Давно хотела посетить музей Суворова. С детства помню фильм Пудовкина о нашем замечательном полководце, да и само здание музея манило притягательностью модерна.
Давно хотела посетить музей Суворова. С детства помню фильм Пудовкина о нашем замечательном полководце, да и само здание музея манило притягательностью модерна.
Посещение не разочаровало, хоть я и не поклонница военных трофеев и прочей военной атрибутики, уникальность которых в богатейшей экспозиции музея несомненна.
Прикоснуться к нашей истории, к военной славе прошлых лет всегда полезно, особенно будущим воинам.
Надо сказать, что среди посетителей было немало именно мальчиков — детей и подростков с родителями.
Экскурсоводы что-то увлеченно объясняли — можно было заказать как индивидуальную экскурсию, так и для группы в несколько человек, но я прошла по залам музея самостоятельно.
Вначале хотелось бы немного рассказать о самом музее и о его здании, которое было спроектировано и построено Замечательным русским архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном.
Впрочем, сначала о нем самом. Родился фон Гоген в 1856 году, в Архангельске. Закончил Академию художеств, но еще до ее окончания уже начал работу в качестве помощника архитекторов П. Ю. Сюзора, А. Ф. Красовского и И. С. Богомолова., а ведь ему был всего 21 год!
Это был очень талантливый человек и этот талант был замечен. С 1896 года он действительный член Академии художеств, до 1908 года являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 еще и архитектором Высочайшего двора. Идеи «русского стиля» Александра Ивановича фон Гогена наиболее ярко выразились в церковном строительстве. Так в 1893—1989 гг. им была построена церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости, от которой до сегодня сохранилась лишь часовня (пр. Обуховской Обороны, д.24). В том же стиле было построено и здание Офицерского собрания (Литейный пр. д.20), эскиз которого принадлежал фон Гогену. Наконец, по проекту зодчего в 1901—1904 гг. было построено здание Музея А. В. Суворова (ул. Кирочная, д.43).
Все это я рассказываю для того, чтобы приехавшие в Петербург туристы обратили внимание на 37(!)сохранившихся в Петербурге, уникальных построек великого архитектора. Достаточно назвать особняк балерины М. Ф. Кшесинской или Санкт-Петербургскую соборную мечеть.
Интересны и его работы, где он выступил как скульптор: это известная скульптура «Царь-плотник», затем, «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году», памятник подвигу экипажа «Стерегущий» в Александровском парке.
Пишу этот рассказ и уже самой не терпится пройтись по всем-всем сохранившимся объектам, которые оставил о себе, как достойную память, великий архитектор.
Память действительно достойная и тем более грустно сознавать, что жизнь талантливого человека оборвалась трагически в 1914 году (застрелился в собственной квартире) и что на Смоленском кладбище, где был когда-то похоронен, его могила утеряна…
Что ж, времена были непростые. Ведь и память о полководце Суворове, тоже в течение 20 лет была предана забвению. И царям генералиссимус не очень-то угождал — такой был характер, и новой советской власти не угодил (даже после смерти).
Однако народ никогда не забывал своего героя, ведь музей построен на народные деньги!
В 1898 г. в связи со 100-летием со дня смерти Суворова при Главном штабе была учреждена Суворовская комиссия и организован сбор средств на устройство мемориального музея Суворова.
Солдаты, низшие и высшие чины, простые люди, чувствовавшие свою причастность к великому воинскому прошлому России, вкладывали свои сбережения на этот музей. В 1904 году музей был освящен и открыл свои двери для тех, кто желал познакомиться с уникальными экспонатами былой воинской славы самого генералиссимуса, а значит и всего русского воинства.
Поскольку здание изначально проектировалось и строилось как музей, вся экспозиция размещена в нескольких просторных залах, находящихся на первом этаже, а второй отдан для научной работы сотрудников.
Пройдемся по залам музея! О некоторых экспонатах я расскажу, а некоторые и не нуждаются в комментариях.
Сабля с ножнами была подарена А. В. Суворову донским казаком, участвовавшим с ним в боях. Суворов носил ее в 1792-94гг.
Камергерский ключ, принадлежавший сыну Суворова — А. А. Суворову.
Медали времени Французской революции
Письмо Павла I о присвоении А. В. Суворову звания генералиссимуса
Турецкие трофеи: Шапка янычара султанской стражи, янычарские ятаганы и ножны, топорики, булавы и перначи — знаки власти турецкого военачальника,
Книги об А. В. Суворове, изданные при жизни полководца в Европе и Америке
Полководцу были посвящены многие музыкальные произведения — некоторые из них здесь показаны.
Жена Суворова — Варвара Ивановна Суворова (1750–1806)
Дочь Суворова — Наталья Александровна Суворова (1755–1844)
Музей действительно очень интересный — невозможно сфотографировать и рассказать обо всех многочисленных реликвиях, документах, исторических свидетельствах.
После революции это хранилище славной памяти было закрыто и только в 1951 году музей вновь открыл свои двери.
Конечно же я советую побывать в музее. Тот, кто заинтересовался, может обратиться и к музейному сайту — там много полезной информации