Путь в Ораниенбаум, заманивший нас обновленной Катальной горкой, лежал через Балтийский вокзал. Электричка в этом направлении ходит не так часто, как хотелось бы. До её отправления оставался час, поэтому пришлось заполнить паузу прогулкой
Путь в Ораниенбаум, заманивший нас обновленной Катальной горкой, лежал через Балтийский вокзал. Электричка в этом направлении ходит не так часто, как хотелось бы. До её отправления оставался час, поэтому пришлось заполнить паузу прогулкой
Увидев поблизости здание с вывеской «Музей железных дорог России», я вспомнила, что сын как-то присылал мне фотографию инсталляции из этого музея — «подстаканник», вызвавший приступ ностальгии у любительницы чаепития в вагоне поезда под стук колес
Включившийся авантюрный буравчик засверлил мозг: «успею». Касса, турникет, и я ошалело кручу головой, пытаясь понять, куда бежать. Муж же не одобрил галопический темп экскурсии, потому остался на перроне, строго-настрого наказав не опаздывать к электричке. В результате пробежки удалось сделать немного фотографий и получить неизгладимые впечатления, которые «напросились» в отзыв о музее, расположенном в нескольких зданиях, и захватившем приличный кусок территории под открытым небом бывшего товарного депо Балтийского вокзала.
Беглый осмотр показал, что музей на столько уникален, познавателен, творчески переосмыслен, что в нем интересно будет всем, независимо от пола и возраста. Я ни чуть не технарь, имею гуманитарное образование, но это тот случай, когда мощные экспонаты подвижного состава, заполнившие гигантское пространство, вызвали прилив восторга, удивив неформальным подходом к оформлению. Внутри здания царит полумрак, рассекаемый подсветкой, придающей картине романтичный флер, а раритетные паровозы, выставленные, словно на парад, видятся былинными богатырями, вышедшими на свет из тьмы забвения. Все «экспонаты» — стальные монстры железных дорог, извергавшие когда-то из своих недр пар и демонстрировавшие стальную мускулистость колес, имеют свою историю
Во входной зоне музея расположено два «паровоза-танка», при этом, танками, по сути, не являющимися (слово «танк» — от английского tank «резервуар», а и у танка-паровоза нет отдельного прицепа для угля и воды, всё это хозяйство упрятано в локомотив). Подобные машины работали на сортировочных станциях, где формировали составы. Экземпляр имеет весьма почтенный возраст, вызывающий несомненное уважение — 1897год
Паровоз С-68, созданный конструкторским бюро Сормовского завода, собранный в Петербурге на Невском заводе в 1917 году, является единственным в мире сохранившимся представителем пассажирского локомотива, способного работать низкокалорийных углях, ставшего прототипом для создания паровозов на десятилетия вперёд. Даже в то, далекое время, он мог преодолеть расстояние из Петербурга в Москву за 7 часов
Раритетный 100-летний экспонат выглядит весьма солидно и имеет колеса в человеческий рост. Товарный паровоз Од с номером 1080, произведенный в 1900 году, модифицированная «Овечка». В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз «О» самым массовым из дореволюционных локомотивов
Служебный вагон КВЖД, построенный в Риге в 1902—1904 гг., предназначался для элитных пассажиров. С 1935 года по 1945 год, в период японского управления Китайско-Восточной железной дорогой, император Маньчжоу-Го Пу И использовал этот вагон для совершения служебных и частных поездок. В конце 1940-х годов вагон был возвращен из Китая в СССР и использовался уже для служебных поездок руководителями советских и российских крупных чиновников
В нем есть спальные комнаты, рабочий кабинет, душевые, кухня, салон, занимающий почти треть вагона. В салоне стоит большой стол, покрытый зелёным сукном. За ним пассажиры могли сыграть в карты или шахматы и чувствовать себя как дома на протяжение всего пути (я не была внутри и не знаю, есть ли в этот вагон доступ — не нашла информацию. Проверьте сами, возможно, к вашему визиту появятся новые возможности).
«Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели; молчали жёлтые и синие; в зелёных плакали и пели»
Вот он зеленый — по наружному цвету — вагон III класса для пригородного движения (1914–1918), в котором «душно, кашель — курят много, грохочут рельсы, качка, сна ничуть» (М. А. Пробатов «Снежные поля»)
На мой взгляд, очень даже симпатичный вагон, а литераторы перестарались в поисках рифмы и образности. Благодаря габаритам вагон был способен увезти много пассажиров за весьма умеренную плату (снизить ее можно лишь за счет увеличения числа мест). Зато в вагоне было достаточно тепло даже в сильные морозы, плюс удобства
Лавки или полки — жесткие, без обивки (отсюда взялся долгое время бытовавший термин «жесткий вагон»).
