Есть в Петербурге место, куда туристическая тропа проторена не слишком давно, однако тропа эта заветная, обещающая много интересных открытий. Путешествие может начаться у дверей вашего дома и ведет она к новому Киноцентру Ленфильма.
Есть в Петербурге место, куда туристическая тропа проторена не слишком давно, однако тропа эта заветная, обещающая много интересных открытий. Путешествие может начаться у дверей вашего дома и ведет она к новому Киноцентру Ленфильма.
Киноцентр — это не только киностудия, это еще и очень удобный модернизированный кинозал «Ленфильма», где можно посмотреть современные фильмы, а главное любимые ленты прошлых лет — из богатой коллекции студии. Это кафе, сувенирный магазинчик.
Однако, сегодня я хотела бы вас пригласить не в кинотеатр, а в музей, скорее, «выставочное пространство киноцентра», которое еще не получило гордого названия музея. На самом же деле это самый настоящий, очень интересный музей, который со временем непременно станет знаменитым.
Экскурсии по галереям и павильонам проводят сами работники киностудии, как говорят — старожилы, с многолетним стажем работы на Ленфильме. Не могу сказать обо всех, но мне с экскурсоводом повезло. Беседа была очень интересная.
Здание киностудии находится по адресу Каменноостровский проспект 10 — это всего лишь пять минут ходьбы от станции метро «Горьковская».
Когда-то, в XIX веке на этом месте находился популярный развлекательный центр Петербургской стороны — сад «Аквариум», который включал в себя не только парковую зону для прогулок, но и ресторан, театр. Однажды, после очередного спектакля зрителям показали новинку, прогремевший в Европе — фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Можно сказать, что с того памятного вечера и начинается история Ленфильма, хотя сама студия была здесь основана позднее, в 1914 году на основе Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета. Так что к недавнему столетнему юбилею Ленфильма, который отмечался два года назад и были приурочены все замечательные новшества, о которых в виду их молодости, пока знают немногие гости Северной столицы, да, впрочем, кажется, и сами жители.
Итак, настало время рассказать и о самой экскурсии по Ленфильму. Пусть простят меня скромные хозяева, но я все же буду называть то «выставочное пространство», по которому прошла с фотоаппаратом — музеем Ленфильма, именно так я восприняла череду интереснейших экспозиций.
Экскурсия начинается в так называемом «зале под колоннами», где находятся два интересных макета.
Это часы, которые «играли» в фильме «Гамлет» великого режиссера Григория Козинцева.
Ну, а это замок, где на балу танцевала «Золушка». Оказывается никакого великого замка не было. Вот по этим ступенькам «Золушка» как бы бежала вниз, теряя один башмачок, но это было снято методом наложения.
А вот и сам башмачок. Он выполнен из оргстекла и в фильме производил впечатление хрустального.
Для того, послевоенного времени, такой материал был в некотором роде диковенным. В витринах выставлены и костюмы, выполненные для фильма, тогда их сшили, за неимением достойных материалов из простых гардин… Да, кто-то пожертвовал свои домашние шторы!
Фильм «Золушка» был первый послевоенный фильм, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1947 году. Средств не было.
У нас любят сравнивать два фильма «Золушка» — советский и американский, ведь вскоре, в 1950-м году американцы сняли цветной полнометражный мультфильм «Золушка». Он был выпущен студией Walt Disney.
Оба фильма хороши, но наш фильм был снят по блистательному сценарию Евгения Шварца и в фильме снимались не менее блистательные актеры Эраст Гарин, Фаина Раневская, Сергей Филиппов, Василий Меркурьев.
В роли Золушки снялась Янина Жеймо — советская актриса польского происхождения. Ей было уже за тридцать, когда предложили эту роль, но она выдержала конкуренцию с юными соперницами, потому что было в ней что-то такое искреннее, доверчивое, что не сыграешь.
Зрители не знали, что актриса уже в возрасте и воспринимали ее как юную девочку. Была она очень маленького роста, с очень маленькой ножкой, на которую действительно налезала та миниатюрная бутафорская «хрустальная» туфелька.
А вот костюмы, выполненные для кинофильма «Человек-Амфибия».
Материалы, из которых делали костюмы тоже необычные. Так «рыбья чешуя» — это десять тысяч «чешуек», которые пробили из простой кинопленки, а затем покрыли простым лаком для ногтей. Пришивали чешуйки вручную!
Когда Ихтиандр плавал под водой в этом костюме, чешуя блестела, а когда он выходил на берег- его снимали уже в другом костюме. Подобно тому, как чешуя рыбы на воздухе блекнет, так и чешуя на втором костюме, должна была быть выполнена из иного материала. И снова выстригли десять тысяч чешуек, и вновь их пришивали вручную, только теперь эти чешуйки были из простого чулочного материала.
Все просто, но эффект был потрясающим!
Насколько наши отечественные мастера были великолепны, даже не имея, порою достойных материалов и средств, свидетельствует и это платье.
Его автор - мастер Анна Соловьева. В нем снималась известная американская кинозвезда Элизабет Тейлор в роли Феи, в советско-американском фильме «Синяя птица» (совместный проект 1976 года). Интересно, что костюм, который ей сшили в Голливуде, она отвергла, а вот это платье ей настолько понравилось, что после съемок она хотела его купить, но наше советское руководство не позволило.
Здесь блистает знаменитая в те годы «чешская бижутерия» — модницы прошлых лет ее хорошо знают. Все блестки тоже пришивались вручную!
