На территории «Ленфильма» в павильоне N5 работает интерактивный музей «Пропавшие в кинохронике», созданный творческой мастерской «Невский баталист».
Музей посвящен кинодокументалистам Великой Отечественной войны. В основе его масштабной трехмерной панорамы лежат страницы военной истории кинооператоров, фотографов, актеров, режиссеров, сотрудников киностудии.
Панорама занимает большой исторический съемочный павильон N5 на Каменоостровском проспекте (д.10Б). Снаружи павильон выглядит очень непрезентабельно, но, похоже, что ремонт все-таки скоро будет — уже отремонтировано соседнее здание, а некоторые другие на территории киностудии закрыты строительной сеткой.
На фасаде павильона можно видеть остатки старой лепнины
Вход в музей по сеансам. Продолжительность сеанса 45 минут.
Билет можно купить он-лайн, но я купила непосредственно в кассе за 20 минут до начала, отстояв небольшую очередь. Несмотря на будний день и дневное время, билеты на сеанс быстро закончились.
Перед началом сеанса группа собрались в «фойе», стены которого расписаны по мотивам известных фильмов.
В музее 15 залов — это 15 эпизодов трехмерной панорамы, объединенных одним маршрутом и аудиорассказом. Каждому посетителю при входе выдается аудиогид. Фотографировала мало — уж очень волнующая оказалась экспозиция.
Каждый эпизод на маршруте имеет своего героя, вокруг которого строится сюжет. Здесь мы видим выполненные в натуральную величину фигуры людей, макеты военной техники, элементы зданий. В экспозиции предствлено большое количество подлинных предметов военного времени.
Первой зал музея посвящен работе поисковиков на Невском пятачке в 1990-е годы.
Невский пятачок — это условное название плацдарма площадью 2–3 кв.км на левом берегу Невы. Отсюда с 1941-го по 1943-й год советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады Ленинграда и, несмотря на то, что все попытки прорыва закончились неудачно, Невский пятачок стал одним из символов мужества и героизма советских воинов.
Сколько полегло наших бойцов на этом плацдарме — точно неизвестно. Наиболее вероятным считается, что более 120 тысяч. Поисковые работы ведутся давно, но когда работы закончатся никто не знает… «Пока не будет предан земле последний погибший солдат — война не окончена» (А. В. Суворов).
В 1950-е годы территорию этого плацдарма разминировали и отдали горожанам под огороды и дачи. Много лет прошло с тех пор и к концу 20-го века уже не все хозяева дач могли себе представить, что хранит земля под их ногами.
В этом зале музея показано, как проходили раскопки на дачном участке и представлены находки поисковиков, в том числе подлинные — проржавевшее оружие, патроны, осколки снарядов, фрагменты снаряжения бойцов, по которым определили, что в числе погибших был кинооператор — рядом найдена кинокамера.
Пройдя в следующий зал мы переносимся в 1941 год. Тот же участок земли. Идет жестокий бой с фашистами.
Трехмерная панорама реалистична и достоверна — в ее создании принимали участие поисковики, историки, скульпторы, реставраторы. Авторы экспозиции работали с архивными документами, фотографиями, документальными фильмами, проанализировали сотни страниц воспоминаний участников войны.
В следующем небольшом помещении — бомбоубежище Ленфильма. Летом 1941 года на Ленинградской киностудии заканчивали работу над фильмом «Маскарад». С началом войны работа не прекращалась.
Далее мы видим цех Ижорского завода. До войны завод выпускал продукцию оборонного и гражданского назначения. С началом блокады здесь выполнялись заказы Ленинградского фронта и Балтийского флота. Зимой в жуткий холод завод работал. За станками — изможденные люди, дети, пришедшие на завод вместо отцов, ушедших на фронт. И кинооператор.
Этот сюжет посвящен оператору Анатолию Ивановичу Погорелову. С июля 1941 года Погорелов — командир минометного батальона, после ранения с марта 1942 года — фронтовой кинооператор. Работал на Ленинградском и 1-м Белорусском фронтах. 2 сентября 1945 года он снимал (в составе группы) подписание акта о капитуляции Японии на борту линкора «Миссури».
Военные корреспонденты выполняли свою задачу в тяжелейших условиях и на фронтах, и в тылу, и в блокадном городе. В залах демонстрируются документальные кадры военных лет.
Следующий зал — блиндаж, где для бойцов в часы затишья показывают кино. Во время войны большое внимание уделялось работе кинопередвижек. План демонстрации картин утверждал лично начальник политотдела, предпочтение всегда отдавалось бойцам передовой линии.
