Еще одна мечта сбылась — я попала в музей «Фаберже». Не буду лукавить, что собиралась туда в основном ради коллекции пасхальных яиц, но поверьте, кроме них там есть на что посмотреть.
Еще одна мечта сбылась — я попала в музей «Фаберже». Не буду лукавить, что собиралась туда в основном ради коллекции пасхальных яиц, но поверьте, кроме них там есть на что посмотреть.
Немного официальной информации:
Адрес музея: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 21, Шуваловский дворец
Часы работы (в счастливое доковидное время): ежедневно 10:00—21:00 (сейчас могут быть изменения внесены в любой момент).
Стоимость билета на ноябрь 2020 года: 500 руб для взрослых, 250 рублей для детей и льготных категорий.
А, вообще, все указано на сайте: «Музей Фаберже» — частный музей, и сайт очень хорош и информативен.
Я уже давно подумывала посетить этот музей, но все как-то не получалась. Вот и перед этой поездкой робко зашла на сайт посмотреть расписание и цены, но почему-то не озвучила свой интерес подругам. А, возвращаясь как-то в отель, водитель такси спросил: «А были ли вы в музее „Фаберже“?» Собственно, благодаря ему в наших головах зародилось желание туда сходить на следующий день.
Билеты желательно покупать заранее на сайте, их сейчас не так много и пускают по расписанию с интервалом. Но желающих оказалось мало, так что мы спокойно купили день в день на ближайшее время в кассе музея.
Музей расположен в одном из красивейших зданий Санкт-Петербурга в Шуваловском дворце — памятнике архитектуры конца XVIII века. В его красоте и изыске вы сможете лично убедиться, ступив на порог парадной лестницы.
Условно жизнь дворца подразделяют на три этапа по фамилиям владельцев: Воронцовых, Нарышкиных и Шуваловых. Дворец многократно перестраивался как снаружи, так и внутри. Его жизнь всегда кипела: проходили шумные балы, приемы, гремели концерты, проводились выставки картин.
В советское время дворец был национализирован, в нем организовали музей быта, затем все экспонаты, картины были равномерно распределены между музеями и картинными галереями. С начала 1930-х гг. в здание заселился Дом инженерно-технических трудящихся, затем Союз писателей СССР.
Во время Великой Отечественной Войны вражеская авиация нанесла бомбовый удар, в результате чего пожар охватил деревянные стропила, рухнула кровля. По окончании войны началось восстановление.
После глобальной реконструкции 2013 года дворец был передан в аренду фонду предпринимателя Виктора Вексельберга «Связь времен», который открыл в нем частный музей «Фаберже». Цель фонда — возвращение на родину утраченных в XX веке ценностей.
Мы с вами долго задержались в парадной, пора переходить дальше.
Рыцарский зал украшен по периметру потолка сценами рыцарских средневековых сражений. На стенах представлены акварельные рисунки авторов Петра Балашова и Карла Пиратского.
Экспозиция рыцарского зала демонстрирует военные трофеи, праздничные кубки, чаши, вазы, фигурки, имеющие воинскую символику.
Чаша для пунша с черпаком
Рог для вина, г. Санкт-Петербург, 1850 (Фирма Сазикова)
Кубок с крышкой, г. Санкт-Петербург, 1840-е (?) (Мастер-монограммист «FG»)
Модель Царь-пушки, г. Санкт-Петербург, 1851 (Фирма Сазикова)
Помещение Красной гостиной просто великолепно в своей отделке: потолок пышно украшен лепниной с позолотой, богатые стены и дубовая мебель.
Оно продолжает военную тематику рыцарского зала. Здесь представлены изделия из серебра XVIII — XX веков, столовые приборы, интерьерные предметы, выполненные мастерами ювелирного дела дореволюционной России.
Пресс-папье «Тройка» (Санкт-Петербург, 1861. Фирма Сазикова)
Часы настольные в виде грифона с мечом и щитом, г. Санкт-Петербург, 1899−1904 (Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт).