Меня порадовал современный подход к оформлению информативного пространства — музейщики отказавшись от бумажных информационных табличек, заменили их на мультимедийные экраны
Вообще работа со светом и мультимедиа — очень сильная сторона музея. Помимо информационных мини-дисплеев в залах установлены огромные экраны с демонстрацией сведений из истории российских чугунок
(круг — это интерактивная карта). У меня было слишком мало времени, чтобы подробно остановиться на популярных интерактивах музея, их около 40
Как человеку, не равнодушному к творчеству, мне понравилось простое, зрелищное решение четырех инсталляций, олицетворяющих важнейшие виды искусства, называющихся «Виртуальный перрон». Они прячутся за бархатными шторами и открываются после нажатия кнопки. Каждая из них рассказывает свою историю. Так, виртуальный перрон — инсталляция балетной антрепризы «Русские сезоны С. Дягилева» посвящена артистам балета, гастролировавшим по Российской Империи. Артисты путешествовали по железной дороге, оборудовав в одном из вагонов зал с балетным станком. На другом экране шел фильм братьев Люмьер 1895 года «Прибытие поезда». Это виртуальный перрон «Анна Каренина»
В романе Льва Толстого нет случайных сцен и событий, и железная дорога символически проходит через все повествование. Не прошла я мимо вагона-ресторана, вернее кафе, под него стилизованного
При моем вихреобразном исследовании музея посиделки за столиком в ожидании заказа не предусматривались. Поэтому ничего не могу сказать ни про меню, ни про цены
При переходе из одного здания депо в другое как-то скромно приткнулся макет паровоза «братьев» Черепановых
На самом деле Черепановы — отец и сын, инженеры-изобретатели из крепостных рабочих Демидова, создавшие первые паровозы, построенные в России, в 1833 году и в 1835 году. Так как у меня было мало времени, я спрашивала у работников, куда пойти следующим этапом. Послали на улицу — там тоже очень интересно и познавательно
Абсолютный раритет — железнодорожная артиллерийская установка ТМ -3 — 12 была изготовлена для линкора «Императрица Мария Фёдоровна» еще до революции
Линкор пережил гражданскую войну, был затоплен, как и многие корабли Черноморского флота. Впоследствии стволы подняли со дна и применили для изготовления грозного оружия, стреляющего на расстояние более 40 километров, и отправили на Финскую войну. Железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» с возвышающейся над ним баллистической ракетой в предпусковом состоянии (без надобности пуска ракета находится внутри вагона, который внешне никак не отличить от обычного вагона-рефрижератора)
Про него сказано: «Уникальный мобильный „Ядерный щит“, не имеющий аналогов в Мире». Углеродный кран типа «Журавль», построенный не ранее 1908 года
Бронеплощадка на базе двухосной платформы, построенная на заводе «Серп и Молот» в Харькове в 1935 г., используемая в составе бронепоездов для зенитных орудий
Четырехосная зенитная бронеплощадка входила в состав двух бронепоездов: «Уфа» и «Салават Юлаев», также использовалась для размещения зенитных орудий.
Затем иду в очередной корпус музея — паровозное депо. Интересный экспонат — вагон-ледник для перевозки сибирского масла (1905 год)
Подобные вагоны появились на железных дорогах Российской Империи в 1862 году, раньше, чем в Европе. Для охлаждения внутреннего пространства оборудовались специальными карманами, в которые сверху через люки загружались куски льда вперемешку с солью. В дальнейшем были заменены на вагоны с машинным охлаждением. В этот вагон можно и заглянуть.
Паровозы и тепловозы советских времен с соответствующими посвящениями
Финский паровоз, который эксплуатировался на железных дорогах Финляндии с заботой об окружающей среде благодаря нестандартной форме дымовой трубы. В ней находится специальный искрогаситель — так конструкторы паровоза позаботились о предупреждении лесных пожаров
Более близкие к нашим дням экспонаты
Уголок депо, где трудятся ремонтники — слесари, обслуживающие подвижной состав
Каюсь, утаила факт своей биографии: когда-то мне пришлось поработать экономистом в сфере железнодорожного транспорта, поэтому кое-какие познания еще остались в голове, хотя было желание забыть, как страшный сон. Навеяло…
А дальше я взбегаю наверх в ту часть, где расположены стенды с названием «Дорога в историю»
Про БАМ знают все, поэтому посмотреть и почитать будет интересно. А кто-то может признать в молодых людях своих родственников, отправившихся давным-давно на молодежную стройку века
Далее можно почитать про знаменитых людей, внесших вклад в развитие отрасли. Немешаев Клавдий Семенович, инженер, тайный советник, министр путей сообщения в правительстве С. Ю. Витте
Чайковский Николай Ильич, старший брат прославленного композитора, работавшей на благо российских железных дорог
Символ путешествия по железной дороге — гигантский подстаканник
Если на экскурсию в Музей Железных Дорог России я потратила 45 минут, то на написание отзыва ушло два дня. Надеюсь, не зря старалась, пытаясь сподвигнуть вас на посещение очень интересного места.