В сентябре прошлого года мне посчастливилось побывать на экскурсии в выставочном комплексе «Ленфильма». Хорошо иметь родственников в Ленобласти! Дело в том, что, хоть музей и открыт ежедневно, и проводится по 5 экскурсий в день, но все они — в определенное время, на них надо записываться заранее, а также молиться, чтобы набралось не меньше 5 человек — иначе нерентабельно выйдет. Еще и часть павильонов может быть закрыта для нужд киностудии. Но нам повезло: во-первых, я успела к 16 часам «с корабля на бал», ибо только прилетела и сразу же из Пулкова поехала сюда. Очень удачно, что станции Московская и Горьковская — на одной ветке, а также что от Горьковской до Ленфильма идти всего 5 минут! Во-вторых, набралось нас 11 человек.
И экскурсовод Марина повела нас в первый павильон — «Гаражъ». Машины военного и околовоенного времени стоят здесь словно на большой темной улице со старыми вывесками и брусчаткой (на самом деле это коврик). Все машины действующие, и это легко заметить по «зияющим пустотам» в ряду автомобилей: не бывает, чтобы присутствовали все, несколько авто всегда на съемках. Мы увидели Форд, Делоне, Студебеккер, и у каждого из них послужной список не меньше, чем у иного актера.
Одну из машин, по словам Марины, нам подарили США после войны. Вот она, на фото (Марина).
1
Из «Гаража» через вестибюль, в котором стоит макет замка из знаменитой «Золушки» (1947) (Из чего сделан замок? — спрашивает гид. — Правильно, папье-маше), поднимаемся в павильон «Под колоннами».
Здесь самое время немного рассказать о истории киностудии. Старейшая в России, она не сразу называлась так: ведь началось все с увеселительного заведения «Аквариум», которое купец Георгий Александров открыл на Каменноостровском проспекте еще в 1886 г. Там показывали музыкальные и театральные постановки, а через 10 лет, т. е. в 96-м, публика была поражена «движущимися картинками» — сотрудник киностудии братьев Люмьер впервые продемонстрировал знаменитую ленту «Приход поезда». И Александров загорелся идеей создания подобных фильмов и в России. Ему удалось приобрести немало старинных и ценных даже по тем временам вещей, предметов интерьера, часть которых можно увидеть теперь в этом выставочном пространстве. В 1910-м купец скончался, но его дело было продолжено: в 14-м году была открыта киностудия, в 18-м ее национализировали (вкупе с кинолабораториями, киноателье и кинотеатрами Петербурга). И назвали «фабрику грез» — через 6 лет — в пролетарском духе незатейливой аббревиатурой «СевЗапКино». А уже в 34-м году, когда вышел знаменитый фильм «Чапаев», киностудия стала «Ленфильмом» (и будем надеяться, им и останется еще долго-долго!).
Уголок «Аристократия — XIX век». Кому что приходит на ум кроме «Царской охоты»?
Что понравилось в этом зале: мебель можно трогать, на стульях, к примеру, даже посидеть.
2
Не везде, конечно. Венецианский кабинет огорожен.
Но не будем забывать, что все здесь связано с кинематографом. Вот эта комната посвящена знаменитому сериалу о Шерлоке Холмсе. Узнаете костюм доктора Ватсона?
2
Наверняка многие знают, что королева Елизавета II признала нашего Шерлока Холмса самым достоверным и даже наградила Василия Ливанова Орденом Британской империи (между прочим, случилось это ровно 13 лет и 1 неделю назад). А все потому, что ленфильмовцы не отклонялись от текста, не придумывали ничего от себя — так объясняют создатели фильма такое признание (а легендарную фразу «Элементарно, Ватсон!» давайте считать тем самым исключением, что, как известно, подтверждает правило — ведь у сэра Артура ее как раз и не было)))).
Движемся дальше. Вдоль лестницы выставлено много экспонатов, особенно интересно взглянуть на костюмы. В любом рассказе о посещении киностудии непременно присутствует этот снимок: два костюма Ихтиандра. На самом деле их было 4, просто два из них полностью дублировали два других. Иначе говоря, и подводный, и наземный костюмы были выполнены в двух экземплярах — точные копии для гарантии. Чешуйки — тысячи чешуек! — пришивались на каждый костюм вручную. На наземном варианте они даже вырезались вручную — из кинопленки. «Голь на выдумки хитра» — в этой пословице и восхищение, и грусть…
2
Из 61-го шагнем на 30 лет вперед. Это платье сшито для Марины Влади — фильм «Пьющие кровь» (91) по «Упырю» Алексея Толстого. Зато прекрасное бисерное колье — настоящая работа XIX века (хотя полагаю, его не могли не реставрировать, ведь на леске тогда не плели и на проволоке тоже, а нитки наверняка истлели).
И снова о «Золушке»: та самая «хрустальная» туфелька, в действительности выполненная из оргстекла. Надо видеть, какая же она маленькая!.. Сейчас уже не секрет, что Янина Жеймо играла совсем молоденькую девушку, будучи в возрасте хорошо под 40)) Но ведь великолепно сыграла! Здесь как раз отступления от классической сказки Шарля Перро встречаются повсюду, однако сценарий Шварца, полный блистательного юмора и порой иронии, на мой взгляд, совершенно не испортил первоначальный текст и идею французского писателя. Первый послевоенный фильм, поставленный на этой киностуди (1947).
И еще один павильон, возвращающий нас в годы войны. «Война и кино» — так он и называется.
Справа от входа в зал на стене — очень грустные и длинные списки. Работники «Ленфильма», которых не стало в военные годы. Жестокая статистика: небольшая часть пропала без вести; около трети — «погиб на фронте», а две трети — «погиб в блокаду»…
На стеллажах и у стен — реквизит, оборудование, предметы из фильмов на военную тему. И не только: есть здесь костюм красноармейца Сухова и бурка Чапаева.
Но бОльшая часть зала посвящена Великой Отечественной. Фотографии, документы, фронтовые треугольники, переданные в дар музею. Блокадная комната с полной обстановкой, даже плащ на вешалке висит. Гид рассказала, что интерьер этот можно увидеть в фильме «Три дня до весны». Впервые он был показан в мае 2017 года, но как-то прошел мимо всех, кто был в нашей группе. После рассказа я, конечно, взяла его на заметку и посмотрела этой зимой, когда отмечали юбилей снятия блокады.
И опять мы выходим на лестницу, и опять — фильм по произведению Александра Беляева. Популярный фантаст 30-х годов жил в Ленинграде. И умер в блокаду — в Пушкине. С детства помню повесть «Голова профессора Доуэля». И то, что, описывая ощущения профессора, Беляев говорил о себе: он болел костным туберкулезом и три года лежал в корсете…
Фильм «Завещание профессора Доуэля» снят в 84-м году, и сценарий его отклоняется от сюжета повести. Но суть остается, и интересно увидеть лабораторию Доуэля, а особенно, конечно, голову))
1
Спускаемся на выход в вестибюль. Макет будущего парка развлечений Ленфильма — аналогичный лос-анджелесскому Universal Studios. Дело за малым: найти место для него)) В любом случае приятно, что и музей, и Ленфильм развиваются.
Я не рассказала о кинозале, о магазине литературы и сувениров, связанных с Ленфильмом, о кафе на 3-м этаже — что-то должно остаться «за кадром», друзья)) От души желаю побывать на замечательной киностудии всем, кто живет или гостит в Санкт-Петербурге!