В Санкт-Петербурге, во дворце Нарышкиных-Шуваловых на набережной реки Фонтанки, расположен частный музей, где находится крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже. Основа собрания музея — коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами во второй половине XIX — начале XX веков. Самая ценная часть экспозиции — коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже. Их в музее девять, лишь на одно яйцо меньше, чем в Московском Кремле.
Карл Фаберже — знаменитейший петербургский ювелир французского происхождения, при котором фирма его отца получила заслуженную славу и популярность, добился статуса поставщика императорского двора и стал главным придворным ювелиром не только дома Романовых, но и многих других европейских правящих домов.
Петер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье купца 2-й гильдии Густава Фаберже. Он с юных лет учился увелирному искусству. Карл был художником и дизайнером, и целый ряд изделий выполнен по его проектам. Кроме того, он был реставратором ювелирных изделий. Карла Густавовича называли «ученым и образованным ювелиром». Он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучал и восстанавливал произведения для отделений древностей и драгоценностей Императорского Эрмитажа, и делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно. Кроме того, он проявил себя как гениальный бизнесмен и менеджер.
В 1872 году Петер-Карл возглавил дело, и фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием. По-настоящему Карл Фаберже стал известен в 1882 году. Тогда ювелир Карл Фаберже участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Особого восхищения публики и знатоков удостоились копии древнегреческих золотых изделий из раскопок в Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Императрица Мария Федоровна, посетившая выставку, приобрела пару запонок в античном вкусе.
Первое пасхальное яйцо было изготовлено в 1883 году по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны. Заказ так понравился императорской семье, что яйца стали заказывать каждый год. Причем таланту Фаберже так доверяли, что до момента вручения готового изделия даже сам Александр III не знал, какое будет яйцо.
Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. Овальную шкатулку Фаберже «преобразовал» в горизонтально расположенное пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата и имеет золотую частично покрытую полихромной эмалью оправу с львиными маскаронами и вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания.
Карл Фаберже получал от императора полную свободу в выборе сюжетов и оформления пасхальных яиц, поэтому придворный ювелир должен был хорошо знать вкусы и художественные предпочтения императриц. Вероятно, мастер был хорошо осведомлен о любви Марии Федоровны к птицам. Их было много в загородных царских резиденциях, а в петербургском Аничковом дворце вдовствующей императрицы была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством пернатых.
В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает маленькая птичка. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и начинает петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, птичка исчезает.
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры — «1894».
Яйцо-часы «Петушок» было подарено Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. При нажатии на кнопку в верхней части туловища, отскакивает ажурная крышка, из-под нее появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями и укрепленный на ажурной же платформе. Он кукарекает, раскрывая клюв, и хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри, и крышка захлопывается.
Яйцо «Ландыши», поднесенное императором Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны (символизирующими чистоту, юность и невинность) и жемчугом и бриллиантами. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей сияют алмазы.
Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таким подаркам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года — одно из самых известных и прославленных творений К. Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву. Шестикилометровую парадную процессию замыкал позолоченная карета молодой императрицы, сделанная еще в 1793 году для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.
Миниатюрная абсолютно точная копия этой кареты стала сюрпризом традиционного пасхального подарка работы Фаберже, поднесенного императором Николаем II супруге на Пасху 1897 г. Во время работы мастеру приходилось неоднократно посещать императорский музей экипажей, а уже много лет спустя, когда встал вопрос о реставрации кареты, сюрприз Коронационного яйца оказался очень полезен при проведении восстановительных работ. Так шедевр фирмы Фаберже спас шедевр другого мастера из другой эпохи.
Яйцо «Орден Святого Георгия» — последний пасхальный подарок, выполненный фирмой К. Фаберже по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в 1916 году. Оно лишено драгоценных камней, сложных механизмов и вычурных сюрпризов. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы, и подчеркнуто аскетичный образ жизни августейших заказчиков.
Заказчиками Фаберже была не только императорская семья. Так, яйцо «Шантеклер» приобрел барон Алексей Кельх в подарок супруге.
С легкой руки Фаберже стало модно дарить с рождения на Пасху подвески в форме яиц, каждый год по одной. Стоимость подвесок начиналась от трех рублей. С годами у девушек собиралось уникальное ожерелье из подвесок, а у юношей-цепочка для часов.
1 из 6
В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Теперь имел право беспрепятственного входа во дворцы. Фаберже приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.
1 из 4
Фирма, являвшаяся мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня», пользовалась известностью и популярностью во всем мире.
1 из 6
В московском отделении фирмы, во многом ориентировавшемся на оригинальный русский стиль, был создан настольный прибор, частью которого является порткарандаш. Выполнен он, по мнению ряда исследователей, в виде литой фигуры московского князя Ивана Калиты. Головной убор князя инкрустирован розовыми сапфирами и изумрудами, а сам он жадно обхватывает денежный мешок («калиту»), представляющий собой емкость для карандашей.
1
1 из 5
По заказам фирмы работали лучшие петербургские ювелиры. Одним из них был Михаил Перхин, крестьянин из Олонецкой губернии; в его мастерской до 1903 года создавались императорские пасхальные яйца.
1 из 9
С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии.
1 из 11
1 из 4
После Октябрьского революции фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже — царскую семью, и само предприятие. Карл Фаберже покинул Россию в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне.