История музея началась весной 1974 года, когда начальником Октябрьской железной дороги был подписан приказ «Об организации музея Октябрьской железной дороги». Чуть больше года велась работа по сбору экспонатов для формирования будущей уникальной коллекции музея и он был открыт в здании на Литейном проспекте. Но в 80-е годы вновь началась теперь уже более глобальная и масштабная работа по поиску и сохранению самых разнообразных объектов ж/д техники. В ней принимали участие руководители дороги, энтузиасты, любители истории страны. Количество экспонатов увеличивалось, в старом здании они уже не могли разместиться и было принято решение вновь создаваемый музей разместить на станции Шушары. Это легкодоступный район благодаря транспортному сообщению и находится он недалеко от города и в 1991 году был открыт первый в России Музей ж/д техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
1
Но работа по созданию коллекции не прекращалась, на полигоны Октябрьской железной дороги свозилось все, что удалось отыскать, спасти и что считалось гордостью отечественного машиностроения и железнодорожного строительства. Над каждой найденной моделью трудились эксперты и специалисты, практически все скрупулезно восстанавливалось до того внешнего вида, в котором выходило из заводских стен. Но многие модели до сих пор ждут своей очереди и вмешательства специалистов.
К моменту открытия музея его площадь была равна 7500 квадратных метров, а количество экспонатов составляло 40 единиц.
4
Пассажирский паровоз, построен Невским судостроительным и механическим заводом в 1917 году. Один из самых удачных и распространенных паровозов дореволюционной постройки, работавший на д/дорогах России до 1960 года.
1
Десятилетиями собираемая коллекция увеличилась до 180 единиц самой разнообразной техники, доставляемой не только со всей нашей страны, но и из-за ближнего и дальнего зарубежья. Сформировалсь насыщенная уникальными экспонатами коллекция исторического подвижного состава, достойная железнодорожной коллекции России и в 2001 году у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги открыл новую экспозицию, на территорию которой были перебазированы наиболее значимые экземпляры техники с площадки музея в Шушарах.
1
И конечно расположение музея в черте города, близость его к станциям Метро сделали его более доступным как для жителей города так и для туристов, и смело позволило включить его в список достопримечательностей города. Благодаря всем этим составляющим поток посетителей увеличился в 6 раз.
Почтовый вагон.
Почтовый вагон.
Но и это не последний перезд музея. В 2007 году начал разрабатываться план о переезде музея на станцию Балтийская, в 2012-м году началось строительство музея и осенью 2017 года «Музей железных дорого России» был торжественно открыт. Если стоять лицом к зданию Балтийского вокзала, музей находится справа.
Современное, огромнейшее здание музея спроектировано архитектурной мастерской Никиты Явейна «Студия 44».
2
Общая площадь музея — 57 тысяч квадратных метров, из них 17 тысяч — в помещениях. Представлено 28 тысяч экспонатов, 117 локомотивов и вагонов, 150 электронных киосков с информацией, 38 мультимедийных инсталляций.
1
Десятилетиями по крупицам собранная уникальнейшая коллекция предстают перед посетителями, какие-то экспонаты бережно хранятся под крышей музея,
3
1
но многие отреставрированные находятся под открытым небом.
1
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12, построена Николаевским судостроительным заводом в 1938 году. Использовалась в период Советско-Финской и ВОвойн.
2
Не думайте, что при посещении музея вам удасться быстренько пробежаться по нему и уложиться в минимум времени! Не получится, как ни старайтесь, музей настолько интересный, что реально закладывать и два часа и более. У меня к сожалению не было такого зхапаса времени-был куплен билет на электричку в Ораниенбаум, но около часа я погуляла точно и времени мне не хватило.
Перед каждым экспонатом установлена табличка с основными данными.
Ракетный модуль "Молодец" , поставлены на боевое дежурство в 1987 году, в 2002-2006 годах утилизированы.
3
На открытой территории музея можно воспользоваться экскурсией на паровозике, проходящей с мая по сентябрь.
3
Во время 15-минутной поездки можно познакомиться с основными ключевыми понятиями, о которых вам расскажет гид по радио. Автопоезд курсирует раз в час: 12–30, 13–30 и т. д.
В музее есть кафе, где можно подкрепиться.
2
В музее можно не просто совершить экскурсию и повысить свои знания о истории железнодорожного транспорта, но и посетить профориентационные занятия, провести какое-инбудь мероприятие-типа дня рождения или какого-нибудь еще знаменательного события. Также можно попробовать себя в роли машиниста тепловоза или пройти квест-карты. Все детали разнообразного времяпровождения можно изучить на сайте музея: https://rzd-museum.ru/