Табакерки, г. Санкт-Петербург, 1830—1840 гг. (Мастер И. Кейбель)
Синяя гостиная — настоящая кладовая, она хранит самую ценную императорскую коллекцию семьи Романовы: девять пасхальных яиц авторства Фаберже.
Гордостью коллекции считается самое первое пасхальное яйцо «Курочка», изготовленное в 1885 году. Оно достаточно просто в оформлении (скорлупа из белой опаковой непрозрачной эмали, желток из матового золота, курочка из разноцветного золота и миниатюрная корона и кулон, которые бесследно исчезли), но послужило началом новой императорской традиции. Яйцо было заказано Александром III и преподнесено любимой супруге императрице Марии Федоровне как пасхальный подарок.
Император переживал, понравится ли подарок супруге, а зря. Яйцо пришлось по вкусу, и уже в том же 1885 году Фаберже стал придворным поставщиком на ближайшие 32 года.
Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс» стало последним подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре 1894 года. Вырезано оно из агата, оправа изготовлена из золота и частично покрыта эмалью. По бокам яйцо украшают львиные маскароны, а сверху дата оформлена алмазами огранки «роза».
Пасхальное яйцо «Воскресение Христово» выполнено из прозрачного горного хрусталя, а внутри него находится фигурки Спасителя и двух ангелов. По одной из неподтвержденных версий данный шедевр мог помещаться внутрь яйца «Ренессанс» и быть его утраченным «сюрпризом».
Яйца Фаберже преподносили в подарок не только членам императорской семьи, но и узкому кругу приближенных. Так герцогиня Консуэло Вандербильт (правнучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта и супруга английского герцога Чарльза Ричарда Джона Спенсера-Черчилля, 9-го герцога Мальборо), посетив Санкт Петребург в 1902 году, увезла с собой нежное произведение искусства — пасхальное яйцо герцогини Мальборо.
По своей форме яйцо напоминает французскую вазу, украшенную змеей. В 1926 году после развода с мужем герцогиня продала пасхальное яйцо на благотворительном аукционе певице Ганне Вальска, а в 1965 году его выкупил Малкольм Форбс, тем самым положив начало своей пасхальной коллекции
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подарено Николаем II Александре Федоровне в 1911 году. На скорлупе в овальном медальоне указана дата вступления на престол Николая и Александры — «1894», через два года они были коронованы в Успенском соборе, а в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации. Яйцо украшено портретами царской семьи (Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей) и историческими сюжетами, его поверхность отделана белой переливчатой эмалью с алмазными перетяжками. Художественные миниатюры написаны Василием Ивановичем Зуевым в технике акварелью по кости и покрыты пластинами из горного хрусталя.
В 1911 году Фаберже изготовил для Марии Федоровны пасхальное яйцо «Лавровое дерево», в кроне которого обитает «маленькая пичужка». С первого взгляда сложно понять какое отношение дерево имеет к пасхальной тематике. Однако, вечнозеленый лавр — символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Вероятно, взяв за основу любовь императрицы к птицам, которых в летних резиденциях было огромное количество, Карл Фаберже включил полет фантазии и изготовил уникальный подарок.
Если завести механизм и нажать на рычажок, то поднимается крышка, из-под которой появляется птичка, начинает петь, вертеться в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая клювик. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает.
Крона лаврового дерева украшена листьями из саянского нефрита и плодами из розового и желто-оранжевого аметиста, цитринов и розовых бриллиантов. Дерево посажено в кадку из белого мексиканского оникса, декорированную золотой сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.
Пасхальное яйцо «Ландыши» подарено Николаем II любимой супруге Александре Федоровне в 1898 году. Ландыши, изящно украшающие яйцо, выполнены из жемчуга, а на лепестках, словно утренняя роса, сияют алмазы и бриллианты.
Сюрпризом яйца являются миниатюрные медальоны с портретами супруга и двух старших дочерей: Ольги и Татьяны, которые появляются при вращении штифта.
Без вести утрачено «Яйцо с эмалью цвета mauve с тремя миниатюрами», но сохранился его сюрприз: рамка в форме сердца. С помощью хитрого механизма сердечко раскрывается, превращаясь в трилистник клевера. На лепестках изображены портреты сына, невестки и первой внучки вдовствующей императрицы — великой княжны Ольги Николаевны. Портреты написаны миниатюристом И. Цейнграфом в технике акварель по слоновой кости.