Эта эспозиция посвящена фронтовому кинооператору Ленфильма Евгению Шапиро. Перед началом войны он работал над кинокомедией «Антон Иванович сердится», но доснять не успел — ушел на фронт. Служил в звании старшего лейтенанта, был командиром роты, получил контузию. В госпитале Шапиро первый раз увидел этот фильм на экране. С марта 1942 года снимал в киногруппах Ленинградского фронта.
Кроме наших бойцов в блиндаже показаны и пленные немцы.
Следующий зал посвящен фронтовому корреспонденту Константину Михайловичу Симонову, автору знаменитых стихотворений «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и других. Он работал на разных фронтах, прошёл Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу, Германию, был свидетелем последних боёв в Берлине.
«От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли» (из «Песни военных корреспондентов» К.Симонова)
В этом эпизоде отражена тема лендлиза, помощи союзников, транспортировки грузов в условиях севера.
Следующий зал — «Оборона Сталинграда. Переправа через Волгу, 1942 г.»
Съемку переправы вел оператор Валентин Иванович Орлянкин. Он был зачислен в состав киногруппы Сталинского фронта в 1942 году, работал и на других фронтах. Его кинокамера запечатлела разные события — воздушные бои, оборону Сталинграда на Сталинградском тракторном заводе, пленных немецких генералов и другое.
Далее — «Битва за Кавказ». Зал посвящен Михаилу Михайловичу Боброву (1923–2018) — военному альпинисту, легкоатлету, лыжнику, писателю, почетному жителю Петербурга. Во время войны Бобров участвовал в маскировке шпилей и куполов Ленинграда, служил на Ленинградском фронте, сражался на Кавказе с подразделением немецких альпинистов «Эдельвейс».
На фото ниже — засада советских горных стрелков. Одна из фигур выполнена по образу М. М. Боброва, выше в скалах — его товарищ, сван (грузинский горец) Годжи Лурасабович Зуребиани.
Переходим в следующий зал. Здесь показано празднование нового 1944 год в партизанском госпитале, организованном в католическом соборе в Белоруссии.
Зал посвящен Марии Ивановне Суховой, фронтовому кинооператору, работавшей в тылу врага, в партизанских отрядах. Погибла 4 мая 1944 во время прорыва Ушачской блокады в Витебской области.
Следующий сюжет — Европа, городские бои.
Экспозиция посвящена оператору фронтовых групп Волховского, Ленинградского, 4-го и 1-го Украинских фронтов Владимиру Александровичу Сущинскому, погибшему во время съемок при штурме Бреслау. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боев и фронтовому быту.
Самый большой зал музея посвящен Берлину в мае 1945 года. Затишье после окончания штурма города. (На фото видны экскурсвнты, можно представить масштаб панорамы).
На улице под цветущими деревьями стоят бойцы женского батальона… Это отсылка к фильмам «А зори здесь тихие» и «О тех, кого помню и люблю».
В конце улицы — Рейхстаг, логово врага. На колоннах воссозданы по фотографиям и воспоминаниям реальные автографы советских солдат-победителей.
В залах музея нет случайных или не важных деталей. Всё требует внимания посетителей.
На фото ниже — фигура художника (прототип Борис Михайлович Неменский), который пишет картину. В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище и был призван в армию. Служил в Союзе военных художников имени М. Б. Грекова. Создал ряд фронтовых рисунков и этюдов.
На холсте изображены реальные люди, стоящие на ступенях Рейхстага, — это военные кинооператоры и фотожурналисты. Их имена известны.
Через портал разрушенного Рейхстага входим в зал «Нюрнбергский процесс».
На экране демонстрируются документальные кадры военного времени. На Нюрнбергском процессе был представлен фильм М. Большинцова «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков (1945).
Напротив экрана — скамья подсудимых. Геринг, Гесс, Риббентроп, другие преступники.
Последний зал — Победа, возвращение бойцов с фронта
В фигурах фронтовиков узнаем артистов — реальных участников Великой Отечественной войны: Ю. В. Никулина, В. П. Басова, М. И. Пуговкина, А. Д. Папанова, А. М. Смирнова, Э. А. Быстрицкую, С. Ф. Бондарчука.
Прототипами других фигур стали актеры, сыгравшие в фильмах о Великой Отечественной войне — Л. Ф. Быков, В. М. Шукшин, М. Ф. Мкртчан
В конце экспозиции находится стена с бумажными журавликами.
Своего журавлика здесь может оставить каждый посетитель.