Знакомые костюмы, в которых снимались любимые актеры в замечательном сериале 1980 года режиссера Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Эта постановка была признана лучшей в череде подобных фильмов о легендарном детективе. Говорят, что даже английская королева отдала предпочтение именно этой ленте. Уж очень фильм получился в традициях «доброй, старой Англии».
Это костюмы Короля и Королевы из фильма Козинцева «Гамлет». По куску «музейной» материи была воссоздана и остальная часть. Здесь есть настоящее «золотое шитье», так что можно говорить не только о «пошиве костюма», но об реконструкции, тонкой реставраторской работе. Для чего? Да просто в таком костюме совсем иное самоощущение актера, а значит и помощь в передаче необходимых эмоций, характера.
Много интересных разговоров возникает и при изучении реквизита, который использовался в фильмах. Ходишь мимо витрин и вспоминаешь кадры любимых фильмов, где эти вищи «играли».
Так эти, находились в кабинете профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце».
А это реквизит фильма «Дама с собачкой». Та самая перчатка…
То самое платье, в котором снималась Ия Саввина. Помните?
Как известно, замечательная актриса не имела специального актерского образования. Для участия в фильме ее нашли неожиданно на факультете журналистики! Удивительный талант. Счастливая актерская судьба.
Конечно, в экспозициях достаточно много фотографий. Некоторые доверчиво раскрывают «тайны съемок» знакомых фильмов. Оказывается, как и в фильме «Золушка», некоторые замки в фильмах были всего лишь макетами! А вот на экране они, благодаря монтажу, становились полноценными и монументальными архитектурными сооружениями.
Вот оператор рядом таким «монументальным» сооружением…
Некоторые фотографии рассказывают о том, как строили и большие, серьезные сооружения. Интересно приоткрывать тайны! Конечно, никому бы и в голову не пришло, что замок «Гамлета» был построен из… проволочных ящиков, в которых, в советское время, хранили молочные бутылки. Оказывается эти ящики очень хорошо сцеплялись друг с другом. После того, как из них построили великий замок, сооружение обтянули материей и спрыснули цементирующим раствором… Вот на этом стенде этот процесс зафиксирован в фотодокументах.
Однако, далеко не всегда кино, основано на иллюзиях. Многие предметы реквизита приобретены в антикварных магазинах. Как рассказывала экскурсовод, вещи, которые несут «аромат эпохи» помогают артисту лучше вживаться в роль.
Иногда поиск таких вещей — дело трудное. Ну вот эта бутылка шампанского (кажется из фильма «Игрок») — не имитация! Конечно, найти шляпку XIX века легче, нежели пустыю бутылку, ведь кто будет хранить пустую бутылку сто лет! Однако, оказывается, кто-то хранил.
Эти одноразовые игральные карты тоже из фильма «Игрок» и тоже настоящие.
Пока переходили в павильон, где сегодня находится замечательная коллекция автомобилей Ленфильма, прошли мимо павильона, в котором готовились к съемке. Пока еще дверь не закрыли, но обычно не просто закрывают, но даже задраивают, чтобы не было никакого постороннего шума.
Вот они — автомобили, которые мы не раз видели в знакомых нам фильмах. Они находятся в павильоне, имитирующем улицу, набережную
Кстати «булыжная мостовая» оказалась резиновым настилом, который легко разворачивается там, где это нужно.
Вот это «Делоне Бельвиль», действующая модель 1914 года. В каких только фильмах это авто ни снималось! «Адмирал», «Белая гвардия», «Распутин», «Матильда»… Перечисления заняли бы слишком много времени.
Эта модель «Форд, А» тоже достаточно легендарная. И тоже "актерская биография" очень впечатляющая.
Этот «Зис-110Б», представительского класса, выпускался в нашей стране с 1949 года по 1958. На каждую киностудию страны было выделено тогда по два автомобиля.
Конечно, в этом зале мы «подзависли» на некоторое время, ведь у каждой машины, кроме технических параметров, была и своя актерская, жизненная биография.
Кроме выставки автомобилей, производит впечатление и так называемый "Военный зал".
Невозможно рассказать обо всех экспонатах, но как можно пройти мимо костюма знаменитого Сухова из фильма «Белое солнце пустыни»!
А в комнате, показывающей обстановку блокадного Ленинграда из фильма «Блокада» я взяла крупный план стола. Там на блюдечке лежит хлеб. Конечно, это не тот «исторический» хлеб, но вот норма показана точно: тот кусочек что поменьше — норма для иждивенца, чуть побольше — дневная норма работающего гражданина…
Этот мишка самый настоящий — он из того времени, помнит блокаду. Хозяев давно нет, а он вот жив…
Побродить по территории Ленфильма можно только с экскурсоводом. Записываться на экскурсии нужно заранее по телефону 6066503, ведь Ленфильм — это очень сложное производство и если в каком-либо павильоне идет съемка, значит туда доступа не будет.
Поэтому экскурсии не всегда повторяющиеся. Посмотреть можно те помещения и соответственно экспонаты, которые открыты для посетителей именно в данный день и час.
Правда, выставка наград, которые получили те или иные ленфильмовские ленты, можно увидеть без помех.
Конечно, я рассказала и показала лишь малую часть того, что увидела и услышала в тот день, ведь моя задача не проведение виртуальной экскурсии, а лишь приглашение в новый интересный музей.
Когда будете в Петербурге — зайдите в Ленфильмовский киноцентр и я уверена, что вы узнаете еще больше интересного!