Пасхальное яйцо-часы «Петушок» имеет механизм подобный музыкальной шкатулке: при нажатии на кнопку появляется петушок, кукарекает, а после скрывается внутри яйца.
Пасхальное яйцо-часы «Шантеклер» изготовлено в подарок для Варвары Петровны Кельх (владелица золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ) в 1904 году.
Оно имеет часовой механизм и сюрприз в виде петушка, появляющегося из-под ажурной решетки. Механизм схож с пасхальным яйцом «Петушок». Только петушок декорирован не натуральными перьями, а эмалью и россыпью алмазов.
Пасхальное яйцо «Коронационное» 1897 года — одно из самых известных творений К. Фаберже, посвящено торжественному венчанию на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета въехала в Москву на позолоченной карете императрицы Екатерины II, созданной в 1793 году. Точная копия этой кареты стала сюрпризом пасхального подарка, преподнесённого императором Николаем II супруге.
Молодой мастер Г. Штейн трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки. Все было продумано до мелочей: дверцы открываются, подножки опускаются, даже колеса пружинят на рессорах.
Табакерка творения Августа Хольмстрёма вручена начальнику Военной канцелярии австрийского императора Франца Иосифа I генерал-лейтенанту Артуру фон Больфрасу на Пасху 1897 года.
Пасхальное яйцо «Курочка», созданное по заказу Варвары Кельх напоминает первое царское пасхальное яйцо, но имеет более яркий дизайн. Внутри желтка находится сюрприз в виде курочки, а в нее вложен мольберт со складными золотыми ножками и бриллиантовым сердцем с рубиновым пламенем.
Изначально на мольберте были изображены супруги Кельх, в настоящее время портрет цесаревича Алексея.
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» — последний подарок, выполненный фирмой К. Фаберже в 1916 году по заказу Николая II для его матери императрицы Марии Федоровны. Его дизайн сдержан и лаконичен, выполнен без излишеств, в его оформлении отсутствуют драгоценные камни, сложные механизмы и сюрпризы внутри. В тяжелый для России период Первой мировой войны роскошь не приветствовала императорская семья.
Яйцо «Орден Святого Георгия» посвящено награждению сына и внука императрицы Марии Федоровны «За службу и храбрость».
Информацию ниже скопировала с официального сайта Фаберже:
Получив этот сувенир, Мария Федоровна написала сыну: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе». Бывшая российская императрица, покинув Россию в 1919 году, не расставалась с пасхальным подарком сына до самой смерти (она умерла в Дании в 1928 году). Ее дочь, великая княгиня Ксения, унаследовавшая яйцо, так же бережно хранила его, несмотря на стесненные финансовые обстоятельства. Только после кончины Ксении Александровны в 1960 году ее сын, князь Василий Романов, продал яйцо «Орден Святого Георгия», выставив его на торги аукционного дома «Сотбис». В 1976 г. оно было приобретено американским газетным магнатом Малкольмом Форбсом.
В Золотой гостиной
собрана коллекция царских подарков: миниатюрные детали интерьера, бюсты, портреты, фоторамки, табакерки и шкатулки с государственной символикой и портретами русских императоров. Преподносились они по самым разным случаям: на государственные праздники, дипломатические визиты, и по личному желанию высочайших особ.
Уникальна рама с фотопортретом Николая II, выполненная из резного горного хрусталя,
а также блюдо, выточенное из саянского нефрита, украшенное золотыми ручками с бриллиантовыми вензелями Николая II и Александры Федоровны.
Одним из самых распространенных подарков XVIII века были табакерки, украшенные портретами императоров,
их инициалами или сказочными сюжетами.
Одним из направлений деятельности фирмы Фаберже было изготовление «Objets de fantaisie»: цветы, фигурки животных из поделочных камней, крошечные лейки, миниатюрная мебель. Карл Фаберже так отзывался о них: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит!»
