской; "Будда", неизвестного художника; скульптурный портрет В. Серова, работы Стеллецкого; ваза в стиле "модерн" (Австро-Венгрия), 1905-1910гг.
Дубовый буфет с кованым железным замком, на нем — дорожка из вологодского кружева, резной поднос из абрамцевских мастерских с графинчиком — просится в кадр
9
На круглом столике лежит деревянная шкатулка в виде огромной книги с фигурным замком, изображением гирлянд и букетов роз — бювар середины 19 века из Австрии для хранения рисунков и репродукций
5
В углу у окна стоит массивный письменный стол, центром которого является чернильный прибор из 6 предметов и фотографии Репина, Горького, матери И. И. Бродского, его красавицы — дочки — Лидии, ставшей впоследствии известной художницей
6
В жизни живописца важное место занимала музыка. Бродский играл на скрипке, мечтая в детстве стать профессиональным скрипачом. Его друзьями были Шаляпин, Дунаевский, Русланова, Утесов и другие известные люди из музыкальной среды. В столовой стоит старинный рояль, на его крышке — уникальные фотографии с дарственными надписями Репина, Бродского, Карпинского, Будённого
6
Как и при жизни Бродского среди разных полотен много картин Ильи Репина
Мария Клавдиевна вместе с Репиным организовала рисовальные классы в Петербурге — «Тенишевские мастерские». Репин написал семь ее портретов, так как был увлечен моделью. Этот портрет из коллекции Бродского демонстрировался на выставке под названием «Повелительница» (гордый профиль, величественная поза — все так). Сама же Тенишева критически относилась к работам Репина: "Писал и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. На моем последнем портрете во весь рост мало того, что отсутствовали ноги, но и рука оказалась сломанною, точно приставленною. Репин два раза присылал мне этот портрет, и я два раза его отсылала". Княгиня в этом высказывании оказалась явно не права: величественная поза, гордый профиль и мажорное сияние красок роскошного наряда удались.
Еще один незаконченный — эффектный, выполненный в парадном стиле портрет Марии Карловны Бенуа работы И. Е. Репина, украшает столовую Бродского. Однажды Евгений Лансаре (происходил из семейства Бенуа-Лансаре) сообщил Бродскому, что в Гостином дворе выставлен на продажу незаконченный репинский портрет. Бродский незамедлительно приобрел работу. Мария Карловна Бенуа, урожденная Кинд, была в то время женой художника Альберта (Альбера) Бенуа, при этом брак оказался непрочным, между супругами произошел разлад. В это время в жизни Марии Карловны появился Сергей Иванович Танеев - молодой талантливый пианист и композитор. Их многое сближало, что поспособствовало возникновению взаимной страстной любви. Альбер дал согласие на развод, дети в этом случае должны были остаться с ним. Моральные убеждения Танеева не позволили ему стать причиной разлуки Марии Бенуа с детьми, и он принял решение отказаться от брака с любимой, поэтому прожил холостяком, посвятив жизнь музыке. Портрет написан во время ее романа с Танеевым.
7
Репин Илья Ефимович "Портрет М.К. Бенуа", !887г.
Портрет обещал стать шедевром уже после нескольких сеансов, но что-то помешало продолжить работу над ним (то ли Марии Карловне, известной пианистке, профессору Петербургской консерватории, надоело позировать, то ли она отправилась в какое-то турне). Неоконченный репинский портрет с великолепно прописанной головой, тем не менее очень эффектен и написан свободно и непринужденно: " замечательно красивая женщина, откинувшись назад, как бы поглядывает на своих слушателей» (из воспоминаний Александра Бенуа). Чудесное изображение дочери Репина Верочки «Девочка с букетом (Вера Репина в саду Абрамцево» 1878 г.
6
И.Е. Репин "Девочка с букетом (Вера Репина в саду Абрамцева). 1878г.
Свет, благодаря различным оттенкам, мастерски передает ощущение жаркого летнего дня и струящегося воздуха, как в работах французских импрессионистов, одержимых пленэрной живописью.
Иметь качественное музейное произведение, безусловно, заслуга коллекционера. В случае коллекционера Исаака Бродского, главным достоинством является также и уникальность собранных вещей. Много ли известно портретов, написанных знаменитым пейзажистом Исааком Левитаном? А в музее Бродского хранится не просто портрет, а изображение Софьи Кувшинниковой, личности яркой и неординарной, послужившей Антону Чехову прообразом героини рассказа «Попрыгунья»
8
И.И. Левитан "Портрет С.П. Кувшинниковой", 1988г.
Левитан редко писал в этом жанре, но здесь блестяще проявилось его портретное дарование. Изящество женского образа передают и грустное настроение, и атласные переливы платья. Софья не слыла красавицей, но являлась умной и незаурядной женщиной, хорошо рисовала и музицировала. В ее квартире собирался кружок представителей московской интеллигенции, а Антон Павлович со своей «Попрыгуньей» «опорочил» светлый образ, заслужив справедливую критику и обиду со стороны Исаака Ильича, обожавшего эту женщину. И таких «жемчужин-находок» в коллекции много. Знаменитое изображение Федора Шаляпина работы А. Я. Головина в роли Мефистофеля в костюме, подготовленном для постановки в Миланском оперном театре Ла Скала в 1904 году, является замечательным примером театрального портрета
6
А.Я. Головин "Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно "Фауст", 1905г.
Очень люблю Бориса Кустодиева. В столовой представлены две его работы. Колоритный бородатый купец увлечен подсчетом золотых и бумажных денег
9
Б.М. Кустодиев "Купец"
Моделью для персонажа послужил муж сестры художника — Василий Кастальский. «Масленица» — признанный кустодиевский шедевр, рассказывающий о празднике проводов зимы в провинциальном городке сказочной Руси — без драм, без бурь, без потрясений
8
Б.М. Кустодиев "Масленица", 1919
В 1930-е годы, когда единственным допустимым художественным методом в русском искусстве был соцреализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за пределами этого направления. Его квартира стала одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда: Б. Д. Григорьева, А. В. Яковлева, М. 3. Шагала
6
М.З. Шагал "Вид в сад". 1917г.
Переходим к обзору дубовой винтовой лестницы, ведущей в мастерскую Исаака Бродского, располагающуюся непосредственно над столовой. Здесь прекрасно все: от веера ступеней, ее плавного изгиба, до обшитых панелями светлого дуба стен, увешенных портретами (а внизу, под лестницей, еще и дубовый камин сохранился, мою фотографию портит огнетушитель на переднем плане, поэтому не стала показывать)
10
На первом лестничном этаже внимание притягивает портрет нарядной дамы, написанный французским художником Анри-Франсуа Ризенером (дядя Делакруа)
6
Хорош и портрет П. П. Новосильцева работы В. Л. Боровиковского
7
Боровиковский Владимир Лукич "Портрет П.П. Новосильцева", начало 1818г.
Привлекает внимание большая картина «Смута», написанная С. В. Ивановым в 1897 году (в центре)
7
В центре - картина И.С. Васильева "Смута"
В лестничной экспозиции есть и работы Бродского, например, эффектный портрет московской красавицы балерины Нины Чернобаевой, участницы первого русского дягилевского сезона в Париже
Работа отличается строгостью позы, минимализмом фона, а образ подчеркнуто благороден и скромен. Портрет И. Я. Гуревича — русского писателя-сатирика, журналиста, драматурга
4
Бродский И.И. "Портрет И. Я. Гуревича". 1915-1916гг
Портрет жены английского посла Джорджа Бьюкенена (?). 1916
3
Лестница — место особого притяжения, советую постоять на ней подольше и постараться рассмотреть все работы, что будет сделать, прямо скажем, не просто, но желательно
5
Поднявшись по лестнице, оказываешься в мастерской художника, поражающей богатым убранством
6
В 1930 году этот зал с шикарной лепниной, высокими потолками добавили к квартире Бродских, и художник оборудовал в ней нормальную мастерскую. До революции здесь проводили литературно-музыкальные вечера (салоны) графы Виельгорские, братья Михаил и Матвей. На вечерах у Виельгорских собирался весь цвет русской культуры: Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Глинка, братья Брюлловы. На домашних концертах выступали и заезжие звезды — Полина Виардо, Лист и Берлиоз. В зале у зеркала стоит небольшой старинный рояль фирмы «Беккрер». Здесь и в наши дни звучит высокая классика, при случае можно поинтересоваться афишей
6
Мастерская без огромных полотен Бориса Григорьева кажется пустоватой, но я уже видела эти работы, поэтому ничего не потеряла. Мольберт, кисти и палитра с масленкой, коробочка с сангиной — инструменты художника Исаака Бродского
5
Мебель и другие предметы обстановки — все сохранилось от владельца квартиры. На столе у окна находятся личные вещи Бродского
3
5
Рядом со столом стоит бюст Ленина первой трети XIX века, выполненный А. А. Улиным
2
В мастерской, как и при жизни Бродского, находятся его картины, в основном, пейзажи дореволюционного периода. Интересен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении Козырщина Полтавской губернии
6
И.И. Бродский "Портрет Л.Д. Бурлюк", 1906г.
Комната с желтоватыми стенами, стулья, кушетка, в белых чехлах, женщина, сидящая на полу, растворившаяся в общей атмосфере комнаты, наполненной светом и воздухом. Картин, в действительности, много, но я не все смогла удачно сфотографировать, да и формат отзыва об объекте не позволяет загрузить их большое количество, поэтому подробного обзора творчества Бродского не могу предоставить
5
Работы И.И. Бродского: "Теплый день"; "Золотая осень"; "Зима"
Серия жанровых пейзажей художника И. И. Бродского отражает жизнь русской провинции. Картина «Праздник в деревне (Воскресный день)»- одна из его любимых тем
7
И.И. Бродский "Праздник в деревне"
«Красные похороны», картина, где изображена траурная процессия: рабочие хоронят товарищей, погибших 9 января 1905 года на Дворцовой площади
2
Художник написал работу в 1906 году, картину не допустили на конкурс, и Бродский решил показать полотно на Весенней выставке в Академии художеств, но полиция его «арестовала», свернув в рулон, и до 1917 года эскиз пролежал в полицейском участке. И после революции 1917 года Бродский заявил о себе как об активном приверженце неизбежных революционных преобразований, отвечая творчеством запросам советской власти. Бродский был делегатом II и III конгрессов Коминтерна, где рисовал с натуры Ленина и других делегатов. Он был знаком со многими членами руководства страны. С 1920 по 1924 годы Бродский работал над картиной «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (Таврический дворец)»
4
Именно за эту картину художник и получил в 1924 году квартиру на площади Искусств, став родоначальником «официозного стиля» (в музее — копия, оригинал размером 320*532 находится в ГИМ). Учитель Исаака Бродского — Илья Репин в своё время написал громадное (400×877 см) полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», которое сейчас экспонируется в Русском музее (огромное, ему отведен отдельный зал). Ученик Репина — Бродский смог превзойти учителя, нарисовав на одном полотне несколько сотен человек (стоит обратить внимание на прорисованность множества лиц)
2
Тема вождей мне не близка. Смотрите фотографии и вспоминайте — всем знакомо
5
Бродский И.И. "Ленин в Смольном"
3
Бродский И.И. "Ленин на фоне Кремля"
Ну и итоговая фотография обзора мастерской Исаака Бродского на втором этаже — ироничный графический портрет, написанный Борисом Кустодиевым в 1920 году, где Бродский изображен не художником у мольберта, а энергичным собирателем, несущим новое приобретение — картину «Купчиха» самого же Кустодиева
5
Исаак Бродский — выдающийся коллекционер и талантливый художник — это не подвергается сомнению. Не пожалейте времени, навестите его квартиру, посмотрите полотна известных художников и его собственные, прочувствуйте атмосферу элитной квартиры начала советской эпохи, найдите среди многообразия предметов быта и искусства что-то созвучное вашему восприятию.