Я питаю слабость к мелким деталям, в этом и последующих залах меня приходилось буквально за уши оттаскивать от витрин.
В Аванзале представлено уникальное собрание ювелирных украшений, письменных принадлежностей, предметов быта, покрытых эмалью-гиольше. Разнообразие цветовых оттенков просто поражает. К сожалению, секрет производства утерян.
До чего тонкая работа, с таким биноклем нужно наслаждаться действием, происходящем на сцене Большого театра, только из царской ложи.
Помимо уникальных произведений искусства, созданных в одном экземпляре, в Петербурге и филиалах фирмы Фаберже выпускалась массовая продукция, которую могли позволить себе различные слои общества. Стоимость их варьировалась от нескольких рублей до нескольких тысяч.
В Буфетном зале представлена керамика из коллекции Шуваловых и работы кисти французских и русских художников импрессионистов.
«Вид на Сен-Сирк-Лапопи», Анри Мартен (1860–1943)
«Вид на Московский Кремль», Сергей Виноградов (1870–1938)
«Суд Париса», Константин Маковский (1839–1915)
«Канатоходка», Генрих Семирадский (1843–1902)
Выставочный зал расположен на месте большой парадной столовой, переделанной в Большой кабинет при Шувалове. Помимо картин
«Ночная переправа через Днепр», Иван Айвазовский (1817–1900)
в зале демонстрируются предметы, выполненные из различных самоцветов мастерами фирмы Фаберже и уральских умельцев XIX–XX веков.
При создании предметов широко использовался нефрит, яшма, агат, малахит и уникальный седельниковский родонит.
Настольные часы с глобусом, г. Санкт-Петербург, 1908–1917
В бывшем кабинете графа Готическим залом в настоящее время представлено богатое собрание религиозных предметов, икон XVI века, царские врата (ок. 1600 г.) и серебряные оклады рубежа XIX–XX веков.
В Белой и Голубой гостиных представлена богатая коллекция изделий из эмали придворных фирм П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, Ф. Рюкерта, московских артелей, а также русский фарфор XIX века.
Фирма Павла Овчинникова выпускала сувенирную продукцию в старо-русском стиле: различные эмалированные блюда, ковши, чарки, вычеканенные из цельных листов металла в технике repoussé.
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей подарен президенту Франции Эмилю Лубе от французской колонии в Москве. Москва, 1902. Фирма П. Овчинникова.
Набор для крюшона (чаша на подносе с шестью чарками и черпаком), г. Москва, 1894. Фирма И. Хлебникова. Чаша украшена фотографиями Москвы. По ее венцу написано: «Братина, что море Соловецкое, пьют из нея про здоровье молодецкое». Чарки украшены другими застольными поговорками: «Чару пить, здраву быть», «по маленькой, да почаще».
Портсигары и шкатулки, фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт.
Эмалевые работы предприятия А. Кузмичёва пользовались большой популярностью в США, куда их поставляла Tiffany.
Набор для пунша, г. Москва, 1887, фирмы «Кузмичёвъ // Made for Tiffany&Co», изготовлен с модным эффектом «тромплейя» (от франц. trompe-l'œil — обман зрения).
На подносе лежат как будто настоящие «льняные» салфетки с богатой вышивкой, поражающей достоверностью в изображении ткани, кружева и цветных ниток.
На венце большой братины, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит», а на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, все до капли выпивай».
Портсигар и подставка для бумаги, г. Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт.
Согласно правилам, прописанным на информационных стендах, в каждом зале рекомендуют находиться не более пяти минут. Честно не представляю, как можно уложиться в столь короткий промежуток времени. Мы провели в музее более двух часов, советую и вам закладывать не меньше (если только не хотите пробежать все галопом и просто поставить галочку «Я тут был»).
Не торопитесь покидать музей быстро, на выходе вас ждет чудесное кафе с ярким дизайном, а, если повезет, то можно успеть присесть за чашечкой кофе возле окна с видом на Фонтанку и «переварить» только что полученные эмоции.
Как вы поняли мечта сбылась, и мечтой осталась довольна. Очень рекомендую музей к посещению.